«Полагаю, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и НЕ ТОЛЬКО СИЮ БЛАГОРОДНЕЙШУЮ И НАШУ УЧЕНОСТЬ, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожною, опасною и удаляющею от Бога… В НАУКАХ МЫ ЗАИМСТВОВАЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ И УМОЗРЕНИЯ, НО ОТРИНУЛИ ВСЕ ТО, ЧТО ВЕДЕТ К ДЕМОНАМ И ВО ГЛУБИНУ ПОГИБЕЛИ. МЫ ИЗВЛЕКЛИ ИЗ НИХ ПОЛЕЗНОЕ ДАЖЕ ДЛЯ САМОГО БЛАГОЧЕСТИЯ, ЧРЕЗ ХУДШЕЕ НАУЧИВШИСЬ ЛУЧШЕМУ, И НЕМОЩЬ ИХ ОБРАТИВ В ТВЕРДОСТЬ НАШЕГО УЧЕНИЯ. Посему не должно унижать ученость, как рассуждают некоторые; а напротив того, НАДОБНО ПРИЗНАТЬ ГЛУПЫМИ НЕВЕЖДАМИ ТЕХ, КОТОРЫЕ, ДЕРЖАСЬ ТАКОГО МНЕНИЯ, ЖЕЛАЛИ БЫ ВСЕХ ВИДЕТЬ ПОДОБНЫМИ СЕБЕ, ЧТОБЫ В ОБЩЕМ НЕДОСТАТКЕ СКРЫТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ НЕДОСТАТОК И ИЗБЕЖАТЬ ОБЛИЧЕНИЯ В НЕВЕЖЕСТВЕ.»
(Святой Григорий Богослов).
«Злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные(т.е. недозволенные в обычных обстоятельствах, но допустимые только по крайней икономии!), выходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, ПРЕДПРИНИМАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ запрещенные(т.е. вновь запрещенные в обычных обстоятельствах, но вполне допустимые по крайней икономии, особо действующей в нынешние антихристовы времена!); заблуждения других вынуждают нас становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех таин, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ.»(Святой Иларий Пиктавийский).
Дополнительные документальные душеполезные материалы:
http://procvetitel.livejournal.com/1426.html http://procvetitel.livejournal.com/9216.html http://procvetitel.livejournal.com/8688.html http://procvetitel.livejournal.com/13216.html http://procvetitel.livejournal.com/13019.html http://procvetitel.livejournal.com/12250.html http://procvetitel.livejournal.com/11064.html