Часть 5. Ляскеля - Янисъярви
Расстояние от Ляскеля до Янисъярви составляет где-то 17 километров, то есть мы должны были идти минимум 4 часа без остановок, я же сразу прикинул и подумал, что идти мы будем все 6 часов со всеми остановками и привалами.
Мы начали идти, но решили для начала найти подходящее место для привала. Уже минут через 15 мы нашли какой-то заброшенный переезд и я предложил остановиться там. Андрей и Алексей не поддержали мою идею и предложили пройти чуть дальше за переезд в небольшой негустой лес, мотивируя это тем, что по этой полузаброшенной дороге могут ехать пограничники. Я согласился и мы остановились в этом лесу, попытались разложиться, но в итоге решили пойти дальше, потому что ужинать со стаей комаров - дело не из приятных, а репелленты не очень помогали. Прежде чем идти дальше, я попросил подождать, мне надо было включить телефон в режиме полёта, чтобы посмотреть служебное расписание поездов от Янисъярви до Сортавала и прикинуть с какой скоростью идти. В это время к переезду подъезжает машина и останавливается. Мы затаились, из головы не вылетала мысль про пограничников. Из неё вышли три человека и пошли дальше пешком, видимо, семья приехала на отдых, это не пограничники. И слава Богу. Пока мы ждали, чтобы все люди из той машины ушли подальше от нас (на всякий случай, чисто теоретически, они могли бы позвонить о нас в ФСБ, как это было год назад в Маткаселькя), я изучал расписание и оно не радовало. Было много поездов в Маткаселькя, видимо, для дальнейшего их разворота в Вяртсиля и далее в Финляндию, а поездов с остановкой в Янисъярви до Сортавала было всего три. Один из них в полчетвёртого ночи. Как раз. Я думал дойти до Янисъярви в крайнем случае до полуночи.
Когда кипишь с машиной утих, мы вышли обратно на пути и пошли дальше. Договорились о привале на какой-нибудь скале, по типу, как мы проезжали до этого.
Я обратил внимание на накат на рельсах и он, мягко говоря, был не очень. Кажется, по таким рельсам что-то да ходит, но, может, где-то в раз в неделю, хотя само полотно было отремонтировано относительно недавно.
Мы прошли уже около полутора часов, а скал всё не было. Во время нашего похода я несколько раз предлагал надеть оранжевые жилетки, чтобы, в случае чего, местные жители подумали, что мы рабочие и не стали сразу звонить в ФСБ. Но меня не поддержали, сказав, что это лишь привлечёт внимание из-за наших больших сумок. Когда мы подходили к посёлку Харлу, я всё же был настроен решительно, потому что был уверен, что в жилетках мы будем менее подозрительно проходить по путям через посёлок и сам напялил эту жилетку на себя. Это же в итоге сделали и остальные.
Когда мы шли по путям в посёлке, некоторые местные замечали нас, но тут же теряли интерес и продолжали заниматься своими делами. То есть этот план с жилеткой сработал!
Мы прошли через маленькую реку Лёютёоя с весьма внушительным железнодорожным мостом и вышли к зданию вокзала.
Харлу - бывшая станция, здание вокзала ныне, судя по всему, жилой дом. Рядом со зданием вокзала мы насчитали как минимум два станционных пути, точнее, шпал - всё, что осталось от бывших путей. Мы также увидели заброшенную заросшую пассажирскую платформу и несколько очень древних лавочек. Станционной табличке "Харлу" на бывшем здании вокзала, кажется, около 50 лет, но это неточно. К сожалению, мы не смогли надолго задержаться около вокзала, стая собак начала гавкать на нас, а Лёху даже укусила за штанину, поэтому мы быстро ретировались.
После того, как собаки от нас отстали, мы решили сесть на пути, немного отдохнуть и перекусить.
За всё время ходьбы, скалы нами так и не были обнаружены и мы обдумывали решение сойти с путей и где-нибудь сделать привал надолго. Навигатор Андрея показывал, что совсем скоро река Янисйоки будет протекать очень близко к железнодорожным путям, именно там Андрей и Алексей и хотели разложиться на некоторое время, хотя я хотел идти до Янисъярви без длительных стоянок. Не добившись окончательного решения, мы пошли дальше, чтобы "решить по пути". Спустя примерно 20 минут после того, как мы вновь начали идти в сторону Янисъярви, мы действительно увидели дорогу очень близко, проходящую к путям, а также реку. Автомобильная дорога вблизи железной дороги, по которой мы шли, нас совсем не радовала, каждый раз при виде машины мы пытались прятаться, ведь чисто теоретически в любой машине могли ехать пограничники.
Когда мы дошли до заветного переезда, перед нами окончательно встал вопрос: идти ли на длительный привал на берег реки или нет? Андрей и Алексей меня переубедили и мы в конечном итоге решили свернуть и пошли к берегу реки, чтобы там попить чайку (классика) и в принципе отдохнуть.
По приходу на место, на соседнем берегу сидели несколько человек, похожих на рыбаков, но Алексей отнёсся к этому весьма серьёзно и пытался прятаться за деревьями, предупредив нас. Я увидел этих людей на том берегу и сказал, что их нам точно не стоит бояться, это обычные рыбаки.
Мы начали раскладываться, Андрей начал искать свою газовую горелку, но не нашёл. Мы обыскали все сумки и все карманы, но не смогли найти её. Мы начали вспоминать, где же она могла остаться и вспомнили. Скорее всего, горелка лежит в каком-то заброшенном ангаре в Питкяранте, когда мы вытащили Алексея, решили пройтись по заброшенной территории и нашли большой ангар, где начали раскладываться, чтобы выпить чаю (спонсор второй карельской закольцовки). Потом я вышел посмотреть, не готовится ли ничего в сторону Ляскеля и увидел, что готовится, сказал об этом ребятам и все начали потихоньку собираться. В ангаре было темно, поэтому, скорее всего, мы не заметили горелки и оставили её там. Увы и ах, пришлось тратить лишнее время и силы для того, чтобы найти дрова и развести костёр.
Мы просидели там в общей сложности около двух часов, я за это время сумел постирать и высушить носки, Андрей решил набрать воды из реки, вскипятить и взять с собой, потому что запасы нормальной воды уже подходили к концу, нам бы их хватило максимум до Янисъярви, и то с натяжкой. Я не хотел пить эту воду, потому что она была коричневатого оттенка (но я знал, что это нормально) и после кипячения очень долго остывала. Да и хрен знает, что сливали в реку выше по течению. С этого момента можно считать, что мы перешли в режим "лёгкого выживания", потому что никто не знал, через какой промежуток времени мы сможем нормально сходить в магазин, не боясь быть выданными ФСБ.
В связи с тем, что горелку мы проебали, было решено сбросить лишний груз в виде газовых баллонов рядом с нашим костром, чтобы любые отдыхающие после нас, смогли забрать баллоны себе. Мы оставили записку, в которой написали, что баллоны отныне ничьи, любой нашедший, может смело забирать их себе. Мне было жалко скидывать все баллоны, поэтому я решил забрать один себе. На всякий случай.
Где-то в 9 вечера мы вновь вышли на железную дорогу и продолжили свой путь. За всё прошедшее время ни в одну сторону ничего не проехало. По пути мы увидели ГЭС и остановочный пункт Хямекоски, точнее, всё, что от него осталось.
Мы наткнулись на какое-то маленькое поле с чем-то похожим на остатки пассажирской платформы.
Близ посёлка Хямекоски, рядом с одноимённым бывшим остановочным пунктом, мы увидели несколько заброшенных участков с высоко заросшей травой. Я решил пойти на разведку, чтобы узнать, есть ли там колодец. В итоге, я чуть не провалился куда-то, да и очень высокая растительность не позволила мне пройти дальше, чем на один прилегающий к железной дороге участок. Мы забили на это и пошли дальше. Я надеялся, что в Янисъярви будет общий колодец, не может же такая деревушка иметь своё водоснабжение или колодец на каждом участке.
Где-то за три километра до Янисъярви, когда уже начало темнеть, мы всерьёз задумались о диких животных в тех краях. Особенно учитывая прошлогодний опыт, когда маткасельчане сказали нам, что медведи в их посёлке не редкость. А ещё в тот момент мы впервые за день увидели светофор, а не семафор. Янисъярви уже близко!
Уже после таблички "Волховстроевское отделение, счастливого пути", заканчивались бетонные шпалы и начались деревянные.
Вот на этой фотографии лучше видно, жаль, правда, что она размыта, я снимал почти всё на ходу не останавливаясь.
Когда мы начали подходить к станции Янисъярви, мы сняли наши жилетки и решили дальше идти без них, прятаться было уже не от кого, а появление нас в жилетках на станции могло вызвать у янисъярвских железнодорожников недоумение. К нашему счастью, Янисъярви (как и вся линия от Сортавала до Суоярви) имеет полуавтоматическую блокировку, а это означает, что нам не придётся прятаться от стрелочников при каждом скрещении поездов. Хотя, с другой стороны, имела бы станция ЭЖС, тогда бы на ней останавливались абсолютно все поезда.
Мы решили не соваться на саму станцию, а обследовать какой-то заброшенный одинокий участок, примыкающий прямо к линии "Янисъярви - Лодейное Поле".
Как-то спонтанно мы послали Андрея на разведку, а сами с Алексеем остались его ждать около железнодорожного полотна. Не прошло и двух минут, как мы услышали какой-то странный громкий звук, похожий на звук умирающего динозавра (оказывается этот звук предупреждал станцию о приближающемся поезде), после чего гудок поезда, ещё и непонятно было, откуда он идёт: со стороны Ляскеля или Леппясюрья, поэтому, когда он совсем приблизился, мы, на всякий случай, убежали к заброшенному дому и скрылись в высокой траве. Поняв, что поезд едет из Леппясюрья, я встал и пошёл посмотреть, что это был за поезд и из чего он состоял. Он проехал на скорости где-то 60 км/ч. Итог: в начале полувагоны, всё остальное - бочки. В служебном расписании, которое я сфотографировал на мыльницу, этого поезда не было. То есть, походу, зря фотографировал, товарняки здесь ходят по приказу диспетчера, а не по фиксированному рекомендованному расписанию. Судя по тому, что поезд в основном состоял из бочек, он в Вяртсиля с разворотом в Маткаселькя, то есть, недалеко бы уехали. Цистерны в тех краях не нужны, поэтому я уверен, что эти вагоны в конечном итоге имеют грузополучателя в Финляндии. Тем более, во время проезда поезда я включил радиоприёмник и сквозь помехи услышал "с остановкой". Либо это была команда проезжающему поезду, либо команда одинокому локомотиву, который где-то через полчаса встал на станции в сторону Суоярви.
Андрей к тому моменту уже вернулся с разведки, и мы решили запилиться в баню. Основной жилой дом был убит полностью, да и там много открытых пространств, а это лишние комары и ветер. В бане было много камней на полу, мы их разгребли, все втроём сели на лавочку и попытались уснуть. Сначала было холодно, но потом я даже задремал, после чего переместился на пол бани и спал там. Мой сон длился недолго, где-то меньше часа, потом я из-за чего-то окончательно проснулся, кажется, это был звук товарняка из Леппясюрья. Мы вновь вышли поглядеть на это чудо, но поезд также пролетел станцию. В итоге на станции остался лишь одинокий локомотив.
К этому моменту все запасы воды полностью иссякли, осталась только до сих пор тёплая вода из реки. Я сильно хотел пить, поэтому предупредил всех, что я специально под покровом ночи иду в посёлок искать колодец. Я вышел к зданию вокзала. В посёлке никого не было, все спали. У вокзала источника воды замечено не было и я пошёл дальше, около какого-то дома стояла машина, я прохожу мимо него и тут включается свет. Я испугался и подумал, что меня заметили, но оказалось, это освещение с датчиком движения. Какие технологии дошли, даже у нас в подъезде освещение настроить нормально не могут, а тут аж вот что! Хотя, между прочим, домики вполне себе приличные, развалин у станции я не нашёл, что странно. Я продолжил поиски и нашёл какой-то самый крайний дом, дальше дорога в лес. От дома через дорогу шла какая-то тропинка тоже в лес, она меня очень заинтересовала и я пошёл по ней. Где-то через 20 метров от дороги, земля немного проваливалась, потом начались доски, о да, колодец! Прямо в болоте. Он был выполнен крайне просто: примерно два или три бетонных кольца вниз, и всё это накрыто деревянным квадратом с дверцей для вёдер. Снизу в кольце была проделана дырка и вся лишняя вода вытекала в болото. Я достал бутылку и попытался наполнить её водой, но у меня не получилось - от края бетонного кольца до воды где-то около метра. Нужна верёвка, которой у меня, к сожалению, не было. Я запомнил место и осторожно пошёл обратно к ребятам, которые ждали меня около небольшого тоннеля под станцией.
Встретив Андрея и Алексея, я рассказал им о колодце и узнал, что у Андрея есть верёвка. Мы все пошли к заветному колодцу. Оценив ситуацию, Андрей предложил привязать не бутылку с грузилом, а котелок, после чего из котелка переливать воду в бутылки.
Таким образом мы заполняли все бутылки несколько минут, вода была прозрачная, а главное - очень вкусная. На самом деле, я бы хотел попить из этого колодца ещё раз. Мы решили вылить всю речную воду, промыть бутылки и набрать в них нормальную колодезную воду. После такой спецоперации мы нашли лес в этом посёлке и решили засесть там, чтобы что? Правильно, выпить чаю, заварить дошиков и лечь спать.
Когда дошики были заварены, а чай выпит, мы вновь набрали воды в колодце и легли спать, предварительно вылив на себя значительную часть мощного репеллента, который мы прозвали "Античеловек", реже "Циклон Б" из-за его всестороннего применения (на баллоне было написано "Антикомар", Антиклещ", "Антимошка"). Я достал спальник и закутался в него, периодически всё же выгонял комаров. Мы проснулись где-то к 10 утра, собрались и решили всё же передвинуться на станцию, точнее, в район заброшенного дома, потому что мой радиоприёмник в том лесу выдавал лишь помехи, высокие деревья мешали ему нормально работать. Да и как потом оказалось, мы просрали поезд дальнего следования в Костомукшу, он останавливался в Янисъярви глубокой ночью. А если мы пропустили его, то вполне вероятно мы также могли пропустить и другие поезда, потому что никто из нас во сне даже не слышал ничего: ни поездов и того самого звука умирающего динозавра.
При свете дня мы нашли около дома небольшую скалу под ёлками и устроились там - идеально видно, что въезжает на станцию, к тому же приёмник там прекрасно ловил и мы могли ещё и слушать, что происходит на станции, хотя большую часть времени он лишь издавал лёгкий белый шум, под который мы вновь и уснули. Проснулись где-то часам к 13, когда лёгкий белый шум был прерван мужским голосом дежурного. Он сказал чётному поезду (в сторону Сортавала, куда нам и надо) приближающемуся к станции Янисъярви остановиться. Громкоговорители на станции издали звуки умирающего динозавра, мы были в предвкушении, приготовились к старту, но потом опять легли спать, потому что этот чётный поезд представлял из себя одиночный маневровый локомотив.
Часть 6. Янисъярви - Сортавала
Мы так проспали ещё часа три, до 16 с лишнем часов, после чего проснулись сами. Я встал практически одновременно с Андреем, а Алексей уже не спал. Я предупредил всех, что пойду на станцию, чисто посмотреть на неё, размяться. Андрей сказал мне подождать, он соберёт сумку и пойдёт со мной. Я подождал его пару минут и мы вместе пошли на станцию, оставив Алексея там, где мы спали. У него под носом был включён приёмник, так что, в случае чего, он позвал бы нас. Только мы дошли до первой стрелки, как слышим звук умирающего динозавра, а за ним ещё один такой же. Два встречных поезда! Значит, будет скрещение и они оба, скорее всего, либо встанут, либо поедут очень медленно. Все выходные светофоры в сторону Сортавала горели красным. Мы сразу же побежали обратно к Алексею, и начали его расспрашивать по поводу того, что говорили по радиосвязи. Он сказал нам, что чётному поезду (на Сортавала) была дана команда остановиться, по номеру мы поняли, что это чисто грузовой поезд. Мы все приготовились, готовимся к старту, уже слышим поезд и... Видим его! Сначала шли думпкары, заполненные щебнем с горкой. Потеряв всякую надежду, мы уже были готовы штурмовать думпкары, полные щебнем и потихоньку начали идти к тормозящему составу. Мне оставалось ещё метров 50, как я увидел полувагоны! Я ускорился, как и остальные, но едва успел зацепить предпоследний полувагон, а Андрей вообще последний, ну а Лёха... А что Лёха? Лёха опять проебался из-за своих больных ног. Он упал, не добежав даже до поезда. Я с Андреем забрались в полувагон и я крикнул Андрею, чтобы тот передал Алексею не волноваться, поезд сейчас должен встать, потому что даже когда я залезал, я точно видел все выходные сигналы и они все были красные. Но в этот момент красный сигнал для нашего поезда переключился на зелёный и мы начали набирать ход, потому что встречный поезд (а это был одиночный магистральный локомотив) уже въехал на станционный путь.
Мы уже почти выехали со станции, но поезд так и не думал тормозить. Увы и ах, Лёха в очередной раз проебался и мы ему искренне не завидовали, потому что в Янисъярви нет даже нормальной дороги.
А мы тем временем выехали со станции и рассуждали, насколько сильно нам повезло, ведь щебёночный поезд - это на Питер почти 100%. А ещё ведь повезло же, что 10 полувагонов были вцеплены именно в конец, а не в начало. А ещё, что мы успели запрыгнуть буквально на последний полувагон в составе. В общем, череда везений помогла нам побыстрее уехать с этой глухой станции.
Мы наслаждались видами, было действительно красиво. Сначала лес, потом озёра.
Где-то на подъездах к станции Маткаселькя, мы заметили какой-то странный зелёный забор посреди лесов и болот. Возможно, этот забор означал границу пограничной зоны, внутри которой и находилась станция и одноимённый посёлок.
"Лишь бы не заметили" - это единственное, что кружилось в наших головах. Мы фотографировали всё вокруг, но почти на каждом переезде прятались обратно в вагон, даже если на нём не было машин.
Вроде пронесло, Маткаселькя была пройдена в ритме 60. Следующая станция на пути - Кааламо.
В Кааламо мы резко замедлились, уже подумали, что встанем под пропуск встречного поезда, но нам повезло, просто нас зачем-то решили пустить не по главному, а по станционному пути на проход. Следующая станция - Хелюля.
Хелюлю проехали на приличном ходу. Отлично, следующая станция - Сортавала, ура!
На подъездах к Сортавала, я высунулся, чтобы посмотреть и оценить ситуацию, где лучше сходить. Передо мной была какая-то набережная по левую сторону, по правую какое-то озеро. Не успел я полностью оценить ситуацию, как увидел впереди охраняемый переезд и тут же залёг обратно в вагон. После этого переезда, я уже окончательно понял, сколько осталось до станции - я увидел рамку АСКО-ПВ примерно в 600 метрах. Это был знак для того, чтобы сойти, хотя в принципе, можно было бы на похуй въехать на станцию через эту рамку, но ФСБ не дремлет, кто знает, быть может после нашего такого проезда, вся Сортавала была бы на ушах, хотя по прошлому разу этот городок мне показался очень тихим в этом плане, но, как я уже говорил: "Лучше перебздеть, чем недобздеть". От карельских ФСБшников можно ожидать чего угодно.
Мы сошли с поезда примерно за 300 метров до въезда на станцию и как ни в чём не бывало вышли в город. Это была первая наша точка в цивилизации после суток скитаний чёрт пойми где, поэтому первым делом мы решили зайти в местный, ближайший к вокзалу, "Магнит" и закупить там еды, а ещё восполнить запасы воды - наши заканчивались.
По пути я заметил весьма интересный домик финской постройки. Он мне показался интересным из-за остатка какого-то текста на стене на финском языке.
Ну, а дальше я просто шёл и фоткал всё, что мне попадётся.
Я сначала решил ничего не брать, ибо у меня всё было и этого хватило бы как раз до Питера, поэтому Андрей скинул сумки у входа в супермаркет и пошёл закупаться, а я ждал его снаружи. После его прихода, я увидел в его руках мороженое, которое меня соблазнило и я тоже решил его купить. Теперь Андрей сторожил сумки, а я пошёл закупаться.
По завершении контрольной закупки, я предложил Андрею сходить на то место на Совхозном шоссе, где мы с Мишей в том году остановились для ожидания поездов. Андрей согласился и я начал вспоминать, где же было это место. Найти его не составило труда (хотя мне и пришлось сделать небольшой крюк), ведь год назад мы с Мишей нашли какую-то стенку от холодильника рядом с этим местом и использовали её для костра, после чего скинули её обратно на то же место. И вот она!
Тут мы и решили разложиться. Я опять достал эту железяку и мы решили развести костёр, чтобы, конечно же, выпить чаю.
Мы развели небольшой костёр, вскипятили воду, а я, как обычно, себе ещё заварил дошираков; поели, попили и сожгли весь мусор на этом же костре, после чего я выкинул железяку, на которой мы всё разводили, обратно в какой-то овраг, откуда и достал. Во время нашей трапезы пришёл какой-то пёс, которому мы дали немного свежей колбасы. После этого он за нами ещё долго ходил.
Потом мне пришлось в очередной раз включить телефон в режиме полёта, чтобы посмотреть служебное расписание от Сортавала до Кузнечного. Судя по нему, поезд должен отправиться чуть менее, чем через час, поэтому мы решили сходить в начало парка, чтобы посмотреть, что по составам.
Прийдя в начало, мы заметили трёхсекционный магистральный локомотив, который подцеплялся к составу, на котором мы и приехали. Он к этому моменту стал чуть длиннее - в начало доцепили несколько полувагонов. Судя по времени подцепки состава, отправиться мы должны были как раз точно по расписанию, поэтому мы не медля пошли в конец парка на пассажирскую платформу станции, откуда и собирались залезать в те же полувагоны, на которых мы приехали в Сортавала.
Продолжение следует...