Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Часть 4

May 14, 2014 18:15



В декабрьском низком небе
громада яйца, снесенного Брунеллески,
вызывает слезу в зрачке,
наторевшем в блеске куполов…
И.Бродский


Собор Санта-Мария-дель-Фьоре - флорентийский кафедральный собор.
Жемчужина Флоренции (Обзорный пост) и самое знаменитое архитектурное сооружене флорентийского кватроченто. Находится в самом сердце города на Соборной площади.




В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары).




На месте, где теперь стоит Собор, вначале было древнеримское строение. В 4-5 веках здесь построили церковь Санта-Репарата (Santa-Reparata). В конце 13 века вокруг старой церкви начали строить Собор.




Через 80 лет после начала строительства Собора церковь внутри снесли. Но до сих пор в подвальном помещении Собора сохранились остатки церкви Санта-Репарата.




Собор был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства - 90000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади.




Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом. Размеры собора впечатляют: длина - 153 метра, ширина в трансепте - 90 метров.




Собор еще и дал городу блюдо называемое "Пепозо". Это экономное блюдо из тушенного мяса, приготовленное с большим количеством зерен черного перца, изобильно политого красным вином. Строители могли часами тушить это блюдо в кирпичных печах (за одно изготавливая в печах кирпичи для купола). "Пепозо" до сих пор является традиционным блюдом в Импрунета (городок по близости от Флоренции, по сей день прославленный производством терракоты). Во Флоренции во многих ресторанах это блюдо включено в меню.


    


Фонарь сверху на куполе высотой с 5 этажный дом. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду.  Брунеллески стал создателем легендарного и самого большого в мире купола восьмиугольной формы, в основе которого не было ни одной деревянной опоры.



Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.




Особую значимость для туристов имеет подъем на смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на город, при этом подниматься придется самостоятельно - лифт здесь отсутствует.




Колокольня (башня Кампанила Джотто) немного ниже купола собора. И на нее можно подняться.




Кампанила Джотто получила свое название в честь зодчего, которого пригласили на должность главного архитектора. Увы он ее не достроил, достраивали другие.


    


Мы брали экскурсовода. Они в Италии дорогие, но того стоило ( 3 часа 150 евро). Она сказала, что скульптору поставили конкретную задачу кто должен быть в нишах, но остались пустые места и кого именно туда ваять решал он сам. И он поставил туда скульптуру человека которого знал весь город - скандального дядьки, который ходил, мешался под ногами, вечно спорил и всем надоел. Но зато его знала каждая собака. Так башня стала как бы ближе к народу.




На фото как раз этот дядька. Как я понял его имени уже никто не помнит. Возожно это просто легенда, но интересная )))




Кампанила Джотто. В ходе строительства проектная высота этой башни была снижена с 122 метров до 84.7 метров (у нас в Питере все обычно наоборот) )))) Но башня все рано впечатляет. С вершины открывается захватывающая панорама на всю Флоренцию и окружающие её холмы.

Очередь в Собор.


    


Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 414 ступеней.




На вершине башни установлено 7 колоколов, самый большой из которых имеет 2 метра в диаметре. Первый ярус колокольни украшают статуи, установленные в XV веке.




Решение о строительстве собора на месте древней церкви Санта-Репарата (IV-V века) было принято в 1289 г. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.




Собор являлся местом проповедей Савонаролы, а также в соборе во время заговора Пацци в 1478 г. было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.




Нынешний фасад был перестроен в 19 веке, стал более богатым. Финансировал строительство в том числе и Демидоff. За его огромный вклад на фасаде имеется его герб, причем на самом почетном месте - первым справа от главного входа в Собор. Обратите внимание на герб!




В 1872 году царь позволил Павлу Павловичу носить в России иностранные ордена и титул князя Сан-Донато, доставшийся ему по наследству от дяди Анатолия. В 1877 году Высочайше был утвержден герб князей Сан-Донато, на котором соединились флорентийская лилия и уральский молот! Именно этот герб, под которым помещена надпись "Paolo Demidoff", и украшает собор.

Кстати, Демидовы строили во Флоренции много - и школы и больницы и дома для сирот, даже русскую православную церковь. Русские священнослужители долго не давали разрешение на строительство, но Демидлов умел убеждать... Русский след во Флоренции. Демидовы и не только




Русский след во Флоренции




В центре сидит Деа Мария с младенцем Иисусом работы Тито Сарроччи (Tito Sarrocchi). Справа и слева от неё на фронтоне под арочным карнизом находятся статуи двенадцати Апостолов.




Некоторые стены просто черные или темные. Так темнеет мрамор, который как губка впитывает в себя гарь от печей и автомобильные выхлопы. раньше мимо собора проходил городской автобус, теперь его уже убрали. Мрамор периодически пытаются отмыть или снять слой но это процесс не бесконечный.




Когда цвет мрамора был белоснежным собор был вообще сногсшибательным...




Туристы вокруг ходят толпами )))) и в хорошую погоду и во время дождя.




Купол построили  в первой половине 15 века. Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi, Brunellesco) придумал особую конструкцию, благодаря которой стали возможными гигантские размеры купола: напомню, его высота - 107 метров (91 метр - высота самого купола и 16 метров - высота построенного позже фонаря), диаметр барабана, на который купол опирается - 45,5 метров. Собор был освящен только после постройки купола.




Внутри собор не менее прекрасен.




На сегодняшний день Дуомо способен вместить до 30 тысяч человек во время службы. Внутри собора есть еще и музей, поэтому попасть в собор можно только по расписанию.




Купол собора еще и автономический прибор ))




Если вам повезет побывать во Флоренции в июне и июле, то посетив собор можно наблюдать, как ближе к полудню на полу в левой части трансепта образуется четко очерченный круг света и ползет в центр.




В семидесятые годы XV века при участии давнишнего друга Брунеллески, математика и астронома Паоло даль Поццо Тосканелли на куполе был установлен гномон (на фото выше). Он превратил Собор в громадный астрономический прибор. Вплоть до XVIII века, пока еще не был усовершенствован телескоп, гномон оставался лучшим инструментом для определения времени солнцестояния и для того, чтобы определить географическую широту места.




Виды с купола прекрасны... но есть у этой смотровой площадки один огромный недостаток, который невозможно исправить.




Нет, это не отсутствие лифта, хотя он был бы кстати.




С купола собора или башни не видно самого собора.


    


Возвращаясь к куполу... Самое удивительное, не то что он построен из кирпича (как купол Пантеона в Риме или наш Исаакий). Он состоит как бы из двух куполов, двух оболочек. Кирпичи положены специальным образом, чтобы каждый следующий ряд обеспечивал равновесие предыдущего.




Справа "непочтительный ангел". Он делает жест рукой, символизирующий посыл на три  веселых буквы. Итальянцы называют этот жест - зонтик (gesto dell’ombrello). На русском подобые жесты - "жест по локоть" или средний палец.


   


Двери тяжелые, бронзовые. Самые старые центральные. Врата Рая, работы Аугусто Пассалья (1882).




Слева ниже художник Джузеппе Кассиоли, который увековечил себя на воротах вместе со святыми. Он изобразил змея обвившегося вокруг шеи наподобие галстука. Это из-за того что его торопили с изготовлением... но он и сам виноват, затянул и просрочил все сроки.


   


Кстати, изображение Ники работы этого Джузеппе Кассиоли, использовали для дизайна комлекта медалей на Олимпиаде в Москве. Неужели никого из советских скульпторов не нашлось?





    





Все хорошо, но храм знатно зажат домами. Не хватает ему пространства.




Женщинам лишь бы путешествовать... а лучший мужской отдых - рыбалка, диван и пиво... кстати их мужики так и поступили, кроме меня. Потому что пиво и рыбалку я не люблю... а одного дивана в качестве аргументов не хватило.




Баптистерий Сан-Джованни видел почти всех кто рождался во Флоренции. Там поточным методом крестили младенцев. Раз в год... он намного старше собора.




Особенно знамениты его Золотые врата.




С этой стороны видно какой уже грязный мрамор.













Вечером собор не менее прекрасен.










Фасад ночью словно светится изнутри...







Частично фото и инфа (С) интернет







Так выглядит собор с улицы на которой мы жили.




Виды на собор из квартиры которую мы снимали




Обзорные посты об итальянских городах:

Венеция ----- Милан ----- Верона ----- Падуя ----- Неаполь ----- Савона ----- Ватикан ----- Рим ----- Флоренция ----- Сиена ----- Генуя

путешествия, Италия, история, житиЕ моЕ, религия

Previous post Next post
Up