Русские оставили серьезный вклад след во
Флоренции. И не только надписями на русском языке...
но еще и зданиями и финансовыми пожертвованиями, стихами и музыкальными произведениями. Демидовы выделяли огромные средства на реставрацию великих памятников Флоренции, Бродский и Тарковский воспели этот город в своем творчестве, а Достоевский и Чайковский частенько останавливались здесь во время своих европейских путешествий. И все они так или иначе оставили во
Флоренции свой след.
Русские заинтересовались
Флоренцией и впервые попали сюда в далеком 1439 году. Это было связано с важным религиозным событием - Флорентийской унией, неудавшейся попыткой объединить русскую и католическую церкви. С тех пор во Флоренции перебывали русские паломники, которые мельком осматривали город и спешили в Рим и Бари, русские интеллигенты, которых манили Данте и мастера Возрождения.
Коренные москвичи Бутурлины, потеряв свою огромную библиотеку после московского пожара 1812 года стали первыми русскими эмигрантами в Италии (1818 год) и, осев во
Флоренции, начали собирать новую коллекцию книг в роскошном ренессансном особняке Палаццо Монтаути-Никколини (сегодня просто Palazzo Niccolini) в самом центре города. На карте города до недавнего времени этот особняк обозначался не иначе как Palazzo Buturlin, а на фасаде остался герб графа Дмитрия Петровича Бутурлина.
Сегодня в этом особняке расположилась дорогая гостиница, где сохранились все интерьеры XIX века. Если попросить разрешения, то вас впустят посмотреть не только дворик особняка, но и внутреннее его убранство (заходите в ворота и слева поднимаетесь по лестнице на второй этаж).
Мощнейший вклад в культуру и архитектуру Флоренции внес Павел Демидов. Это и отделка белым мрамором собора
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре и строительство прекрасной церкви на виа Леоне Дечимо. Это первая русская церковь, возведенная в
Италии! В 1980-х годах Флоренцию и этот русский храм посещал режиссер Андрей Тарковский.
Подробно об этом я уже писал -
Русский след во Флоренции. Демидовы и не только. Часть 7
Флоренция всегда была центром русской культурной жизни в Тоскане. Тут жил
Достоевский с женой и любовался видами на город.
Точный адрес дома, в котором проживал
Достоевский остался неизвестен. Однако в XX веке поэт Евтушенко изучил документы того времени и выяснил, что писатель жил в доме номер 22 по улице Guicciardini, где сейчас имеется мемориальная доска. По свидетельствам, именно в этом доме
Достоевский завершил 17-месячный свой труд - роман "Идиот" в 1869 году.
Достоевский настолько был впечатлен
Воротами в Баптистерий, что по воспоминаниям жены Сниткиной, всякий раз проходя мимо, он долго стоял перед ними, рассматривая мельчайшие детали и выразил желание после того как разбогатеет сделать огромное фото ворот и поставить его у себя в кабинете.
По свидетельству Анны Григорьевны, "нашлась отличная библиотека и читальня с двумя русскими газетами", и писатель "ежедневно заходил туда почитать после обеда". Речь идет о библиотеке - Научном Кабинете Вьессе, куда поступали главные европейские издания. Сегодня эта библиотека находится в здании Палаццо Строцци. Среди подписчиков библиотеки был и Марк Твен )) Стендаль, Артур Шопенгауер, Уильям Теккерей и конечно Эмиль Золя который там и угорел.
"Мне предписано было доктором много гулять, и мы каждый день ходили с Федором Михайловичем в Giardino Boboli (сад, расположенный за дворцом Питти), где, несмотря на январь, цвели розы. Здесь мы грелись на солнышке и мечтали о нашем будущем счастье", - писала Анна Григорьевна.
Из садов холма Боболи видна огромная вилла Н.Ф. фон Мекк, где творил Чайковский (дом 64 по улице Сан Леонардо). Ее сейчас украшает памятная табличка "В этой вилле в 1878 году жил и трудился Петр Ильич Чайковский, который, прибыв к нежным тосканским холмам с просторной русской равнины, претворил бессмертные гармонии обоих краев".
Получил Петр Ильич этот дом от своей меценатки Надежды фон Мекк и выбирал его лично. Ну не абы где же жить великому русскому музыканту:))) Он выбрал, она оплатила. Неподалеку от этого особняка она и сама проживала в гостинице. За 13 лет переписки Чайковский с этой женщиной, композитор так ни разу и не встретился с ней. Фон Мекк оказывала ему широкую финансовую поддержку, но пожелала остаться неизвестной для своего кумира.
Кроме музыки Чайковский писал и стихи. Во Флоренции было начато стихотворение "Ландыши":
«Когда в конце весны последний раз срываю
Любимые цветы, - тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз еще хочу на ландыши взглянуть..."
Впрочем. Возможно именно здесь он понял, что сихи - это не его... и теперь мы его любим за иное... ))) Последний раз город на Арно Чайковский видел в 1890 году, в небывало короткие сроки, всего за 44 дня написал "Пиковую даму" и набросал секстет "Воспоминание о Флоренции"... он и не догадывался, что этот визит во Флоренцию финальный.
Первое путешествие в Италию Антон Павлович совершил в тридцать один год, весной 1891 года. Маршрутная карта такова: Венеция, Болонья, Флоренция, Рим, Неаполь. Писатель посетил Помпеи и восходил на Везувий.
"Aх, какая чудесная страна эта Италия! Удивительная страна! Здесь нет угла, нет вершка земли, который не казался бы в высшей степени поучительным".
"Дуся моя, это я пишу тебе из Флоренции, где пробуду, вероятно, дня два. Одно скажу, здесь чудесно. Кто в Италии не бывал, тот еще не жил. А в комнате у меня холодище такой, что надел бы шубу, если бы она только была" - писал писатель жене, возможно он и имел это ввиду когда писал о "поучительном" )))
Любил
Флоренцию и Бродский. По улице Dei Cerchi можно выйти к площади della Signoria и к городской ратуше, палаццо Веккьо. Именно здесь в марте 1996 года Иосифу Бродскому за вклад в мировую культуру дали титул почетного гражданина Флоренции и вручили премиальный золотой флорин - точную копию средневековой флорентийской монеты.
Нужно сказать, что в
Италии Бродский больше прославился как боготворитель
Венеции, где он и был похоронен.
Любовь же поэта к Флоренции малоизвестна и лучше всего передана в стихотворении "Декабрь во Флоренции" (1976).
Глаз, мигая, заглатывает, погружаясь в сырые
сумерки, как таблетки от памяти, фонари; и
твой подъезд в двух минутах от Синьории
намекает глухо, спустя века, на
причину изгнанья: вблизи вулкана
невозможно жить, не показывая кулака; но
и нельзя разжать его, умирая,
потому что смерть - это всегда вторая
Флоренция с архитектурой Рая...
... Двери вдыхают воздух и выдыхают пар; но
ты не вернешься сюда, где, разбившись попарно,
населенье гуляет над обмелевшим Арно,
напоминая новых четвероногих. Двери
хлопают, на мостовую выходят звери.
Что-то вправду от леса имеется в атмосфере
этого города. Это - красивый город,
где в известном возрасте просто отводишь взор от
человека и поднимаешь ворот.
Там всегда протекает река под шестью мостами.
Там есть места, где припадал устами
тоже к устам и пером к листам.
И. Бродский
Есть города, в которые нет возврата.
Солнце бьется в их окна, как в гладкие зеркала…
И.Бродский
В Палаццо Веккьо можно бесплатно посетить внутренний дворик, вход в который находится рядом с копией знаменитого "Давида" Микеланджело. А летом в “Старый дворец” (именно так переводится с итальянского "Палаццо Веккьо") можно прийти и вечером (последний вход в 23:00), и после просмотра работ Микеланджело, Вероккьо и других мастеров Возрождения подняться на последний этаж и насладиться видом на ночную
Флоренцию с открытого балкона. Там бывал и Бродский.
Перед входом во внутренний дворик на стене слева вы заметите выбитый в камне профиль. Ходит поверье, что этот профиль выбил сам Микеланджело с закрытыми глазами, чтобы продемонстрировать, что искусство не требует физического зрения, достаточно внутреннего видения.
Флоренция, ты ирис нежный;
По ком томился я один
Любовью длинной, безнадежной…
А.Блок
Кстати, Блок единственная русская знаменитость, которому
Флоренция не понравилась. Наверное шли дожди ))
О, безысходность печали,
Знаю тебя наизусть!
В черное небо Италии
Черной душою гляжусь.
А.Блок
Подумал было что мужик играет на балалайке, но нет... показалось.
Это скульптор и архитектор Филиппо Брунеллески. Нет, он не русский )) хотя... его вклад был решающим для преобразования
Флоренции. Начиная с купола Собора
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре спроектированного в 1418 г. Филиппо незаурядной личностью и имел склонность к шуткам и розыгрышам, что послужило поводом для различных историй и легенд вокруг его имени. Самый известный эпизод изложен в "Новелле о Грассо": однажды, Брунеллески со своими друзьями разыграл своего знакомого толстяка столяра, по прозвищу Грассо ( Жирный), убедив того в том, будто тот превратился в совсем другого человека - в некоего Маттео...!
В старинном городе чужом и странно близком
Успокоение мечтой пленило ум.
Не думая о временном и низком,
По узким улицам плетешься наобум...
С.Черный
Битый город дрожит внизу
Расколотым антрацитом.
Богами и Музой,
Как бабушка, нежно-забытый…
Е.Шварц
Тебе нужны слова иные.
Иная, страшная пора.
…Вот грозно стала Синьория,
И перед нею два костра…
Н.Гумилев
Совсем рядом на улице Сан Никколо, на довольно скромном доме номер 91 недавно появилась табличка: "Андрей Тарковский, несравненный режиссер духовного кино, изгнанник во
Флоренции в этом доме провел последние годы своей жизни, гость и почетный гражданин города
Флоренция".
"Флоренция - это город, возвращающий надежду", - так писал режиссер, оказавшийся бездомным скитальцем в Европе. Флорентийская мэрия выделила ему комнату на улице Сан Никколо, где великий русский режиссер прожил с 1983 по 1986 и где написал сценарии к последним фильмам "Ностальгия" и "Жертвоприношение". Фильм "Ностальгия" частично здесь и снимался.
Есть что-то схожее в судьбах двух мастеров - Бродского и Тарковского. Оба они любили
Флоренцию, оба провели здесь последние годы своей жизни, оба стали почетными гражданами Флоренции.
А вот современный русский вклад, в основном из надписей на русском языке... и в приклеенных стикерах...
А еще такой...
Инфа и некоторые фото цинично (С) с разных мест интернета и снабжена моими не менее циничными комментариями. Особенно много инфы взял с Википедии и отсюда
http://turbina.ru/guide/ https://latuaitalia.ru/art/ Обзорные посты об итальянских городах:
Венеция -----
Милан -----
Верона -----
Падуя -----
Неаполь -----
Савона -----
Ватикан -----
Рим -----
Флоренция -----
Сиена -----
Генуя