Продолжение. Предыдущая часть здесь:
ссылка Часть X.
КАК ПЫЛИНКА УЛИЧИЛА АМЕРИКАНЦЕВ ВО ЛЖИ
Кинопленка очень электростатична, и поэтому притягивает к себе всякую пыль и мелкие волоски. Это просто бич какой-то. Механики, обслуживающие плёночную камеру, чуть ли не каждый час во время съемочного дня открывают кинокамеру и специальным баллончиком со сжатым воздухом продувают рамку фильмового канала, кадровое окно. Если этого не делать, или делать редко, то всяческие там волоски и пыль, притянутые кинопленкой, дойдут до кадрового окна и там повиснут на краях кадрового окна. Когда снимается художественный фильм, то после каждого длинного дубля или после нескольких коротких, механик открывает камеру и просматривает фильмовый канал на вопрос отсутствия пыли, грязи и царапин. Дело в том, что на пленке бывает много перфорационной пыли. Например, когда я работал еще ассистентом оператора на картине "Жил отважный капитан" («Мосфильм», 1985 г.) (рис.X-1),
Рис.X-1. На съёмках фильма «Жил отважный капитан». Ассистент оператора держит в кадре табличку для цветоустановщика.
у нас была советская негативная кинопленка ДС-5м "Свема" и немецкая кинопленка ОRWО NC-3, и вот на на ней было столько перфорационной микроскопической пыли, что вы даже не представляете. Эта пыль образовалась на кинопленке после пробивки перфораций на фабрике. Наш механик по обслуживанию камеры после каждого (!) дубля чистил фильмовый канал!
Но даже и при таких предпринятых мерах мы иногда видим в фильмах торчащий в кадровом окне волосок.
Вот, например, кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Внизу справа висит волосок (рис.X-2). В реальности, поскольку объектив переворачивает изображение вверх ногами, волосок находится в верхней части кадрового окна.
Рис.X-2. К краю кадра прилип волосок.
Грязь в кадре и волоски мы можем видеть и в голливудских фильмах. Возьмем например, фильм Стенли Кубрика "Барри Линдон".
Видите? Там здоровая волосинка болтается (рис.X-3).
Рис. X-3. Волосок в кадре. Фильм «Барри Линдон»
ВИДЕО:
ВОЛОСКИ В КАДРЕ КИНОФИЛЬМОВ Обратите внимание, что волосок исчезает, когда меняется план - когда в монтаже следом за планом с волоском идёт план, снятый либо в другое время, либо в другом месте.
Или в самом фильме: (время 2:56:16)
После слов "Не перейти ли нам к делу?"
http://videobox.tv/video/14442656/ Зачем я так подробно говорю об этих волосках и грязинках в кадре?
Дело в том, что грязь и волоски на рамке кадрового окна есть и в лунных кадрах.
И если она (грязинка) вдруг исчезает, то это, как правило означает, что следом идущий план снят уже в другое время и, возможно, уже в другом месте.
Возьмём, например, NASA Apollo 15 Mission Footage - это длинный проезд на ровере по лунному ландшафту. По замыслу НАСА, эти проезды выполнены 16-мм кинокамерой (рис.X-4), укреплённой на ровере с правой стороны (по ходу движения) (рис.X-5).
Рис.X-4. 16-мм кинокамера “Маурер”.
Рис.X-5. 16-мм кинокамера крепилась на правой стороне ровера.
Этот долгий нудный проезд из миссии Аполлон-15, так же, как и в миссии Аполлон-16, снят покадрово, с применением кукол и макетов. Вначале мы видим только передок ровера. На нижней границе кадра отчётливо видна прилипшая грязинка (рис.X-6).
Рис.X-6. Кадр с игрушечной телекамерой на переднем плане. В красный кружок взята прилипшая грязинка.
Через некоторое время ровер останавливается и из-за левой границы кадра появляется кукла-астронавт. В течение двух минут кукла делает какие-то бессмысленные движения, типа поправляет антенну, а затем после грубой склейки в кадре вместо куклы оказывается живой человек. При этом грязинка исчезает. Кроме того, меняется фон за астронавтом (рис.X-7).
Рис.X-7. Склейка двух планов. Грязинка исчезла. Куклу (кадр слева) заменили на живого человека (кадр справа).
Возможно, что левый кадр снимался на одну кассету, потом был большой перерыв во времени, а правый кадр снимался совсем на другую кассету и совершенно в другой день.
И вот что странно. Пока кукла была в кадре, и мы в течение 39 секунд видели её неподвижную руку, кукла не шевельнула ни одним пальцем. Целых 39 секунд! Но как только после склейки появился живой человек, он тут же стал шевелить руками, двигать пальцами, крутить в руках какую-то деталь в виде двух скреплённых палочек и крепить её куда-то к спинке ровера (рис.X-8).
Рис.X-8. Слева - неподвижная рука куклы, справа - актёр двигает всеми пальцами.
ВИДЕО:
ПОЯВЛЕНИЕ КУКЛЫ С НЕПОДВИЖНОЙ РУКОЙ Потом актёр делает вид, что садится на ровер (рис.X-9, кадр слева), но поскольку мы знаем, что самостоятельно (без помощи двух ассистентов) он этого сделать никак не мог, то этот момент и не показан. Просто следует грубая склейка…, и на ровере уже сидит неподвижная кукла (рис.X-9, кадр справа).
Рис.X-9. Живого актёра (слева) через склейку подменяют неподвижной куклой (кадр справа).
И, как вы, наверняка, догадались, что статичный (т.е. снятый практически без движения камеры) план с живым актёром заменили на куклу для того, чтобы кукла могла «ездить» по павильону среди гор из папье-маше. А живого человека показали, чтобы зритель думал, что до и после этого плана, тоже были показаны живые люди.
Вот как эта склейка выглядит
НА ВИДЕО:
(или
https://youtu.be/Ugn4f0B_ILA?t=14m06s )
С неподвижной куклы панораму сразу переводят на дорогу, на пейзаж, ровер ездит вокруг одного и того же места, проезжает второй раз по своей же колее (рис.X-10).
Рис.X-10. Панорама на 90 градусов, с игрушечного фотоаппарата на передок ровера.
Сделать гигантский павильон, изображающий лунный ландшафт, просто физически невозможно (он должен быть просто неимоверной высоты и ширины!), а вот сделать макеты гор, расставить их на футбольном поле и запустить туда игрушечную машинку, изображающую луноход - задача легко выполнимая. К тому же для съемок кукол не требуется так много света, ведь все кадры снимаются совершенно статичные, без движения в кадре, и выдержку не обязательно делать 1/250 с, можно сделать хоть одну секунду.
Иногда во время проезда в кадре появляется часть колеса, точнее, крыло над колесом. Но из-под него не сыпется никакой песок (рис.X-10, кадр справа), даже при остановке ровера. А ведь должен!
Почему мы утверждаем, что песок должен ссыпаться с колёс? Да потому что НАСА показало нам проезд этого ровера с боковой точки, и мы видим, как то и дело из-под колёс, захваченный грунтозацепами, вылетает песок (рис.X-11):
Рис.X-11. При движении ровера песок ссыпается с колёс.
Но почему-то, когда съёмочная камера переносится на ровер, песок из-под колёс перестаёт сыпаться. Вы смотрите минуту проезда, вторую, третью минуту, четвёртую, ровер то въезжает на небольшую горку, то стремительно опускается вниз, но разлетающегося песка вообще не видно. Разгадка проста. Длинные проезды сняты покадрово, как снимаются мультфильмы. Отсняли один статичный кадр, немного передвинули машинку вперёд - отсняли следующий кадр, ещё на чуть-чуть передвинули игрушечную машинку - и опять сняли статичный кадр. Вот и нет нигде движущегося песка.
А что это за кадры, где ровер снят с боковой точки? Это - самые знаменитые “лунные” кадры - проезд астронавта на электромобиле по Луне из миссии “Аполлон-16”. По цитируемости эти кадры стоят на втором месте. Первое месте по частоте показа в разных передачах про космос занимают мутные силуэтные кадры спускающегося по лесенке астронавта, которого называют Армстронгом, хотя видно, что по росту этот актёр примерно на 20 см ниже Армстронга. И, конечно, ни одна передача про Луну не обходится без знаменитого проезда ровера, воплотившего в себе достижения передового края инженерной мысли - кукла на электромобиле.
Часть ХI.
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ПРОЕЗДЫ ПО ЛУНЕ
Мнения о том, что вместо реальных астронавтов на лунных фотографиях фигурируют куклы, время от времени высказывались на форумах. Но поскольку такие мнения высказывалиcь непрофессионалами, к ним по большей части относились скептически.
Ощущение взорвавшейся бомбы произвело небольшое интервью специалиста, который всю жизнь проработал в кино в качестве оператора комбинированных съёмок, Всеволода Якубовича, записанное в 2012 году. В.Якубович известен тем, что делал комбинированные кадры более чем к 80-ти фильмам, среди которых первый отечественный фильм-катастрофа «Экипаж», а также: "Бриллиантовая рука", "Тот самый Мюнхгаузен", "Гардемарины, вперед!", "Айболит-66" и другие. Кинооператор сразу определил, что в кадре находится кукла на радиоуправляемой модели.
Рис.XI-1. Оператор комбинированных съёмок, В.Якубович коммментирует проезды ровера по Луне.
ВИДЕО:
ОПЕРАТОР КОМБИНИРОВАННЫХ СЪЁМОК В.ЯКУБОВИЧ О РОВЕРЕ НА ЛУНЕ Во время проезда, а это два круга - с удалением от камеры и приближением - астронавт ни разу не шевельнул рукой. Левая рука всё время висит в воздухе параллельно земле.
Рис.XI-2. Левая рука астронавта все время висит в воздухе параллельно земле и не шевелится.
Представьте, что вы управляете автомобилем, правая рука у вас занята управлением, держит руль. Вытяните теперь левую руку вперед, чтобы предплечье, запястье и кисть оказалась параллельны земле. Сможете ли вы в таком положении проехать два круга, вперёд-назад, вперёд-назад, с разворотами, так, чтобы левая рука ни разу не шелохнулась? Представили? Попробовали? Получается?
Сравните эти кадры с тем, как астронавты из миссии «Аполлон-16» вели себя на тренировочных заездах на ровере - всегда левая рука у водителя, сидящего ближе к нам, лежит на бедре около колена. Причём это относится не только к тем моментам, когда ровер стоит на месте, но и когда происходит имитация движения, когда передние колеса вращаются (рис.XI-3).
Рис.XI-3. Тренировка на ровере. Видно, что переднее колесо ровера вращается (фото справа).
Рис.XI-4. Тренировочный заезд на ровере.
Рис.XI-5. Тренировочный заезд на ровере. Видно, по смазке изображения протектора колеса и по пыльному облаку сзади, что ровер движется (фото справа).
Кроме того, оператор В.Якубович обратил внимание на границу, разделяющую переднеплановый насыпной грунт от изображения на фоне: они отличаются и по цвету и по фактуре.
Рис.XI-6. На проездах ровера читается граница между грунтом в павильоне (нижняя часть кадра) и диапозитивом на фоне (верхняя часть кадра).
Вывод кинооператора был однозначным: это - фронтпроекция, известная по фильму «Космическая одиссея». Изображение удалённых лунных холмов проецируется в павильоне на вертикальный экран, в то время как переднеплановый грунт расположен в горизонтальной плоскости.
Если вы посмотрите видео этого проезда на Ю-тубе, то вам покажется странным, что рамки кадра всё время хаотично вибрируют в разных направлениях. Дело в том, что изначально изображение было отснято с сильной качкой, и только сравнительно недавно было стабилизировано с помощью программы «Дешейкер», чтобы ровер не болтался вверх-вниз.
ВИДЕО:
СТАБИЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОЕЗДА РОВЕРА Причину того, почему проезд ровера снимался с сильной тряской, объяснил кинооператор Л.Коновалов. По идее, тряски быть не должно, ведь съёмка производилась не с рук - камера жёстко крепилась на кронштейне к скафандру. А масса астронавта в скафандре составляла около 150 кг. Вся эта конструкция обладает большой инертностью. Тряска была сделана специально, чтобы скрыть тот факт, что перед камерой на игрушечном ровере находится кукла. Причём по затухающим колебаниям тряски становится понятно, что во время съёмки ребром ладони ударяли по ножке штатива. Особенно тряску старались делать в тот момент, когда кукла даигалась лицом к камере.
ВИДЕО:
КАК СНИМАЛСЯ РОВЕР НА ЛУНЕ? МНЕНИЕ КИНООПЕРАТОРА. А вот как в оригинале выглядели две минуты проезда без стабилизации изображения:
ВИДЕО
ОРИГИНАЛЬНОЕ ВИДЕО БЕЗ СТАБИЛИЗАЦИИ Видео называется “Grand Prix”, как будто астронавты устроили гонку на ровере, чтобы развлечь зрителей и продемонстрировать максимальную скорость движения.
Лет 15-20 назад, когда качество видеокартинки в интернете было очень низким с разрешением 320х240, трудно было понять, кто там едет на ровере. Но когда с 16-мм киноплёнки сделан новый скан с разрешением FullHD, да ещё и стабилизировали изображение, сразу стало понятно, что перед нами - неподвижная кукла, у которой из-за тряски во время езды, лишь слегка раскачивается рука на консоли.
Под знаменитым видео можно встретить восторженные отзывы и обеспокоенность тем, что астронавты на ровере могли отъехать слишком далеко, и у них могло не хватить кислорода на обратное возвращение. Признаюсь, мы тоже, глядя на это видео, переживали, что кукла может задохнуться от недостатка кислорода в павильоне.
Зачем же понадобилось использовать куклу, хотя такой несложный проезд, казалось бы, вполне можно было отснять на полноразмерной модели? Ответ прост: а как же сделать вылет песка из-под колёс на большую высоту?
Несложные расчёты показывают, что при заявленной скорости 18 км/ч (якобы с такой скоростью двигался ровер по прямой), а это 5 м/с, песок должен вылетать из-под колёс под углом 60° примерно на высоту до 5 метров, т.е. значительно выше самого ровера. Снять такой вылет песка просто невозможно на полноразмерной модели, а вот на уменьшенной копии сделать вылет песка выше модели можно без труда (см. Рис.XI-7,XI-8).
Рис.XI-7. Уменьшенная радиоуправляемая модель движется по песку.
Рис.XI-8. Вот так примерно эта модель выглядит вблизи.
Для тех, кто заинтересовался этим знаменитым кадром - проездом астронавта на электромобиле по Луне, и тем, как этот кадр снят - предлагаем прочитать статью “Что общего у кошки и ровера на Луне”?
СТАТЬЯ
ЧТО ОБЩЕГО У КОШКИ И РОВЕРА НА ЛУНЕ? Часть XII.
РУССКИЕ МОГЛИ ПОБЫВАТЬ НА ЛУНЕ В 1936 ГОДУ
Если бы СССР вёл себя так же, как США, то мы могли бы доказать всему миру, что русские люди побывали на Луне уже в 1936 году (смайлик).
Потому что к тому времени, к концу 1935 года, был отснят на «Мосфильме» первый советский научно-фантастический фильм на «лунную» тему - “Космический рейс” (режиссёр Василий Журавлёв, оператор - Александр Гальперин). Фильм о том, как знаменитый астрофизик Седых, создатель первого космического ракетоплана, решил лететь на Луну. С академиком Седых летят аспирантка Марина и тайком пробравшийся на корабль юный изобретатель Андрюша. Путешественники прилуняются на обратной стороне Луны, водружают флаг СССР (рис.XII-1), путешествуют по лунным горам, попадают в пропасти, старшего заваливает упавшим камнем, но ему приходят на помощь. Кроме того, первой лунной экспедиции удаётся обнаружить предыдущую ракету с живой кошкой, найти снег на Луне (рис.XII-2), и затем благополучно возвратиться на Землю.
Рис.XII-1. Гигантский прыжок через пропасть и установка флага СССР на Луне.
Рис.XII-2. На Луне найден снег.
На наш взгляд, этот фильм 1935 года гораздо больше даёт представления о Луне, чем все экспедиции “Аполлонов”. Совершенно очевидно, что астронавты США даже и не выходили за пределы съёмочного павильона. Американцы не показали ни одного высокого прыжка на Луне, все астронавты только шаркают ногами по песку, подпрыгивая не выше, чем на 10-15 сантиметров, и заняты исключительно тем, чтобы носком ботинка посильнее расшвыривать песок. Неужели у кого-то язык повернётся, сказать, что эти кадры сняты на Луне (рис.XII-3)?
Рис.XII-3. Астронавты заняты исключительно тем, чтобы посильнее расшвыривать песок ногами.
А вот в нашем, отечественном фильме, находящиеся на Луне герои совершают гигантские прыжки, свойственные малой лунной гравитации. Известно, что она на Луне в 6 раз слабее, чем на Земле. Вполне возможно, что достоверность таких прыжков обязана консультанту фильма, а им был учёный, основоположник космонавтики, Константин Циолковский.
А вот кто был консультантом у НАСА, нам не известно. Но по видео мы понимаем, что рекомендация от консультанта была только одна - как можно сильнее пинать ногами песок.
Мы вырезали из фильма «Космический рейс» на 4 минуты несколько фрагментов. Они более информативны, чем несколько часов фальшивого видео «Аполлонов». Как и в миссиях «Аполлон», в «Космическом рейсе» в кадрах появляются куклы. Но даже смешно ставить их рядом: замечательные движения кукол из «Космического рейса» и убогие механические подёргивания кукол в «Аполлониаде».
ВИДЕО
Несколько фрагментов из фильма "Космический рейс" 1935 г. В 2011 году на Луне, в кратере Кабеус (Cabeus), обнаружены большие объемы воды в форме льда, окись углерода, аммиак и серебристые металлы. Все эти находки были сделаны после того, как в кратер, находящийся в тени, упала ракета-носитель, выводившая на орбиту Луны спутник NASA. После падения из кратера поднялось облако пыли, содержание которого было проанализировано с помощью спутника LCROSS. Статьи о новых открытиях опубликованы в журнале Science.
О том, что на Луне может быть воды в десятки, а то и сотни раз больше, чем это считалось раньше, впервые было заявлено советскими учёными в середине 70-х годов прошлого века на основе доставленного с Луны грунта. И хотя лунного песка (реголита) было доставлено всего 324 грамма (рис.XII-4), было сделано несколько неожиданных открытий (например, существование слоя неокисляемого железа и относительно большое количество воды).
Рис.XII-4. Сведения о лунном грунте, доставленном СССР
А какие открытия были сделаны на основе 385 кг лунного грунта, якобы доставленного "Аполлонами" - история умалчивает. Во всяком случае, о наличии воды до 2010 года ничего не говорилось. Последние исследования астрофизиков показали, что внутри Луны могут находиться водоемы с водой. После запуска индийского спутника Чандраян-1 (Chandrayaan-1), который при помощи спектрального анализа определил химический состав древних вулканических отложений на поверхности спутника Земли, эту новость стали преподносить как сенсацию. Исследователи сообщили, что частицы вулканической породы содержат 0,05% массовой доли воды, которую можно использовать при выполнении будущих лунных миссий.
А по сюжету фильма "Космический рейс", действие которого происходит в 1946 году, путешественники находят в пещерах Луны снег! В фильме была выдвинута версия, что это замороженные остатки атмосферы Луны. Но как бы там ни было, ещё в 1935 году кинематографисты предполагали, что на Луне может быть найдено нечто похожее на снег.
Скоро будут рассмотрены следующие темы:
ИЗМЕНЕНИЕ СКОРОСТИ СЪЁМКИ В 2,5 РАЗА - ОСНОВНОЙ СПОСОБ ИМИТАЦИИ ЛУННОЙ ТЯЖЕСТИ
КОНТРАТИПИРОВАНИЕ
Следите за публикациями
Леонид Коновалов, продолжение следует.
Предыдущая часть здесь:
ссылка Начало всего цикла здесь:
ссылка Дополнение:
Видео стыковки американских модулей на орбите Луны, это макетная анимация, фактически кукольный мультфильм, смотрите:
https://photo-vlad.livejournal.com/86276.html Американцы никогда не были на Луне и я это докажу. Настоятельно рекомендую насафилитикам и прочим интеллектуально недостаточным пиндосолюбам не комментировать этот пост, не ознакомившись предварительно с данным материалом, иначе опять будете выглядеть очень глупо:
Лунная афера: Хьюстон, у вас проблемы! https://photo-vlad.livejournal.com/4700.html Этот блог целиком посвящён научному анализу американской фальсификации полётов на Луну:
Лунная афера: Хьюстон, у вас проблемы! Каталог всех статей журнала:
https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html Чтобы сразу видеть мои свежие посты в своей ленте, пожалуйста, добавляйте мой блог
в друзья и подписывайтесь
на обновления.