Итак, друзиа, мы приближаемся к волнующему моменту - началу легендарного Байкальского спуска образца 1949 года. Это - самый крутой и длинный спуск на Транссибе. И - одно из самых красивых мест на железных дорогах экс-СССР. Причем фантастические пейзажи сменяются с огромной динамичностью.
Те иностранцы, что вооружены путеводителями, готовятся к этому моменту заранее - достают камеры, накручивают обьективы, прочищают от мусора флэшки. Те, что нет - смотрят на тех, кто вооружается, и тоже занимают наблюдательные места получше. Ну а средний российский человек предпочитает сейчас летать на самолетах и вместо путеводителей читает Донцову, а посему эти феерические красоты открываются для него крайне неожиданно, да и то, если он таки едет на транссибирском поезде, а не болтается на алюминиевой туше в облаках, униженно моля Господа о благополучной посадке в месте N.
Поэтому вся моя фотосессия Байкальского спуска - это не импровизация, а пулеметные фотоочереди в тщательно выверенных местах, с упреждением на скорость поезда. Увы, 200 снимков я вам показать не в состоянии, но пару десятков харАктерных - вполне.
* * *
Через 2 часа после Иркутска людям знающим можно увидеть такую картину: поезд, петляя меж сопок, стремится в очередную долину, однако там приоткрывается не зеленый ковер тайги новой ближней сопки, а голубые дальние горы. Это - не просто так; это значит, что мы всего лишь через минуту в первый раз увидим Байкал, пока еще на 750-метровой высоте над озером.
Видите едва различимые голубые 2-километровые горы на горизонте? Это - к Байкалу. Это - потому, что нет больше между нами и ним новых сопок.
Скоро, очень скоро...
И вот! Славное Море в первый раз показывается нам.
Мы еще на большой высоте над ним, но стремимся к нему, каждую секунду.
Поезд отворачивает от Байкала, на первую большую Петлю - Ангасольскую.
А внизу вы видите путь. И ма-а-аленький электровозик вылазит из леса. Видите?
Так вот, этот поезд с тем электровозиком - это именно тот поезд, что идет по нашему направлению и впереди нас. Минут через 10 мы окажемся на его месте.
5285 км Транссиба.
В основании петли - станция Ангасолка.
После неё - поворот снова к Байкалу. Но уже метров 150 высоты потеряем, на петле.
И вот, мы стремительно погружаемся вниз. А улавливающий тупик - он идет рядом с нами, левее - он прямо. Он - не погружается. Это - путь для тех, кто будет ехать без тормозов, дабы не парализовать Транссиб.
Ага, а теперь вид с того места, откуда выныривал малюсенький электровозик - наверх, на то место, где мы сняли кадр с ним. Теперь мы внизу, а за нами и в нашем направлении мчится грузовой поезд. Видите, наверху?
Снова петля, на всех парах к Байкалу. Резкий поворот вправо.
Платформа Темная Падь.
5290 км Транссиба.
Любители Кругобайкалки! Запомните это место. Именно отсюда идет тропа к ней, на станцию Ангасольская (149 км).
У-у-ух! И мы мчимся прямо в тоннель, изогнутый кишкой.
Тоннель все ближе и ближе, он стремительно глотает наш поезд, засасывая его в темноту.
Вот... вот скоро этот миг.
На секунду на портале показывается метростроевская буква М.
И все... полкилометра темноты. Мчимся в ней.
Только гулко стучат колеса и сердце.
Наградой за темноту тоннеля любознательным пассажирам становится гладь Байкала, которая показывается сразу после него. Она уже на 300 метров ближе к нам, чем в первое его явление. Но она еще высоко!
Вдали - город Слюдянка на берегу и в горе - таким инопланетным белым пятном - мраморный карьер.
Да-а-а, в этот раз Байкал ждал меня, после трех лет разлуки. Никакой дымки, и погода абсолютно идеальна!
А Транссиб все спускается ниже, и Байкал уже еще ближе!
Еще небольшая петелька...
...и вот мы видим внизу поселок Култук - старинный русский поселок, он старше Петербурга.
А у берега Байкала идет легендарная Кругобайкалка, по которой ходили все транссибирские поезда до 1956 года. Тот Транссиб видел дальневосточные дивизии, перебрасываемые на фронт под Москву осенью 1941-го - с востока на запад, и русские войска 1904-го, перебрасываемые в Маньчжурию с запада на восток, на Порт-Артур и Мукден.
Вон, где вагончики стоят.
Проезжаем магистральную автодорогу Чита - Иркутск (Москва - Владивосток). Видите, как она тут петляет? Не полихачишь особо!
Уходим на вторую глобальную петлю, Медлянскую.
Сейчас проежаем отросток Култука, но скоро поселок кончится.
И снова напротив нас - и много ниже - Транссиб. Через 10 минут мы там, внизу поедем, в обратном направлении.
5298 км Транссиба.
В основании этой петли - второй тоннель, Медлянский.
Выехав из тоннеля, мы видим те места, где ехали несколько минут назад. Виден также виадук автодороги Чита - Иркутск, проложенный над железкой.
Описываем ещё плавную петлю у подножия сопки, и мы - почти на уровне Байкала. Вот за полчаса мы и спустились больше чем на полкилометра...
И снова вернулись к Култуку - аккуратно его обьезжаем краешком..
В этот раз перед Слюдянкой я решил посмотреть не на байкальскую сторону, а на противоположную - горную. Вот такое небольшое озеро проезжаем, а вдали - Слюдянский мраморный карьер.
На озере растут какие-то редкие охраняемые растения.
5305 км Транссиба.
Замедляем ход - скоро Слюдянка.
Это место, где Кругобайкалка соединяется с Транссибом. Два моста - транссибовские, а самый левый - это путь, который с Кругобайкалки идёт.
Далее у нас будет Слюдянка с мраморным вокзалом и омуль, но уже не малосольный, а горячего копчения :)
Про это культовое у путешественников место поподробней можно почитать еще у моего коллеги Михаила Крайнова.
Продолжение следует
Ранее было:
Общее описание поездки,
пресса о восточно-азиатском вояже.
Москва. Семь часов в плавильном котле -
часть 1,
часть 2.
Транссиб:
3. На Ярославском вокзале,
4. От Москвы до лесов костромских,
5. От Кирова до реки Камы ,
6. Пермь Вторая,
7. Пересекаем Урал,
8. Екатеринбург и окрестности,
9. Западная Сибирь от Тюмени до Иртыша,
10. Западная Сибирь от Тюмени до Иртыша,
11. Ночной Новосибирск,
12. Вступаем в Восточную Сибирь,
13. Красноярск и окрестности,
14. Красоты за Енисеем,
15. Сибирь от Уяра до Тайшета,
16. Иркутск и окрестности.