История истории евреев. Часть II

Feb 08, 2007 16:41



* * *

Согласно имеющимся в распоряжении историков многочисленных исторических документов грандиозная колония евреев на протяжении более двух тысяч лет проживала в Египте.

Если рассматривать Ветхий Завет (и соответственно Тору) как исторический источник, то кратко история евреев выглядит следующим образом. В 13 веке до н.э. обокрав своих египетских соседей, евреи бегут в синайскую пустыню, где блуждают пресловутые 40 лет. Затем вторгаются в Ханаан (Палестину), истребляют местное население и поселяются на завоеванных землях. В конце концов, еврейские племена на территории Ханаана образуют ДВА государства - Иудею, небольшую область вокруг Иерусалима, и расположенный севернее союз племён, именуемый Израиль. Оба образования сумел объединить под своей властью лишь царь Давид (примерно 1010 г. до н.э. - 970 г. до н.э.), собственно и захвативший у флимистян Иерусалим, и сделавший этот город своей столицей. При его наследнике Соломоне (967-928 гг. до н.э.) Израиль бунтовал против Иерусалима, а при правлении сына Соломона царе Рехаваме Израиль от Иудеи совершенно отложился и с тех пор оба еврейских царства существуют раздельно и часто враждуют. В 9 веке происходит ассирийское нашествие (Иудея по преимуществу выступит союзником и вассалом ассирийцев, а в Израиль в лагере их противников). В 8 веке беспощадные ассирийцы Израиль уничтожают полностью, его земли заселяют иными народами, а израильских евреев угоняют в плен и с тех пор от них не слуха ни духа. Это собственно и есть те самые утерянные «10 колен израилевых». Спрашивается, о каком же Израиле после ассирийцев может идти речь?.. Как ни странно, Израиль уверенно фигурирует в религиозной и исторической отчетности, причем в Талмуде «даже название "Иудея" не упоминается».

Объяснить этот парадокс решительно невозможно, если не предположить, что историю и культуру евреев делали независимо, по крайней мере, в двух центрах - один сочинял иудейскую, а другой израильскую версии, а потом пришлось созданные «древние документы» как-то объединять.

Вернёмся к официальной версии. Чудом избежав гибели от ассирийских полчищ, в 598/7 г. до н.э. крошечная Иудея оказывается завоёванной вавилонским царём Навуходоносором. Население страны угоняют в Вавилон, кто-то бежит в Египет, т.е. полтора века спустя после гибели Израиля евреи также покинули Иудею. Правда, в Вавилоне евреи прямо-таки процветают. В 539 г. до н.э. Вавилон пал под ударами персов, и евреи продолжают процветать в персидской империи. Хотя и не без трудностей, которые счастливо преодолевают, и в честь своей победы в придворных интригах празднуют Пурим. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир дозволяет евреям вернуться в Иерусалим и восстановить Храм. Однако возвращаются в Иудею (Израиль?) евреи не слишком охотно, по общему мнению историков, большая часть евреев проживает в диаспоре вне Исторической родины. Где конкретно проживает? Да почти везде по средиземноморью, а крупнейший центр еврейского расселения опять Египет. При македонской династии Птолемеев (с 4 века до н.э.) евреи процветают в Египте. Точнее сказать, продолжают процветать со времен персидской империи. Их там очень много, до половины населения Александрии составляют евреи, по имеющимся оценкам общая численность евреев в античном Египте достигает миллиона. После осквернения иерусалимского Храма Селевкидами, бежавший из Иерусалима в Египет первосвященник Ония в 3 в. до н.э. возвёл дубликат иудейского Храма в городе Гелиополисе (или Илиополь, он же библейский Бефсамис). Этот храм как и иерусалисмкий разрушили римляне в 71 году. Там в Гелиополисе сохранились и развалины некого храма, правда, сильно напоминающие не иудейский, а собственно египетский храм.
«Начиная со 2 в. до н. э. происходит быстрая эллинизация еврейского населения Египта: еврейские документы начинают писаться по-гречески (а не по-арамейски, как прежде). Пятикнижие было переведено на греческий язык в Александрии и читалось в синагогах в греческом переводе»

Вообще античная литература по евреям весьма и весьма обильна, имеется множество еврейских авторов и текстов. Однако вот какая особенность, все эти еврейские авторы признаны «эллинизированными». То есть они как бы из себя евреи, но пишут по-гречески, в греческой манере и культуре, и чего-либо специфически еврейское в их текстах распознать трудно. До такой степени трудно, что принято считать, будто бы египетские и прочие греки массово обратились в иудаизм. Со своей стороны мы выскажем мнение, что исторические источники по евреям европейцы фабриковали самое раннее в 16-17 веках, люди хорошо знали греческий язык и античную культуру, а о еврейской имели представление самое смутное, что и понятно: еврейскую им только предстояло выдумать. Эта мысль не такая уж дерзкая, серьёзные специалисты по античности не сомневаются, что почти все древние античные тексты были созданы не ранее 15-16 веков, а по большей части имеющиеся в нашем распоряжении памятники античной культуры плод просвещенных 17-18 веков. Но это сокровенное знание не для широкой публики.

Со временем у египетских евреев начались трудности, с 5 по 11 век они якобы пережили христианские, а затем мусульманские гонения. Или не пережили. Считается, что численность евреев в Египте к концу 1 тысячелетия радикально уменьшилась. В 12 веке в Египет из Испании прибыл знаменитый Маймонид (якобы обращенный в мусульманство еврей, затем обратившийся обратно в иудаизм), стал придворным врачом, разоблачил караимскую ересь и возглавил общину египетских евреев. С тех пор евреи в Египте жили благополучно.

Уважаемый читатель, тебя должно быть уже посетили недобрые предчувствия что египетские евреи к 19 веку бесследно исчезли? Увы, увы, самые худшие опасения подтверждаются - поголовно исчезли в неизвестном направлении, не оставив внятного следа, даже археологического (хотя если верить историкам, в Египте должны бы наличествовать многие метры культурного еврейского слоя).
«… открытие Суэцкого канала (1869) принесли процветание экономике Египта. Следствием этого было увеличение еврейского населения страны, в первую очередь, за счет притока евреев из Европы. Согласно переписи 1897 г., в Египте жили двадцати пять тысяч евреев».

Если бы Маймонид нашёл в Египте хотя бы несколько тысяч евреев (судя по средневековым еврейским хроникам, он нашёл значительно больше), то благодаря естественному приросту населения к 19 веку в Египте должны были обитать многие сотни тысяч евреев. В реальности их численность оказалась потрясающе близка абсолютному нулю. Если отвлечься от устрашающих древних хроник, то по общему мнению до середины 20 века, т.е. создания государства Израиль, мусульмане в общем и целом относились к евреям лояльно. Так что подозрения на некий средневековый холокост отпадают. Да и сообщения о массовом истреблении евреев арабами в источниках отсутствуют.

Но быть может Египет такое мистическое место чудесных пирамид, что там возможны всякие волшебства с исчезновениями. Не знаю, не знаю - вот копты, потомки доарабского христианского населения Египта, также подвергались мусульманской дискриминации, но никуда не пропали, а проживают на прежнем месте: к концу 20 века в количестве от 4 до 8 миллионов (оценки разнятся, арабские власти склонны занижать их численность).
ко́пты, этноконфессиональная группа египетских арабов, исповедующих христианство (в основном монофиситы, есть униаты и протестанты). Живут главным образом в городах Верхнего Египта, также в других странах Ближнего Востока, в США, Канаде, Австралии и др. Численность свыше 7 млн. человек (1995). Потомки доарабского населения Египта.

Ну что ж, не будем опускать руки, может быть эллинизированые евреи (или иудаизированные греки?) перебрались в Грецию. В Греции евреям жилось хорошо, историки уверяют, что «Первые достоверные сведения о евреях в Греции относятся к 3 в. до н. э.». За всю историю каких-то особых гонений на евреев в Греции практически не наблюдалось. По этой причине в ходе 2-тысячелетней истории евреи, спасаясь от бедствий, перебирались в Грецию со всего света. Знаменитый еврейский путешественник Биньямин из Туделы в 12 веке насчитал в Греции сотни тысяч евреев.
«К началу 20 в. еврейское население Греции насчитывало около десяти тысяч человек»

Ну вот, опять разочарование, существовавшие - согласно точнейшим данным средневековых источников - многочисленные греческие евреи также пропали из Греции неизвестно куда и почему.

Единственное имеющееся в истории внятное объяснение повсеместного исчезновения евреев к 19 веку это их тотальное изгнание из Испании в 1492 году. И всё бы хорошо, да только эта дата подозрительно совпадает с падением последнего мусульманского оплота на иберийском полуострове - Гранады. Похоже, что под изгнание евреев подверстали общее бегство мусульман из Испании. Впрочем, не исключено, что тогда страну покинули в том числе и предки будущих евреев, почему бы и нет.

А как же марраны? Якобы насильно крещенные испанские евреи, которые тайно исповедовали иудаизм. Их разоблачала бдительная инквизиция и сотнями торжественно сжигала на кострах. Ужас и мракобесие. Правда, когда инквизиция сжигала ведьм и колдунов, то это считается ужасом и мракобесием по иной причине - ведьм и колдунов не существует, люди оговаривали себя под пытками. А что же марраны?

Марраны исповедовали иудаизм настолько тайный, что сходство с собственно иудаизмом обнаружить было не так уж просто (не лёгок хлеб инквизитора). И что интересно, даже попадая в страны, где исповедание иудаизма не преследовалось, марраны нередко продолжали исповедовать свой секретный «иудаизм» в глубокой тайне.

Полагаю, читатель не сильно удивится, если узнает, что преследование марранов в Испании и Португалии более-менее достоверно отмечено не ранее 17-18 веков. Вообще, под названием «марраны» в истории фигурируют самые разные персонажи, часто не имеющие к иудаизму никакого ясного касательства. Фактически «марранами» могут быть этнические отходы и осколки ранних опытов по фабрикации евреев, и какие-то ереси, и политические партии и вообще кто угодно. Известны случаи, когда «марранами» просто назначали:
«Во Франции (где поселение купцов из Португалии было разрешено Генрихом IV в конце 16 в.) МАРРАНЫ формально считались католиками до 1730 г., когда их официально признали евреями; но и ранее власти не вмешивались в их религиозную жизнь».

И заключительный аккорд:
«Толчком к изучению истории марранов послужило открытие доступа к архивам инквизиции (в конце 19 в.)».

То есть до начала 20 века никому толком не было известно, кто такие испанские и португальские марраны. На деле «марран» полумифический персонаж европейской истории, якобы некий секретный иудей, придерживающийся таинственного иудаизма, который иудаизм по причине секретности мог ничем не напоминать иудаизм обыкновенный. Под именованием «марранов» по Европе мог гастролировать вообще кто угодно. И как мы увидим далее, гастролировал.

Для очистки совести посмотрим рядом в Турции. В Османской империи евреев никогда не ограничивали, они были чуть ли не самыми привилегированными из немусульманских подданных султана:
«В целом евреи, как правило, находились в лучшем положении, чем христиане (греки, армяне); это было обусловлено как недоверием к последним (Османская империя почти непрерывно находилась в состоянии войны с христианскими государствами Европы), так и тем, что иудаизм воспринимался как более близкая исламу конфессия»

С иудаизмом в Турции вообще случилась странная история:
«… саббатианского движения, которое приобрело в Стамбуле, Галлиполи и других городах на территории современной Турции значительный размах, а в Измире, где родился и до начала 1650-х гг. жил Саббатай Цви, охватило почти все еврейское население; в середине 1665 г., вскоре после того, как Саббатай Цви провозгласил себя Мессией, этот город стал всемирным центром саббатианства. В конце 1665 г. Саббатай Цви отправился отсюда в Стамбул (где в 1658 г. провел девять месяцев), но по пути был схвачен и заключен в крепость Абидос (близ Галлиполи), а из нее в сентябре 1666 г. доставлен на султанский суд в Эдирне; в этом городе он и его ближайшие последователи приняли ислам, в результате чего подавляющее большинство евреев Османской империи разуверилось в его мессианстве и вернулось к ортодоксальному иудаизму».

Трудно не заподозрить, что до середины 17 века большинство османских евреев не были иудеями. Османские власти уничтожили саббатианство, фактически иудаизм насадили среди «евреев» сверху. Османские правители вообще отличались передовым отношением к евреям: в 1840 году султан Абдул-Меджид издал указ, объявлявший кровавый навет клеветой и запрещавший возбуждать на его основании уголовные дела. Однако, если верить историческим документам, прежде могучее и богатое османское еврейство в 19 веке превратились в нищее и преследуемое меньшинство.
«В первые годы существования Турецкой республики (провозглашенной в октябре 1923 г.) в ней проживало около 200 тыс. евреев, из них в Стамбуле - около 100 тыс., в Измире около 30 тыс., в Эдирне около 15 тыс., в Бурсе и Чанаккале - примерно по три тыс.; кроме того, сравнительно небольшие общины существовали в Тире, Менемене, Касабе, Анкаре, Урфе, Газиантепе, Диярбакыре, Чорлу, Галлиполи, Родосто, Кыркларели, Узункёпрю, Кешане, Силиври, Бабаэски и других местах. Среди евреев Турции преобладали сефарды, родным языком которых был джудесмо; лишь в Стамбуле существовали общины ашкеназов (несколько тысяч человек), грузинских евреев (образовалась в 1880-х гг.), итальянских евреев и караимов (несколько сотен человек). Евреи, эмигрировавшие в годы гражданской войны из России и осевшие первоначально в Стамбуле и Галлиполи, вскоре уехали в Западную Европу, Америку или Эрец-Исраэль; лишь немногие (в частности, грузинские евреи и крымские караимы) остались в Турции. На юге и юго-востоке Малой Азии сохранялись небольшие группы курдских евреев, мустараби и урфали».

Следует учитывать, что в 19 веке в Турцию охотно переселялись евреи со всего света, в том числе и ашкенази, после первой мировой войны скопилось много беженцев. То есть численность собственно турецких евреев незначительна и с убытием мигрантов с уточнением подсчетов количество турецких евреев стремительно уменьшается:
«Согласно официальным результатам переписи (которые, по всей видимости, неточны), в 1927 г. в Турции проживали 81 454 еврея, в том числе в Стамбуле 47 035 (57,8%), в Измире 17 094, в Эдирне 6098, в Бурсе 1915».

В настоящее время евреев в Турции практически не осталось.
«В середине 1990-х гг. численность еврейского населения Турции составляла около 19,5 тыс. человек. Из них свыше пянадцати тысяч - в Стамбуле, менее двух тысяч - в Измире, около тысячи - в Анкаре; кроме того, в стране (преимущественно в Восточной Фракии и Западной Анатолии) есть ряд мелких еврейских общин, каждая из которых насчитывает несколько десятков семей. Подавляющее большинство турецких евреев - сефарды, говорящие в быту на турецком языке; в Стамбуле сохранились общины ашкеназов и караимов»

Похоже, не суждено нам найти евреев в мире где-либо кроме Восточной Европы. Но судьба готовит сюрпризы. В качестве бонуса неожиданно отыскались эфиопские евреи - фалаши.
«По антропологическому типу, одежде, языку Фалаша ничем не отличаются от других абиссинцев, особенно хамитского племени агау; еврейского языка они не знают, Ветхий Завет имеют в том же древнеэфиопском переводе на язык геез, который употребляется в христианской эфиопской церкви и который, очевидно, ими от неё заимствован, равно как и многие несвойственные еврейству христианские особенности и книги. Имя иудеев (айхуд) им почти неизвестно; себя они называют иногда Бета-Израэль - "дом Израилев". Несомненно, что Фалаша - туземное хамитское племя, обращенное в иудейство; но кем и когда?»

Хороший вопрос.
«В Европе о фалаша стало более-менее известно после выхода в свет (1790 г., Эдинбург) пятитомного описания путешествия англичанина Якова Брусса, который 6 лет (1768-1774) провел в Абиссинии».

По виду это чёрные как смоль эфиопы, видимо, побочный результат проектов колонизации Эфиопии европейцами. Израиль торжественно эвакуировал из Эфиопии несколько тысяч фалашей.
«Израильское правительство решило впустить в страну 17 тысяч эфиопов еврейского происхождения. Решение об этом было принято на заседании израильского кабинета».

Иудаизм фалашей довольно условный, не очевидный.
«… Постепенно все больше израильских раввинов признавало фалашей евреями. Но, чтобы предотвратить возможные сомнения в их статусе, фалашей поощряли пройти формальные ритуалы обращения в иудаизм. Поскольку мужчинам сделали обрезание при рождении, требовалось только, чтобы из мужского члена была взята символическая капля крови и чтобы и мужчины и женщины окунулись в миквэ.

Фалаши, которые прибыли первыми, как правило, следовали этим процедурам безропотно. Израильский журналист Зеэв Шиф поведал историю, рассказанную ему одним из видных израильских политических деятелей: в городе, куда мигрировало много эфиопских евреев, рав-вины-ашкеназы и раввины-сефарды начали соперничать между собой за право обратить их в иудаизм.

В последние годы все больше эфиопских евреев отказывается обращаться в иудаизм, считая, что делать так - значит признать, что они раньше не были евреями: это запятнало бы память об их почивших предках».

Хорошего понемногу,
«Правительство Израиля решило закончить процесс репатриации фалашмура (обращенных в христианство эфиопских евреев и их потомков)».

Что тут скажешь, тысячам фалашам повезло. Израильтянам тоже повезло, что католические миссионеры и английские агенты не сподобились раздать Тору нигерийским и сенегальским неграм или даже пигмеям.

Любезный читатель, ежели ты уже не надеешься отыскать постбиблейских евреев ранее 16-17 веков, то ободрю тебя: ещё не всё потеряно. У нас в резерве есть древняя еврейская страна - Персия. До исламской революции 1978 года к евреям в Иране относились лояльно.
«В 1978 г. численность еврейского населения Ирана составляла около 80 тысяч человек»

Более ранних данных не встретил, нетрудно сообразить, что в 19 веке численность персидских евреев была ничтожна (учитывая, что в середине 19 века в Иран прибывали ашкензы). Тем не менее, значение иранских евреев довольно велико, поскольку Иран служил операционной базой английских спецслужб по фабрикации евреев для работы на Среднем Востоке. Так понимаю, что технология довольно простая. Выбиралась подходящая этно-социальная группа туземцев, и в обмен на выгодные торговые контракты с иностранными компаниями будущим евреям предлагалось почитать Тору. В третьем поколении новообращенные евреи и сами были убеждены, что их предки 3 тысячи лет исповедуют иудаизм. Полагаю, примерно так фабриковались довольно экзотические иудейские секты:
«В 1920-30-х гг. евреи Мешхеда, оставшиеся в Иране, стали постепенно открыто исповедовать иудаизм и переселяться из Мешхеда в основном в Тегеран, а также за границу (в Эрец-Исраэль, Англию, США и ряд других стран). К 1955 г. из проживавших в Иране около пяти тысяч мешхедских евреев три тысячи переселились в Израиль».

Кавказские и среднеазиатские евреи по большей части продукт английской миссионерской деятельности 18-19 веков. В ту же Бухару евреи реально прибыли из Ирана в первой половине 19 века (якобы до того евреи кошмарно угнетались, что сами себя почти забыли).
«В 1793 г. в Бухару прибыл уроженец Марокко рабби Иосеф Мамон Магриби. Целью его был сбор пожертвований для еврейской общины Цфата, где он незадолго до этого поселился. Увидев, что еврейская община в Бухаре близка к угасанию, он решил остаться в этом городе. Его усилиями религиозная и культурная жизнь в общине была возрождена».

«К началу 19 в. возникает вторая еврейская слобода (так называемая новая махалла). В середине 19 в. под еврейское поселение был отведен еще один район Бухары - Амирабад. В 1843 г. евреям был продан участок земли для постройки еврейской махаллы в Самарканде. Накануне русского завоевания еврейские поселения были также в Карши, Мерве, Хатырчи, Шахрисабзе, Катта-Кургане, Кермине, Маргелане, Душанбе».

«На основе имеющихся статистических данных о населении Средней Азии число бухарских евреев в конце 19 в. может быть оценено в шестнадцать тысяч»

Русская администрация бухарских евреев как евреев не рассматривала, юридически и фактически их относили к туземному мусульманскому населению.
«Опубликованное в 1887 г. Положение об управлении Туркестанского края и последовавшее двумя годами позже «Разъяснение» правительственного сената по той части Положения, которая касалась евреев, делили бухарских евреев на две категории. В одну категорию входили лица, признаваемые «туземными евреями Туркестанского края». Таковыми считались бухарские евреи, проживавшие на территории края до завоевания его Россией, и их прямые потомки. Эта категория пользовалась теми же правами, что и туземное мусульманское население края».

Следует отметить, что изначально у англичан замах в Центральной Азии был куда шире:
«В своем "Путешествии в Бухару", написанном в 1835 году, сэр Александр Бранес пишет, что афганцы нередко называют себя "Бани Исраэль" ("Сыны Израиля"). В подкрепление этих слов, продолжает Бранес, они приводят легенду, согласно которой евреи были расселены в провинции Гхор около Бамиана и начали называть это место Афганом - по имени царя, от которого вели происхождение. Британский путешественник также приводит историю о Кише, который был вождем перешедших в ислам еврейских племен.

Другой английский исследователь, Фарриер, приблизительно в то же время (в 1858 году) выпускает книгу "История Афганистана", в которой без тени сомнения утверждает, что нынешние афганцы происходят от десяти колен Израилевых. При этом он приводит любопытный факт. Когда Надир-шах, идя в поход на завоевание Индии, прибыл в Пешавар, глава местного племени Юсуф-Заус подарил ему священные тексты, написанные на древнееврейском языке. Евреи, служившие в армии Надир-шаха, признали подлинность этих религиозных текстов».

Английским планам иудизации Туркестана и Афганистана помешала Российская империя. Да, собственно, понятно, что в 19 веке агенты британской империи плодили евреев в регионе в противовес русскому влиянию. Правда, не сказать, что удачно.

Ну что, любезный читатель, ты уже отчаялся найти евреев? Понимаю, однако у нас осталась не исследованной ещё одна велика историческая страна - страна экзотических чудес, факиров и магараджей. Вижу, вижу, ты пожимаешь плечами и устало возражаешь, - Откуда в Индии могут быть евреи?! - Да, пожалуй что и не могут в Индии обитать евреи…. Но если наши рассуждения верны, то евреи в Индии должны быть обязательно и преизрядном количестве. Объясню почему.

* * *
(продолжение следует)
Previous post Next post
Up