В пыльной кофейне глаз в полумраке кепки
привыкает к нимфам плафона, к амурам, к лепке…
И.Бродский
Баптистерий Сан-Джованни находится на Пьяцца дель Дуомо и Пьяцца ди Сан-Джованни,
рядом с собором
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре и колокольней Джотто. БукОф тут много, но советую прочитать, особенно про лжепапу, который здесь похоронен. Биография достойна великого разбойника )))
Когда-то он был таким.
Это одно из самых старых зданий города. Как и большинство баптистериев, освящён в честь Иоанна Крестителя.
Первый баптистерий был построен во Флоренции не позднее V века, на развалинах более древних построек (точный век строительства неизвестен). В античные времена на этом месте находился храм, построенный по приказу самого Юлия Цезаря, посвященный богу войны Марсу. Лучше бы они его сохранили. Эх, не было тогда Юнеско...
От этой постройки сохранились фрагменты пола под решеткой напротив восточной двери. В IV веке, здесь было решено устроить крестильню, т.е. баптистерий (лат. baptisterium). Статую Марса, которая находилась в храме, жители Флоренции не выбросили, а установили у моста, который в 1333 году смыло наводнением.
Ныне существующее здание строилось с 1059 по 1129 годы. Для облицовки баптистерия использовали белый и зеленый мрамор, закрывший основу стен, сложенных из песчаника.
Посещение баптистерия Сан-Джованни - платное по билетам. Баптистерий имеет восьмиугольную форму с прямоугольной пристройкой на западной стороне, а его внешние стены облицованы цветным мрамором с геометрическими рисунками.
Внешний вид баптистерия украшен рядом художественно значимых статуй, в том числе работы Андреа Сансовино (над Вратами Рая) и Джован Франческо Рустичи, Винченцо Данти (над южными дверями).
Вы спросите для чего построили это здание? Крестить младенцев. Освящение баптистерия Сан-Джованни произошло 6 ноября 1059 г. папой Николаем II.
Почему крестили не в соборе, который рядом? Долгое время Баптистерий сам играл роль кафедрального собора. Кроме того орущие младенцы нервировали паству (шутка)... крестили всего РАЗ в год. Разик можно было бы и потерпеть )))) просто некрещеных в то время в храмы не пускали, даже младенцев.
Для тех непорочных, кто умирал не дождавшись крещения, существовали специальные кладбища.
За внутреннее содержание Баптистерия отвечала мафия гильдия Суконщиков. Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII-XIV веков работы венецианских мастеров. В мозаиках купола доминирует огромная фигура Христа-судьи со сценами Страшного суда, занимающими три из восьми сегментов купола.
Внутри баптистерий сохраняет ту же восьмигранную планировку, что и снаружи. Он облицован мрамором, и каждая из его стен разделена на три части высокими колоннами.
Внутри все как в храме. Полукруглая апсида в XIII веке была заменена на прямоугольную. Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII-XIV веков. Центральная мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В Баптистерии также находится гробница антипапы Иоанна XXIII.
Вплоть до XIX века именно здесь крестили всех уроженцев Флоренции. Среди них - Данте и Медичи. Данте даже вспоминал о нем в изгнании, называя его «Прекрасный Сан-Джованни». Экскурсовод рассказала, что Данте тут спас младенца из купели, в которую того уронил священник )))
В центре прекрасного инкрустированного мраморного пола находился Крестильный источник, о котором упоминал в своей «Божественной комедии» Данте, но он был разрушен в XVI веке по приказу великого герцога Франческо I. Сохранился Крестильный источник работы мастеров Пизанской школы XIV века, он расположен у стены, слева от меня (загородить не удалось). Ближе не пустили. Младенцев крестят здесь и сейчас 21 марта.
Статуя св. Иоанна Крестителя, созданная Джованни Пьямонтини ок. 1688 г. и подаренная баптистерию Великим герцогом Козимо III Медичи.
На пяти регистрах пяти других граней купола представлены Небесная Иерархия, Сотворение Мира, жизнь Иосифа, сцены из жизни Девы Марии и Иисуса, жизнь Иоанна Крестителя.
Сотворение мира. Непонятно что козел делает с быком... Луна удивлена, а довольны похоже только рыбы. У них есть пары.
Изгнание из Рая. Адам как бы показывает кто имеено емго совратил и что до её появления все было хорошо... но Бог непреклонен...
К счастью тут крестили младенцев, подробности каринок на которых дядя с рогами жрет людей им были непонятны )))
Не отсюда ли пошли "святые овечки"? ))) что-то не сфокусировалось ))) но так даже заХадочнее )))
В 1113 году в церкви был похоронен епископ Раниери.
Среди находящихся здесь произведений искусства особый интерес представляют гробница антипапы (лжепапы) Иоанна XXIII - целый погребальный комплекс, выполненный скульпторами Микелоццо и Донателло (изваял статую покойного), два римских саркофага и саркофаг епископа Раньери .
За время своей карьеры лжепапа обвинялся в пиратстве, убийстве, содомии, инцесте и других преступлениях))) Начиная с XIX века историки считают, что преступность Коссы была сильно преувеличена его оппонентами.
Антипапа Иоанн XXIII умер 22 декабря 1419г.
В постановлении о его смещении содержалось семьдесят четыре пункта, из которых двадцать не были оглашены - настолько ужасны были злодеяния Бальтазара Коссы))) В частности, ему ставились в вину такие преступления, как отравление предыдущего папы Александра V; изнасилование трёхсот монахинь; сексуальная связь с женой своего брата и монахами; растление целой семьи, состоявшей из матери, сына и трех сестер, причем самой старшей из них было всего двенадцать лет; торговля епископскими кафедрами и даже отлучениями; пытки тысяч невинных людей в Болонье и Риме. За все эти злодеяния собор объявлял Иоанна XXIII низложенным и предал светскому суду как «закоренелого грешника, безнравственного негодяя, симониста, поджигателя, изменника, убийцу и растлителя», а император Сигизмунд наложил опалу на его покровителя, который вынужден был выдать осужденного. Иоанн был арестован во Фрайбурге и отказался от своего звания. Освободившись из заключения, он добровольно явился к новому папе Мартину V, который назначил его епископом Тускуланским.
Саркофаг с останками антипапы Иоанна XXIII можно посмотреть на фото выше... он достаточно высоко от пола )))) наверное что бы доплюнуть не смогли. Более достойного для захоронения в том месте где крестят всех младенцев Флоренции не нашли ))))))
Монумент над его захоронением был создан скульпторами Донателло и Микелоццо в 1424-1425 годах.
Так же украшением внутреннего убранства служат алтарь XIII века и великолепная деревянная статуя Магдалины работы Донателло (1435-1455 гг.).
Одним из самых значительных произведений искусства, которые находятся в Баптистерии, являются три бронзовые двери церкви.
Южные двери, которые были изготовлены в 1290-1348 годах, принадлежат руке великого итальянского художника Андреа Пизано, который ко времени получения заказа на изготовление дверей уже прославился возведением кафедрального собора в городе Пиза. Пизано всего лишь за три месяца изготовил восковые формы рельефов дверей, а их отливка была доверена венецианскому мастеру Леонардо д Аванцо, лучшему мастеру этого дела на то время.
Врата Рая или ворота в Баптистерий во Флоренции
Северные двери были задуманы городскими властями в эпохальный 1401 год (год, с которого ведется отсчет эпохи Возрождения). Власти объявили конкурс на создание дверей, победителями которого были Гиберти и Филиппо Брунеллески. Судьи конкурса никак не могли выбрать лучшего из двух молодых художников и предложили двум талантам работать над дверьми совместно. Однако Брунеллески ответил отказом. Интересно, что с тех пор он никогда не занимался скульптурой.
Гиберти же большую часть своей творческой жизни посвятил работе над дверьми северного портала, в результате чего появился истинный шедевр эпохи Возрождения. В 1425 году флорентинцы, пораженные северными дверьми Гиберти, заказали ему еще и восточные двери -
Врата Рая. Нижнее фото (С).
Возле восточных дверей Баптистерия можно увидеть две колонны, с которыми связана любопытная легенда. Однажды жители Пизанской Республики, отправляясь в поход, попросили Флоренцию посторожить их родной город, так как опасались нападения Лукки. Те выполнили их просьбу и взамен им были подарены эти колонны, которые могли предугадывать предательств.
Правда пизанцы не хотели дарить такой ценный подарок, поэтому перед дарением они прокипятили колонны и те потеряли свое свойство.
Флорентинцы так и не придумали, куда же деть эти колонны, и поставили их у Баптистерия, где они находятся и по сей день. Забавно, но и Пиза и Лукка впоследствии были завоеваны Флоренцией.
Продолжение следует... вся инфа (С) с разных мест интернета и от экскурсовода. Несколько фото (С) интернет.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Обзорные посты об итальянских городах:
Венеция -----
Милан -----
Верона -----
Падуя -----
Неаполь -----
Савона -----
Ватикан -----
Рим -----
Флоренция -----
Сиена -----
Генуя