О сердце, ты неблагодарно!
Тебе - и розовый миндаль,
И горы, вставшие над Арно,
И запах трав, и в блеске даль…
Н.Гумилев
Русские всегда любили
Италию, а Флоренцию особенно.
Особенно в этом преуспели Демидовы. Они внесли большой денежный вклад в сохранение и улучшение архитектурных шедевров Флоренции. Это памятник Демидову с сыном.
Демидов в римских одеждах... слева сидит обнаженная девушка... наверное сестра...))) к памятнику мы еще вернемся )))
Династия русских горнопромышленников Демидовых была известна своей благотворительностью. Они часто и подолгу жили за границей и не скупились на пожертвования. За это им ставили памятники, называли их именем площади, отливали медали в их честь. Зарабатывать в России, а тратить в Европе, было принято еще и в царские времена... увы.
История связей Демидовых с
Флоренцией начинается с имени Николая Никитича Демидова, который в 1819 году с семьей переезжает в Тоскану, чтобы поправить здоровье, да так и остается здесь.
Флоренция и Тосканская область стали его вторым отечеством. По разным свидетельствам Демидов занимал здесь должность российского посланника или поверенного при Тосканском дворе, а среди простых итальянцев он приобрел широкую известность за щедрость, любовь к искусству, и масштабную благотворительную деятельность.
Николай Демидов выделял средства на больницы, помогал бедным, был увлеченным коллекционером предметов изобразительного искусства. Его сын Анатолий пожертвовал средства на восстановление фасада собора Санта-Кроче и время от времени приобретал работы Перуджино, Джорджоне, Тициана, Тинторетто, а также получил титул князя Сан Донато (по имени фамильной виллы под Флоренцией) от герцога Тосканского.
Племянник Анатолия Павел Демидов открыл во Флоренции школы, дешевые столовые, ночлежки. Кроме того, он пожертвовал 38 тыс. лир (деньги 19-го века имели золотой эквивалент, но можно приравнять эту сумму к сотням тысяч евро) на реставрационные работы и возведение фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, который до 19 века был покрыт неотшлифованным камнем (сейчас такой фасад можно увидеть у собора Сан Лоренцо). Сегодня глаз туриста теряется среди многочисленных скульптур и декоративных элементов из белого, зеленого и розоватого мрамора.
На виа Сан-Никколо над входом дома номер 30, откуда раньше входили в школу для бедных детей, бросается в глаза чугунный герб Демидовых с их девизом "Acta non verba" - "Делами, а не слова".
Воистину площадь и памятник являются свидетельством того, что Демидовы были верны этому девизу, своими делами оставив видимый и долговечный след своего присутствия во
Флоренции.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре обязан своим великолепием Павлу Демидову.
За вклад в фасад культуру Флоренции, на одном из красивейших и знаменитейших соборов мира - флорентийском Санта Мария дель Фьоре, есть герб Демидовых. Причем на самом почетном месте - первым справа от главного входа в Собор.
Герб Павла Демидова - князя Сан-Донато, представляющий сбой щит, разделенный на четыре части, прикрытым малым щитком с гербом фамилии Демидовых, в верхней части которого - три рудоискательных лозы, а в нижней - молот. В четырех делениях гербового щита в шахматном порядке расположены эмблемы гербов города Флоренции - серебряные лилии и греческий крест, что отражает принадлежность территории виллы Сан-Донато к Флоренции. Находится он на самом почетном месте. Первым справа от входа в Собор.
Ещё в 1587-1588 годах было принято решение о строительстве нового фасада. Старый фасад, существовавший только на уровне первого яруса, демонтировали. Был объявлен конкурс, однако до середины 19 века работы так и не были начаты. То не было денег, то попечительские советы раздирали скандалы. Только в 1871 году в новом конкурсе на право проектирования фасада победил Эмилио де Фабрис. Правительство Флоренции бросило клич по сбору средств. Ведь надо же когда-нибудь закончить это строительство!
Вот тогда Павел Павлович Демидов и передал муниципалитету крупную сумму денег на облицовку мрамором фасада собора. Такую крупную, что его герб поместили на почётном месте. (К сожалению, найти размер суммы мне не удалось). Работы были начаты в 1876 году и закончены в 1887. И появился этот великолепный, потрясающий неоготический фасад из разноцветного мрамора - белого, зеленого и красного, украшенный скульптурами и резными орнаментами. И немалая заслуга в этом Павла Петровича Демидова.
Демидов в предместье Флоренции купил у монахов Санта-Кроче владение Сан-Донато и приступил к строительству виллы, которую впоследствии Анатолий Демидов достроил и превратил в великолепный дворец, разместив в нем свою грандиозную художественную коллекцию. Несколько поколений семьи Демидовых жили на этой вилле и занимались благотворительностью во Флоренции. "Самый щедрый в Италии благотворитель" - так назвал Николая Демидова Стендаль.
Будучи российским посланником при дворе Великого герцога Тосканского, он построил школу (она существует и сейчас и носит имя Демидовых), больницу, дома для престарелых и детей-сирот. На Флоренцию потрачено 12 миллионов золотых рублей. Не шуточная сумма. Сейчас это наверное больше 500 миллионов долларов.
Благодарная Флоренция воздвигла Николаю Демидову памятник, который и ныне стоит на площади его имени - Piazza Niccola Demidoff на набережной Арно. Зеленый сквер, а название совсем русское.
По приезде во Флоренцию Николай Никитич основал на этой площади приют для сирот и престарелых, который назвали “приют Демидова”. Сегодня его фасад украшен горельефным изображением Николая Никитича. Приют расположился неподалеку от палаццо Серристори (слева от памятника в сквере - Lungarno Serristori, 21), где первое время жил сам Демидов.
Чем-то на Путина похож. Наверное работоспособностью и авторитетом. Про сестру у ног... эта фигура, сидящая с лавровым венком у ног Демидова, символизирует Признательность населения Флоренции. Мол... все что можем... лучшее готовы отдать... только делай взносы... конечно благодарная Флоренция и этот памятник поставила на деньги самих Демидовых.
По углам постамента располагаются четыре аллегорические скульптуры - Природа, Милосердие, Искусство и Сибирь (последняя держит в руках Плутоса с мешком золота - несметного богатства рода Демидовых). Ни от одной из них мороз по коже не пробирает, но обратите внимание, что только последняя фигура полностью одета и носит шляпу, ведь все итальянцы знают, как бывает холодно в России. Это и есть Сибирь, олицетворяющая мечту всех женщин России - в шляпе во Флоренции и с деньгами. Логично...
Своими заводами Николай Демидов управлял из Флоренции. Вообще, несмотря на то, что значительную часть жизни Николай Никитич провел за границей, ему блестяще удавалось руководство колоссальным хозяйством. "Все зависит единственно от собственной моей воли, а не от распоряжений приказчиков", - писал он своим уральским управляющим. А когда в отчетах приказчиков что-то бывало не ясно, он немедленно требовал явиться к нему для объяснений... во Флоренцию. Получив такое приказание, приказчики через всю Европу неслись к нему на тройке.
Палаццо Серристори, где жил Демидов, находился в квартале Сан-Никола за рекой Арно. Квартал был бедный, и Николай Никитич развил и здесь бурную благотворительную деятельность. Ее размах поражал флорентийцев. Он основал и содержал до конца жизни приют для престарелых, аптеку, бесплатную начальную школу на 160 мальчиков из бедных семей. Для того чтобы школа не прекратила своего существования и после его смерти, он сдал в аренду городским властям два флигеля, примыкающих к палаццо Серристори с условием, что арендная плата пойдет на содержание школы.
Николай Демидов.
При всем при этом Николай Демидов оставил двум своим сыновьям состояние вдвое большее, чем сам получил от отца.
Теперь это богатый район где живут самые состоятельные итальянцы. Но туристы проходят и никто не видит, что перед ними памятник русскому меценату. Думают какому-то местному императору. Умеют итальянцы ставить памятники русским. Поставить бы вот так памятник Юлию Цезарю в Москве... в русском шлеме, с булавой и на добром русском коне... )))) а низенько на монгольском (шоб никто не догадался) написать кому именно. Но Юлий Цезарь на Россию не тратился...
Во Флоренции им были открыты дешевые столовые для бедных, приюты и передана муниципалитету крупная сумма денег на облицовку мрамором фасада собора Санта Мария дель Фьоре. За эти пожертвования Павел Павлович и его жена были избраны почетными гражданами Флоренции, а в 1879 году в их честь на деньги, собранные по подписке, была выбита золотая медаль. Нечего было в России улучшать. В 1880 г. в знак благодарности за пожертвования, сделанные князем городу, на фасаде собора Санта Мария дель Фьоре и был помещен фамильный герб Демидовых (см. выше).
Флорентийцы шутят, что если местные жители договариваются встретиться у Давида, то русские патриотично могут встречаться у памятника Демидову.
Сын Николая Демидова Анатолий.
Анатолий Демидов, которого называли "король малахита", подарил
Николаю I в 1835 году грандиозную малахитовую ротонду. Вплоть до сего дня этот экспонат - один из самых дорогих в
Эрмитаже.
Несколькими годами позже безвозмездно передал в казну 15 тонн отборного малахита для сооружения колонн и пилястр строящегося
Исаакиевского собора. Во Флоренции, на доставшейся ему по наследству вилле Сан-Донато, он собрал грандиозную художественную коллекцию, которая считалась одной из лучших в мире. Так же как его дед и отец, Анатолий Демидов покровительствовал художникам. Жившему тогда в Италии Карлу Брюллову, он заказывает грандиозное полотно "Последний день Помпеи".
"Последний день Помпеи" или о музе Брюллова и закате солнца вручную...
К.П. Брюллов. Последний день Помпеи, 1830-33 г.г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Оплачивает его, показывает сначала в
Риме, потом в
Милане и
Париже , а затем привозит его в
Санкт-Петербург и дарит
Николаю I, прекрасно понимая, что тот передаст его в Академию художеств и оно станет достоянием Отечества. Так, благодаря Анатолию Демидову, итальянская публика смогла познакомиться с шедевром русского искусства, а Россия получила бесценное творение великого мастера. А ведь меценату, оплатившему это полотно, в то время было двадцать лет!
Женился он в 1840 году на Матильде де Монфор, родной племяннице Наполеона Бонапарта, родственницы Николая I . Именно тогда великий князь Леопольд II Лорранский пожаловал Анатолию тосканский титул князя Сан-Донато, но (!)
Николай I носить ему в России его не разрешил.
Самым известным русским флорентийцем был Павел Павлович Демидов (1839-1885), который часто жил с семьей на фамильной вилле Сан-Донато, а затем - в приобретенном им бывшем имении Медичи Пратолино.
Церковь Рождества Христова и св. Николая Чудотоворца. Ее не просто построили на деньги Демидовых. Они еще и долго пробивали разрешение на строительство у Русской православной церкви.
Русский храм на виа Леоне Дечимо известен не только своей красотой. Это первая русская церковь, возведенная в Италии. Правда, еще раньше построили храм в Ницце, но он почти сразу оказался на территории Франции.
Над храмом вместе работали русские и итальянские мастера. Подобно
"Спас на Крови" в Санкт-Петербурге, церковь украшена майоликой и мозаиками. По образцу северных русских храмов, она состоит из верхнего (холодного, летнего) и нижнего (теплого, зимнего) храмов. Убранство нижнего храма в основном подарено князьями Демидовыми - это уникальный интерьер домовой церкви русских аристократов середины XIX века. Как и раньше, сейчас нижний храм используется для богослужений зимой, а во время Страcтной Недели крестным ходом совершается переход в верхний храм.
В 20-х годах власти СССР стали претендовать на здание церкви, но эта попытка не увенчалась успехом (с этого времени храм находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата). Большую поддержку храму оказывала М.П. Демидова, наследница осевшего в XIX веке во
Флоренции семейства известных меценатов...
"Acta non verba" ("Дела - не слова") - так написано на родовом гербе Демидовых и они всегда придерживались своего девиза.
Русский след во Флоренции Обзорные посты об итальянских городах:
Венеция -----
Милан -----
Верона -----
Падуя -----
Неаполь -----
Савона -----
Ватикан -----
Рим -----
Флоренция -----
Сиена -----
Генуя