ПЕРЕЙТИ К ОГЛАВЛЕНИЮ.
КРИТИКА ОЧНОГО СЕМИНАРА САМИЗДАТОВЦАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Продолжаем изучать аргументы, которые завсегдатаи Самиздата приводят против создания авторами собственного рассказного семинара, на котором они могли бы улучшать свои писательские навыки - посредством кругового обсуждения произведений друг друга.
4) ОРГАНИЗАТОРЫ ПЛАНИРУЮТ ВОРОВАТЬ ИДЕИ УЧАСТНИКОВ, ЧТОБЫ ПОТОМ ВЫДАВАТЬ ИХ ЗА СВОИ
Цитирую:
«Вы настолько низко пали, что даже учиться самостоятельно что-то написать вам лень. Способны только на фанфики и такой вот "брейнсторминг", а по сути - кража сюжетов друг у друга с последующим карябаньем "произведений".
Этот вариант - идеальный способ тырёжа новых идей. Только в обсуждении надо участвовать под вымышленным именем, а публиковать стыренное под своим, и ничего доказать нельзя.»
Да-да, всё так и есть. Старость приходит, фантазия уже не та, да и раньше было того... не очень. Выход прост, надо собрать начинающих (!) писателей, и украсть их гениальные (!) идеи...
Если честно, то сильнее страха, что украдут их гениальные идеи, у молодых авторов развит только страх потерять собственную неповторимую уникальность... Я повторно поднял эту тему в том же самом «чатике» конкурса чуть позже, но уже под своим законным ником, и - о чудо! - многие из присутствующих в кои-то веки были со мной солидарны. Читаем:
«87. Трищенко Сергей Александрович 2016/03/16 10:58
Бывает, чисто жаба душит, что кто-то вдруг сможет воспользоваться твоей идеей - романа ли, рассказа - и наваяет нечто, отчего у автора самой идеи локти будут изгрызены до плеч и ногтей соответственно.
Я с подобным еще на Росконе-2000, кажется, встретился и тоже был поражен: участники вообще не обсуждали свои идеи и сюжеты. А сам как-то, в приватной беседе с "начинающим" писателем за 10 минут дал ему 20 сюжетов - правда, он ими так и не воспользовался, кажется: своя рубашка ближе.
Вспоминается также рассказ Буркина про Лукьяненко, как тот якобы "слизал" идею "холода" (Холодные берега) у какой-то писательницы. Но, пардон, идея холодильника существует уже давно, идея параллельных миров - чуть меньше, всяческих "карманов" пространства - тоже. Так что о плагиате со стороны Лукьяненко, на мой взгляд, говорить неправомочно - тут Буркин несколько ошибся.
___________________________________________________________________________________________________________________________
93. *Сизарев Сергей Васильевич 2016/03/16 11:25
> > 87.Трищенко Сергей Александрович
> жаба душит, что кто-то вдруг сможет воспользоваться твоей идеей - романа ли, рассказа - и наваяет нечто, отчего у автора самой идеи локти будут изгрызены до плеч и ногтей соответственно.
Мне кажется, в сообществе начинающих писателей идея воровства сюжетов и идей друг у друга доведена до абсурда.
Чужих идей, на самом деле, никому не нужно - своих у каждого до фига, но на их реализацию нет ни сил, ни времени, ни желания, ни даже мастерства, зато человек сознаёт, что это, собственно, всё, что у него пока что есть, как у писателя - его гениальные идеи.
Ещё нет ни славы, ни публикаций, ни связей - только голые идеи, благодаря которым он, может быть, когда-нибудь прославится.
Отсюда рождается страх, что эти идеи - неповторимые и гениальные - украдут другие начинающие авторы - поголовно безыдейные и бесталанные рвачи и хапуги.
Отсюда и нежелание эти идеи обсуждать - стырят ведь, глазом моргнуть не успеешь!
Вспоминается стихотворение Губермана:
У скряги прочные запоры,
у скряги темное окно,
у скряги вечные запоры -
он жаден даже на говно.
Я вот не вижу выгоды воровать идеи у начинающих писателей. Да и у продолжающих не вижу.
Главное не столько идеи, сколько писательское мастерство. А его не украдёшь.
___________________________________________________________________________________________________________________________
102. *Светлана Сафо 2016/03/16 13:28
>> > 93.Сизарев Сергей Васильевич
>>Нет ни славы, ни публикаций, ни связей - только голые идеи, благодаря которым он, может быть, когда-нибудь прославится. Отсюда рождается страх, что эти идеи - неповторимые и гениальные - украдут другие
Писаки испокон веков прут идеи друг у друга. Достопочтенный англичанин Шекспир позаимствовал сюжет у итальянца Боккаччо. И что? Если у одного это обычный проходной рассказ, интересный лишь новизной на момент его написания, то из-под пера другого вышла всемирно известная вещица, "Ромео и Джульетта" называется.
Так что нечего бояться - воруют и на здоровье. Без сочинительского таланта любой самый закрученный сюжет ровным счётом ничего не значит.
P.S. Вот и Сергей Васильевич об этом же говорит.
___________________________________________________________________________________________________________________________
103. Голиков Александр Викторович 2016/03/16 13:29
> > 93.Сизарев Сергей Васильевич
> Главное не столько идеи, сколько писательское мастерство. А его не украдёшь.
Вот именно. Хоть в тексте и будет супер-пупер идея, но если она высказана через пень колоду, да ещё убогим литературным языком - в корзину такой текст.
___________________________________________________________________________________________________________________________
104. Билли Миллиган 2016/03/16 13:40
> > 93.Сизарев Сергей Васильевич
>Главное не столько идеи, сколько писательское мастерство. А его не украдёшь.
> > 102.Светлана Сафо
>Без сочинительского таланта любой самый закрученный сюжет ровным счётом ничего не значит.
> > 103.Голиков Александр Викторович
>Вот именно. Хоть в тексте и будет супер-пупер идея, но если она высказана через пень колоду, да ещё убогим литературным языком - в корзину такой текст.
Браво!
Почему же этого не понимают чуть более чем все начписы и подавляющее большинство конкурсантов? Твердят, как заведенные, что глупо и невозможно судить о тексте по первым страницам. Де, у меня же ж ого-го какая там вот в предпоследней главе офигенная интрига, а сюжет я какой придумал - обалдеть. Ага.
___________________________________________________________________________________________________________________________
106. *Светлана Сафо 2016/03/16 14:07
>Браво!
>Почему же этого не понимают чуть более чем все начписы и подавляющее большинство конкурсантов?
С чего вы взяли, что не понимают? )
Кто пишет не первый день, те всё понимают. И не с первой главы, а с первых же строчек. Ну а дальше включается то, что к сочинительству имеет слабое отношение. Чувства, известные по Библии, как пороки, неотъемлемая часть человеческой натуры.
P.S. Единственно, бета-ридеры мутят картинку. Из-за них сразу не разобрать, что это хлам, упакованный правильным слогом.
___________________________________________________________________________________________________________________________
108. Constantine 2016/03/16 14:20
> 93. Сизарев Сергей Васильевич
>Главное не столько идеи, сколько писательское мастерство. А его не украдёшь.
Так пишете, потомучта сами небось и тырите чужие идеи, а если б у вас спёрли, сразу бы мнение изменили.
>106. Светлана Сафо
> Чувства, известные по Библии, как пороки, неотъемлемая часть человеческой натуры.
Порочны те у кого тырят, а те кто тырят значит беспорочны, не кОрысти ради, а всеощего блага для...
___________________________________________________________________________________________________________________________
111. Билли Миллиган 2016/03/16 14:30
> > 106.Светлана Сафо
>С чего вы взяли, что не понимают? ))
Эм, так почитайте комментарии молодых талантливых авторов под обзорами или у них в разделах.
Плевать они хотели на замечания, типа опус нечитаем с первых страниц, автор имеет очень смутное представление о писательском мастерстве и добраться до сути и сюжета нормальному читателю невозможно из-за несусветной корявости стилистики и языка.
Начпис, мало-мальски научившийся складывать буквы в слова, становится в позу кактуса и начинается говнометание аля: обзорист ничегонипанимает, делает негативный вывод о моем могучем шедевре по первым строчкам, и вапще не всем дано понять великую суть моей гениальной идеи в восьми томах.
___________________________________________________________________________________________________________________________
122. *Ромм Фредди А. 2016/03/16 14:50
> > 93.Сизарев Сергей Васильевич
>Вспоминается стихотворение Губермана:
Ударим Жванецким по Губерману:
Если один хочет то, что принадлежит другому, а тот не согласен, то кто из них жадный?»
Я вот лично не жадный, и все свои «гениальные» задумки выкладываю себе в ЖЖ пачками - по мере накопления.
Типичный пример:
http://prizrak-operi.livejournal.com/368957.html Вообще, думать, что твоя задумка будет настолько хороша, что её захочет украсть другой автор - верх наивности. У меня, например, уже проработаны более-менее подробно четыре романа, но времени писать их нет. Вместо этого, например, я пишу вот этот пост. А почему? Да потому, что я не вижу смысла браться за второй роман, не поняв, а стоило ли писать первый. Этот многотомный пост и есть попытка понять, стоила ли игра свеч - в сложившихся обстоятельствах... Но собственными - «оригинальными» и «гениальными» - задумками я затарен на всю оставшуюся жизнь. И они продолжают прибывать! Чем больше я читаю книг и смотрю фильмов, чем больше количество жизненных ситуаций, в которые я попадаю, тем больший творческий отклик это во мне рождает. Идеи генерируются с такой скоростью, что я еле успеваю записывать! А записывать надо, иначе забудутся - потом, на досуге, уже можно будет пролистать свои записи и отобрать самые стоящие, но изначально записывать надо всё!
Поймите, я не какой-нибудь уникум. Я самый обычный МТА. Каждый МТА фонтанирует идеями... Откуда же такой страх, что эти бесконечные идеи буду подло покрадены другими? Я опять сейчас проспойлерю раздел «Тюрьма без единой стены», но что уж поделаешь: страх МТА, что другие украдут его идеи, проистекает из сильнейшего и глубочайшего убеждения, что уж он-то наверняка гений, а вот остальные начинающие писатели - все как один - бездарная серость, не способная придумать ничего стоящего... Естественно, что такие жалкие людишки захотят украсть то, что сами создать не в состоянии...
Но мы-то с вами знаем, что реальная ситуация отличается от той, что видят подобные МТА.
5) Участвуя в таком семинаре, авторы быстро потеряют свою неповторимую индивидуальность, усреднятся и станут писать «под копирку»
Цитирую:
«Как бы все эти благие намерения не превратили некоторое количество самобытных авторов в однородную серую массу пишущих "под копирку".
Какая мерзость. И так нормальные писатели повывелись, а вы вообще их добить хотите. Эта ваше групповое обсуждение направлено на уничтожение авторской индивидуальности. Вы настолько низко пали, что даже учиться самостоятельно что-то написать вам лень.
Вы не рубите в предмете. Для вас авторская индивидуальность - это ошибки и промахи автора. Это как надо упороться? С таким подходом вам не место в творчестве. Вы его сути не понимаете даже.»
Да, страх потери индивидуальности очень силён у молодых авторов. Нет, я не смеюсь над ними - мне действительно жаль молодых талантливых авторов, потому что я знаю, как мучительны их терзания... Ведь я один из них!
Не все из вас, друзья мои, могут представить, что это значит - быть писателем, пусть даже и начинающим. Вам, возможно, не понять, как это ужасно - потерять свою неповторимую индивидуальность или неистово страдать, наблюдая, как кто-то другой становится богат и знаменит сразу после того, как украл ваши гениальные идеи...
Но я знаю, как сделать так, чтобы вы поняли весь ужас таких событий. Представьте, что вы оперный певец! Что самое страшное для певца? Правильно - потерять слух или голос. Потерял слух - не может петь. Потерял голос - опять не может петь. Потерял и то, и то разом - остаётся только пустить пулю в голову или броситься с моста!
Так вот, уникальная неповторимость - это «голос» писателя, а гениальные идеи - это его «слух». Ну или наоборот... Неважно, в общем.
Страх потери мужской силы писательской индивидуальности так силён, что некоторые начинающие авторы даже не читают чужие книги, а особенно - книги хорошие, чьи авторы славятся своим уникальным стилем. Почему не читают? Боятся - о, ужас! - перенять чужой стиль и лишиться своего собственного. Как они после этого будут узнаваемы, если потеряли самое дорогое, самое ценное - свой индивидуальный стиль? Кошмар, в общем. По той же причине, некоторые начинающие писатели не читают других начинающих писателей - боятся заразиться дурным стилем или даже его отсутствием!
Оправдан ли этот страх? Да нет, конечно. Для того, чтобы что-то потерять, для начала надо это что-то иметь. А чтобы что-то иметь, это надо в себе развить. А чтобы что-то в себе развить, надо много и упорно учиться, и желательно черпать информацию из кучи различных источников, чтобы было из чего строить свою собственную индивидуальность и неповторимость.
Я вот пусть и простой МТА, но уже понимаю, что писательская индивидуальность базируется на том, что автор может. Если автор - совсем новичок, то и индивидуальности у него ноль. Чтобы эта индивидуальность появилась, нужны знания и опыт, а для этого надо много учиться - читать полезные и правильные книжки, писать рассказы, участвовать в конкурсах и обсуждениях, учиться у всех, до кого удаётся дотянуться, анализировать полученную информацию, фильтровать её, подбирать себе удобные писательские инструменты, копить базу идей и задумок, разрабатывать и отшлифовывать свои собственные приёмы письма и т.д. и т.п. Вот тогда-то она себя и проявит - индивидуальность. Выработается свой собственный узнаваемый авторский стиль, за который уже можно и нужно будет бояться :) А до этого момента трусить никак нельзя... Иначе останешься со своим уникальным и неповторимым невежеством.
Не могу не вспомнить идею, высказанную профессором Джованни Чиварди, преподавателем рисования и автором учебного пособия по анатомии человека: прежде чем рисовать в своём собственном уникальном стиле, надо сначала просто научиться рисовать правильно - выучить пропорции человеческого тела и его анатомию, научиться рисовать максимально реалистично, а уже потом, научившись, художник волен искажать пропорции, как ему вздумается, чтобы подчеркнуть свой собственный индивидуальный узнаваемый стиль рисования...
И тут мы приходим к следующему краеугольному камню нашей дискуссии:
6) Начинающие авторы не способны научить друг друга ничему путному. Это тупик. Верный путь в пропасть!
Цитирую:
«Угу. О чем я и говорил. Самоучки учат друг друга. Есть такая картина: слепой поводырь ведет слепых.
Это не писательская школа на выходе, это дилетантизм, возможно, воинствующий :)
(Примечание: если бы я не наблюдал активность автора этих строк в «чатике» конкурса на протяжении месяца, я бы купился на его дутый авторитет, которым он любит придавливать других участников дискуссии, и поверил его словам, но увы - данный человек очень упёртый и его адекватность - под большим вопросом. Я понимаю, не всем довелось поучиться на семинаре самих Стругацких, но из всех издательств тоже ведь вышибают не каждого, так ведь? Если человек, активно публиковавшийся в 90-е, «когда печатали вообще всех», с тех пор ни разу не смог напечататься, хотя продолжал писать... Это о чём-то да говорит. А уж если такой человек активно бравирует своими [сомнительными] заслугами, чтобы придушить любые мнения, отличные от его собственного - вообще пиши пропало)
То, что вы описали, это не обучение. Не смешите народ.
Это не страх, а многолетнее наблюдение за группами, подобными планируемой вами. без общего мудрого руководства уровень группы усредняется (хотя - да, у кого-то и немного подрастёт). потому-то я и назвал сие пионерским слётом.»
Откуда берутся все эти страхи «Аааа, я там усреднюсь!» Оправданы ли они? Почему они так стабильно возникают? Неужели такой эффект действительно имеет место?
К сожалению, да.
Когда группа незнакомых авторов собирается в первый раз, то в ней все разные - у каждого есть свой уникальный писательский опыт, осколочные знания по теме писательского мастерства, какие-то заточенные под себя писательские инструменты - всё своё, как у бойскаутов!
В процессе совместного обсуждения происходит обмен опытом, знаниями и инструментарием. Все подрастают, обогащаясь профессиональным багажом друг друга... А потом всё. Подросли, понахватались друг от друга - слово «усреднились» тут в корне неверно, потому что подразумевает, что у кого-то в группе опустилась планка мастерства - совершенно не факт, потому что объективно не с чего (мы же не боимся, как некоторые, потерять стиль, знакомясь с чем-то новым?). А что же дальше? Рост заметно замедлится, потому что новые навыки и знания уже не будут даваться так легко - их надо будет либо совместными усилиями разрабатывать прямо на семинаре, либо искать на стороне, чтобы всякий раз привносить в семинар свежую струю знаний. Тут два пути - или самому учиться где-то на стороне, или постоянно ротировать людей внутри семинарской группы, тем самым получая новые знания от пришедших.
Такой застой бывает даже в многолетних семинарах, возглавляемых именитыми Мэтрами. Тот же Алан Кубатиев любит жаловаться, что, мол, участники его семинара подросли до какого-то уровня и окуклились. А ведь он Мэтр, он преподаватель литературы. Он подтянул их до того состояния, до какого смог. Дальше уже дело за ними...
Что было прекрасно в семинаре Егоровой и Байтерякова, так это то, что Сергей и Наталья параллельно сами посещали курсы писательского, сценарного и драматургического мастерства, учились у мэтров, профессионалов и т.п. И они каждый раз устраивали нам - участникам - резюмирующие мини-лекции по тем знаниям, что были получены ими самими. Распечатки давали. Присылали электронные материалы. На каждом собрании, кроме собственно обсуждения рассказов друг друга, час-другой посвящался теории - какой-то одной конкретной теме или проблеме. Это было шикарно. Это было правильно и прогрессивно.
Обучение в группе не должно заменять индивидуального. Учиться надо везде и всегда, черпая знания из разных источников. Если и устраивать семинар-междусобойчик, то нужно следить за тем, чтобы участники всегда приносили туда что-то новое и ценное. Тогда будет рост. Тогда будет польза... В теории, конечно! :) И тут мы подходим к следующему возражению.
7) Даже если идея и здравая, и хорошая, у вас всё-равно ничего не получится, потому что исполнение будет хуже некуда!
Цитирую:
«Но "пионерские слёты" раз в год по обещанию - тоже не есть хорошо.
Скорее всего они будут проводиться по сценарию "на скорую ручку"...»
Как-то года три назад был у меня такой случай. Подходит ко мне мой товарищ по работе и говорит:
- Сегодня же у нас пьяная среда, не забыл? Все идём ко мне бухать после работы. Будем смотреть смешные видео с Ютуба и играть на плойке.
Я ему отвечаю: - Нет, извини. Я сегодня вечером пишу. Мне роман доделывать надо (да-да, тот самый, с которым я в итоге поехал на Питерский романный семинар).
Тогда товарищ наклоняется ко мне поближе и доверительным таким тоном говорит: - Да брось ты. Зачем? Ты же знаешь, что у тебя всё равно ничего не получится.
Запомните, что бы у вас в жизни ни случилось, чего бы вы ни задумали в ней поменять или добиться, всегда найдётся такой вот Капитан Безысходность, который просто по-дружески, из самых лучших побуждений скажет: «У тебя ничего не получится... Даже не пробуй».
Кстати, насчёт «собираться раз в год по обещанию» - семинар, в котором я участвовал, собирался раз в два-три месяца стабильно. И организовано всё было не «на скорую руку», а вполне продуманно. Так что данное замечание от анонимного Самиздатовца стоит трактовать не столько как опасение, сколько как недоброе пожелание. Что-то типа «Я не смог разбогатеть, так пусть и у тебя не получиться» или «Меня с работы выгнали, пусть и тебя тоже выгонят» - как-то так :)
8) Зачем встречаться очно? Есть же Интернет! Современные технологии - типа вот этого «чатика». Смотри, как тут здорово! Как все любят друг друга...
Цитирую:
«Лично встречаться необязательно, пользуйтесь техническим прогрессом, конференции в скайпах ваше все! Камеру можно не включать, если стесняетесь стены за спиной, фотки можно не вешать, а общаться как в одной комнате. Осваивайте технологии - это несложно!
А зачем куда-то ехать и встречаться, сделайте это на СИ, откройте раздел типа конкурсного, задайте тему для рассказа, участники пусть напишут и обсуждайте друг друга.
А мне идея понравилась.
Только вот, в Москву летать без вариантов.
Мы с товарищами на СИ чем-то похожим сейчас и занимаемся. Виртуально.
Кто новую главу напишет, зовет остальных. Читаем, оцениваем, критикуем(как умеем)
Встречаться в реале - нужно время, не все живут в Москве, а в Сети в таком разделе встречайся когда хочешь, пиши из любого места.»
Давайте я вам расскажу одну историю.
В 1997-2003 я учился в МИФИ (Московском Инженерно-Физическом Институте). Институт этот был уникален тем, что там, причём практически независимо друг от друга существовали три явления:
1) «Доска поэтов» - это такой большой стенд в одном из корпусов, некогда служивший для размещения на нём советской политической пропаганды, но со временем захваченный местными поэтами, которых в МИФИ всегда было пруд пруди. Поэты вывешивали на этом стенде свои стихи - на всеобщее обозрение. Проходившие мимо люди читали, писали комментарии, просили сделать им копии, и авторы писали копии и вывешивали, чтобы желающие могли их забрать. У меня сохранилась огромная папка копий чужих стихов с той стены - почти все рукописные, некоторые украшены авторскими иллюстрациями и виньетками.
2) Огромная тусовка творческих людей - поэты и прозаики с Доски, толкиенисты (любители «полёвок» и «квартирников»), любители настольных ролёвок (Адэ-эн-Дэ, Гурпса, Бюро 13, Киберпанк 2020 и т.п), любители настольных варгеймов (мотыга, Ваха ФБ, Ваха 40К, манчкин и т.п.), члены КСП (Клуба самодеятельной песни), члены ВТО (Восьмое творческое объединение - местные КВНщики), хористы (члены мужского хора МИФИ) и даже такие редкие и диковинные в ту пору существа, как анимешники (что греха таить, в той тусовке даже «фурри» были). Это был вечно кипящий питательный бульон молодых и талантливых людей, многие из которых разом входили в несколько из вышеназванных фракций. Туса обычно собиралась в перерывах и после пар в местных буфетах (в том числе в так называемом «Аквариуме»), где и происходило общение. Иногда часть людей удалялась в «Торец» («Стекляшку») - местную точку по распитию спиртного, где можно было встретить специфических МИФИстов - тех, которых в институте практически не появлялись, но тоже были частью этой творческой мульти-тусовки...
3) Клуб Любителей Поэзии (КЛП) - вполне официальное мероприятие, существовавшее десятилетиями и собиравшееся раз в одну-две недели - под руководством его бессменной ведущей - Эммы Владимировны Проценко. Эмма Владимировна всегда поднимала на таких заседаниях важные проблемы, которые стоят перед молодыми авторами, рассказывала нам о поэтах прошлого и читала наизусть их выдающиеся стихи - в общем, занималась нашим литературным образованием, как могла. Она же устраивала регулярные конкурсы поэтов и чтецов, а раз в один-два года выпускала альманахи с лучшими стихами поэтов МИФИ. Также она отправляла нас на городские конкурсы, а наши стихи - в крупные студенческие альманахи.
Мои стихи и рисунки, например, попали вот в эти сборники, и пусть тираж каждой книжки был около тысячи экземпляров, это всякий раз было событие (мне тут подсказали, что тираж в тысячу экземпляров считался достаточно большим во времена поэтов «Серебрянного века» - многие из тех, кого сейчас считают классиками «декаданса», издавались при жизни именно такими тиражами).
Закончив МИФИ, я ещё более десяти лет поддерживал связь с Эммой Владимировной, помогая, чем мог, в создании этих сборников, приезжая на заседания клуба и т.п.
Таким образом я имел возможность засвидетельствовать закат и смерть Доски Поэтов. К 2005-2006 году она была окончательно мертва и покинута...
Почему умерла Доска? Неужели современная молодёжь стала чужда стихов? Нет, конечно. В годы молодости и не писать стихов - значит быть чёрствым, как сухарь, и мёртвым, как камень...
Что же произошло? Почему поэты пропали с Доски? Почему всё меньше и меньше новичков приходили на заседание Клуба Любителей Поэзии? Неужели победил материализм и юноши и девушки разучились мечтать, томиться духом и писать любовные вирши при свете луны?
Да нет, конечно! А секрет произошедшего прост: именно в эти годы, по мере продвижения домашнего Интернета в массы, подняли свои уродливые головы сайты типа stihi.ru и Самиздата. Больше не надо было вешать свои стихи на всеобщее обозрение в холле родного ВУЗа, а потом идти и с кем-то общаться и читать свои стихи вслух, и слушать чужие, принимать и давать критику... Пить чай с пирожными за длинным столом, участвовать в институтских конкурсах, получать призы, выступать перед первокурсниками первого сентября...
Ничего из этого уже больше не надо было делать. Нужно было только разместить свой стих на своей страничке в Интернете, и его могла прочесть вся страна, вся планета, и люди писали отзывы, и ставили оценки, и всё это было так волшебно и так волнительно, что родной ВУЗ казался таким маленьким, таким тщедушным, сжавшимся в точку - на фоне гигантской аудитории, предоставляемой Интернетом. И эти люди - местечковые, и эта доска - местечковая, и эта жизнь - местечковая, а там - в Интернете - тебя ждёт признание, всеобщая любовь и истинные чувства, и дружба навеки... Я тоже имел возможность тогда почувствовать магию Интернета.
Сегодняшнему поколению не понять, но у меня, например, первый телефон появился в 23 года (2003 год) - это была Нокия 3310 :) А домашний Интернет появился в 2004 году, и это был 54-х килобитный модем для телефонной линии. И я платил за него очень дорого. Картинка открывалась несколько секунд, ребята! Хватит ли у вас выдержки сейчас - дожидаться картинку так долго? :)
Интернет убил уникальное явление - Доску Поэтов - и сильно подгадил Клубу Любителей Поэзии в плане набора добровольцев-новобранцев. Уже тогда юные поэты стали убегать в виртуальность через канал толщиной в 54 килобита... Интересно, как дело обстоит сейчас, когда канал стал толще в десять тысяч раз? Наверняка, убежали все.
Но что они приобрели? Мировую славу и известность? Да Бог его знает. Может быть... Но я точно знаю, что они потеряли. Живое общение. Живое обсуждение. Когда видишь глаза собеседника, слышишь его голос - не через Скайп, а вживую. Можешь пожать ему руку. Выпить с ним чаю. Это живое, естественное общение с целой кучей каналов передачи невербальной информации. С кем-то из этих людей даже можно стать настоящими друзьями. И эта дружба, возможно, проживёт десятилетия...
Как хорошо вы знаете ваших подписчиков на Самиздате? Виделись вживую? Говорили за жизнь? Смеялись вместе? Обсуждали что-то за кружкой пива или кофе? Наблюдали, как с годами меняется человек и изменяется его жизнь?
Я посетил более дюжины собраний Литсеминара Байтерякова и Егоровой, и меня тогда дико пёрло от этого мероприятия - уникальная возможность вот так лицом к лицу по-дружески критиковать произведения друг друга (а не как Наталья и Андрей из вольнослушателей - с открытой злобой или скрытым ядом, но доброжелательно, из лучших человеческих побуждений), узнавать что-то новое про секреты мастерства, обмениваться новостями, делиться планами, есть все вместе (это древняя магия)...
Тогда я этого не понимал, а сейчас понимаю - то было мероприятие-мамонт. Все остальные такие уже практически вымерли. Их убил Интернет и сайты типа Самиздата или ПРОЗА.РУ, и это было уникальное действо - как в старину. Когда я был на Бастконе, писатели в возрасте рассказывали как это было раньше. Мне запомнилась байка про то, как ещё в советское время на творческом слёте сидят в номере писатели и выпивают. Заходит какой-то мужичок с коньяком, ставит его на стол, все рады презенту, выпивают дальше, разговаривают и через какое-то время решают выяснить, а что же это за мужичок такой. Спрашивают его: «Ты писатель?» Он говорит: «Ага». «Ну и что ты написал?» Он: «Да много чего. «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», к примеру...» :))) Скромность украшает.
Конечно, так собираться не всем подходит - не все живут в Москве или рядом, не у всех есть время и т.д. и т.п. Не все в наши дни понимают, а что это вообще такое - увидеться со своими коллегами по перу вживую.
В общем, мысль моя такова: очные семинары - явление редчайшее и вымирающее, но если есть возможность, то участвовать надо, потому что этот опыт и этот уровень общения по Сети не получить! Он дорогого стоит. Позитивный опыт, конечно, а не тот, что я привёз из Питера прошлым летом!
А вот песня для неисправимых романтиков сетевого общения:
Click to view
Читать дальше:
ОТЧЁТ - ЧАСТЬ ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ: РАЗБОР КРИТИКИ ОЧНОГО СЕМИНАРА САМИЗДАТОВЦАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)