Самый южный город Египта, Асуан, всегда ассоциировался у меня с воротами в черную Африку. С детства. Книжки немецкого путешественника
Альфреда Брема я перечитывал от корки и до корки. Потом, уже подростком читал записки Уинстона Черчилля "
Война на реке" о суданской кампании британских войск по подавлению мятежа Махди. Читал даже роман Агаты Кристи "
Смерть на Ниле". Потом, в очередной раз проштудировав эту и другую литературу, включая записки ребят из
АВП про Судан, задумал отправиться через Асуан вглубь Африки. И я даже года три назад обратился в консульство Судана в Москве за визой, уже имея маршрут через Египет и Судан в центральную Африку. К сожалению (или к счастью) консульство потеряло мою анкету, и визу я не получил. Не удалось мне ее получить и со второго захода. А потом многое в жизни изменилось. И идея с плаванием на пароме по Нилу из Асуана в суданскую Вади-Хальфу и далее в Хартум отошла далеко на задний план. И все же, в Асуан я в итоге приехал. И город этот в полной мере оправдал все мои ожидания!
И вот, в 3 часа ночи, я сошел с поезда на асуанском вокзале. Этому предшествовали не вполне осуществившиеся планы по посещению городов Среднего Египта из-за
проблем с полицией, о чем подробно рассказывал в предыдущей части отчета. В двух словах, дело было вот в чем. В начале 90-ых в Среднем Египте (земли между Каиром и Луксором) имели место кровавые столкновения между исламистами Хизбут Тахрира и полицией. Все это наложилось еще и на конфликт между коптами-христианами и мусульманами. Подавив беспорядки, власти поступили радикально - взяли и закрыли целый регион от туристов. От Кены до Бени-Суэйфа, что несколько южнее Каира была закрытая военная зона. Туристы тут либо проезжали в поезде без права выхода из вагонов, либо перелетали на самолете. В последнее время власти чуть ослабили параноидальную бдительность. И все же, эта часть Египта наравне с Суэцким каналом (
рассказ про Суэцкий канал тут), остается самой милитаризованной в Египте. Именно сюда я и решил направиться, в следствии чего был задержан полицией, но это тема совсем другого рассказа!
Исходя из первоначального плана, в Асуан я должен был прилететь на самолете неделей позже, причем из Каира, благо что на сайте Egypt Air как раз были более чем дешевые билеты за 46 долларов, что дешевле даже спального вагона поезда между Каиром и Асуаном. Более того, основательно подготовившись к поездке, я даже бронь в отеле сделал заранее через интернет. Причем не где-то, а в том самом отеле Sofitel Old Cataract 5* в Асуане, где жила в свое время Агата Кристи и писала свой роман. По некой акции бронь обошлась всего в 39 евро в сутки, что очень даже дешево для самого дорогого отеля Асуана. Друзья, но не думайте, что все деньги пропали, раз бронь была неделей позже!
Несколько слов о бронировании отелей без риска
Вот какую штуку я придумал за годы частых путешествий по миру. Есть два крупных интернет-портала, занимающихся отелями www.priceline.com и www.booking.com. В процессе бронирования надо указывать свою кредитную карту, причем, в какой-то момент, кажется это было в Сингапуре, я заметил, что случайно указав неверный CVV код своей карты, бронь тем не менее, была сделана успешно. Я остановился. Задумался. Ведь таким образом получается, что отель не сможет снять деньги с карты, раз код указан неверно? Впоследствии я уже целенаправленно начала при бронировании указывать неправильный CVV код, и брони проходили весьма успешно. А когда узнал про ситуацию с приятелем, с карты которого сняли аж 400(!) долларов за якобы им сломанную в Лондоне кровать в отеле - так и подавно зарекся при интернет-бронировании давать правильные данные карты. Номер карты и платежную систему - да. CVV код - всегда неверный. И все срабатывало. Будучи же в отеле в любом случае платил наличными.
ISIC
Перед поездкой в Египет получите студенческую карточку ISIC. Что, вы не студент, и вам уже далеко за 30? Ерунда. Я тоже не студент, и мне уже почти как Христу в момент распятия. Но карточкой все же обзавелся. Дело в том, что в Египте она дает 50% скидки на все музеи и достопримечательности. Стоит она 10 евро, а за 2 недели в Египте сэкономила мне примерно 50 евро в эквиваленте. Получить карточку просто. В РФ по крайне мере, их делает агентство Star Travel, чьи филиалы в каждом крупном городе. Может быть, этим занимается и кто-то еще, уточните на сайте
www.isic.com. Требования для получения этой карточки простые - вы должны представить документ о том, что являетесь студентом дневного отделения. Не буду рассказывать как такую справку обрести, но это не проблема. У нас прошло на ура. И вот я снова, как и 10 лет назад студент!
Асуан и практические советы
Найти в городе ночлег оказалось делом непростым. Искать пришлось с нуля, просто вооружившись книжкой Lonely Planet. И тут сработало давнее правило - если некий отель угодил в путеводитель, то там либо дороже, либо нет мест. И куда бы мы не пришли - было полно японцев приехавших нашим же поездом, с такой же книгой как у нас. Все понятно. Значит книжку следует убрать по-дальше, и искать ночлег по наитию. И чувства не подвели. Вскоре мы отыскали неплохой отель с видом на Нил. Не бог знает какой комфортный, да и не блещущий чистотой, зато с видом на Нил, и всего за 70 фунтов ($12).
С утра поднялись на крышу, и увидели фантастически красивую панораму города и реки. Кстати, отдельно хочу поблагодарить Сёмена Павлюка, путешественника и чрезвычайно интересного человека. Его полный необходимой информации и цифр
отчет про Асуан я распечатал и возил с собой в этой поездке. Именно там я нашел указания на наиболее интересные позиции для панорамной фотосъемки Асуана и окрестностей. Говоря об этом городе в целом, нужно сказать, что здесь нет исключительно интересных "точечных" достопримечательностей. Это все же не Луксор с его храмами. Асуан в первую очередь интересен комплексно, как единое целое. Мощная река с несколькими рукавами, острова, высокие песчаные дюны, нависающие над западным берегом. Основные достопримечательности расположены за пределами города - это древнеегипетские храмы на островах, что между старой асуанской плотиной и новой, что в 10км к югу от центра города. И, несомненно, сама плотина, иначе называемся High Dam, и построенная при поддержке советских специалистов в конце 60-ых.
Асуан, хотя и является городом туристическим, но отдыхающей братии здесь на несколько порядков меньше, чем в Луксоре. И, соответственно, здесь в гораздо меньшей степени ощущается испорченность египтян. Вам не избежать назойливых приставаний на набережной из серии "Эй, мистер, филюка! Гуд филюка!", но в Асуане вы это услышите всего лишь через каждые 200 метров, а не беспрерывным хором мальчиков-обезъянчиков. Касательно филюк (парусных лодок на Ниле), мое личное мнение - если вы не готовы к почти неизбежным баталиям на тему денег - даже не садитесь.
Вне зависимости от того, какую сумму вы оговорите на берегу, в 9 случаях из 10 с вас потребуют больше. Предлоги будут любые "Мы сделали лишний круг", "Был сильный ветер". Кроме того, большинство лодочников будут предлагать вам сувениры прямо на борту. Навязчиво. Не подумайте, что я вас отговариваю от небольшого катания по Нилу на филюке - отнюдь нет. Просто сразу оценивайте ситуацию, и не ждите цивилизованных товарно-денежных отношений со стороны испорченных туризмом египтян. Более менее логичная цена катания на лодчонке это порядка 20 фунтов за час. Изначально с вас попросят больше, вплоть до 100. Торгуйтесь. Повторяю - сколько бы вы не заплатили, вас неизбежно будут ждать финансовые споры с прохиндеями. Будьте упорны, жестки и настойчивы, и отметайте все их "изыски" на корню.
Тоже самое касательно катания на карете с лошадкой. Торг, и еще раз торг. И понимание того, что при любом раскладе с вас будут вымогать еще и еще денег. Стойкость и напористость - другого рецепта нет. Это особенности арабского мировоззрения - нежелание конфликтовать воспринимается как слабость, а жалость как глупость. При этом жесткость и последовательность в своей позиции воспринимаются со страхом и уважением.
Переправа на острова Элефантина и о.Китченера, плюс на западный берег Нила находящиеся по сути в городской черте Асуана - тоже имеет свои нюансы. Там ходит два муниципальных парома за 1 (один) фунт. Ходят каждые 15-20 минут. Первая точка переправы находится в южной части города напротив отеля Philae, офиса Egypt Air и банка Banque du Caire. Второй пункт - в северной части города, рядом с отелем Abu-Simbel. Среди сотен яхт, лодок и круизных судов не всегда просто отыскать нужный вам крохотный паром. Но спрашивайте у людей. Но только у людей нейтральных!
Разумеется, что не следует интересоваться дешевым однофунтовым паромом у владельцев яхт, которые зарабатывают на катании туристов за 100 фунтов. Не следует задавать эти вопросы и общительным египтянам, которые будут к вам приставать периодически с предложениями помочь, подсказать, посоветовать. Все они жулики и мошенники, живущие на комиссию от той суммы, которую вы по их совету заплатите в сувенирной лавке, или владельцу яхты. Спрашивайте у полицейского, у туристов-бэкпекеров, у...да, у арабских женщин! Ибо прекрасная половина египтян не имеет отношения к мелким разводкам туристов, и честно вам объяснить, как пройти и сколько что стоит.
Острова
Элефантина - это первый остров, который вы увидите перед своими глазами, едва только окажетесь на набережной Асуана. В путеводителе написано про него много. Но истина такова, что делать там особенно нечего. Там есть нубийская деревня, предельно испорченная туризмом, и вы не раз встретитесь с детьми выклянчивающими фунт, или лже-гидами пристающими к вам с предложениями купить сувениры, покататься на филюке и прочее. Сами деревни малоинтересны, вопреки написанному в путеводителях. Ради "галочки" имеет смысл переправиться за 1 фунт на Элефантину, срезать через островок (метров 500 по прямой среди убогих домишек) на его противоположный берег, и там взять следующий паром далее, на западный берег Нила. И как и было уже сказано - не реагировать на назойливые приставания местных.
Остров Китченера - интересное местечко, где ранее, при британцах, был Ботанический сад. Теперь это лишь отдаленное подобие сада. Там любят отдыхать египтяне, и высаживаться из филюг туристы. В целом приятное место погулять минут пятнадцать-двадцать. Специально туда можно не плыть, того не стоит. А вот посещение острова денег стоит! С вас спросят по 10 фунтов с человека за билеты, это не считая переправы.
Западный берег Нила
Из Асуана вы прежде всего увидите лежащий напротив остров Элефантина, и сразу же за ним - огромную песчаную дюну, которая находится уже на другом берегу реки, за островом. Глаз не сразу это воспринимает, и вначале кажется, что дюны находятся уже совсем близко, на острове. Не верьте глазам своим. На западном берегу расположено несколько интересных мест: Монастырь Св.Семена, Мавзолей Ага-Хана, и...огромная дюна.
Монастырь Св.Семена
Та самая, что вы уже видели гуляя по набережной Асуана. Переправившись на западный берег, вы попадаете в оборот владельцев верблюдов, лошадей и ишаков. Они будут говорить вам, что до монастыря очень далеко, и пешком не дойти. Ерунда. Ходу там на 15 минут. Сразу же за холмом. Вход в монастырь 20 фунтов для студентов, и 35 для остальных. Монастырь хотя и нежилой, но интересен, рекомендую его посетить. Эдакая мистическая крепость среди песков - впечатляет.
В Мавзолей Ага Хана вас не впустят, но его можно посмотреть со стороны, он прямо над лодочным причалом.
От монастыря Св.Семена рекомендую предпринять мини марш-бросок через пустыню на дюну, которую вы видели из Асуана. Это не вполне простой путь, и запаситесь заранее хотя бы одной 1,5 литровой бутылкой воды. И хорошей обувью для ходьбы по песку. Дорога займет примерно час, но вы устанeте, как будто пробежали десятикилометровку. Но это того стоит!
И в конце вашего пешего маршрута вы войдете с "черного хода" к довольно интересным захоронениям прямо в скалах. Фотографируйте быстрее, ибо вскоре вас увидят смотрители и побегут вымогать деньги за вход (20 фунтов студент, 35 - обычный). Если они будут назойливы, передавайте им привет от меня. Правда, советую меня упоминать только тогда, когда вы уже сядете на паром и отчалите от берега - иначе в вас полетят камни. Шутка.
Асуанская дамба, Храм Филе, Храм Калабша
Здесь самое лучшее - взять такси из Асуана. Особенно, если вас больше, чем двое. Обойдется это в 80-100 фунтов. Это довольно типовой маршрут, в который включается еще и посещение Недостроенного Обелиска, что на выезде из Асуана. Разумеется, что все входные билеты вы оплачиваете сами, и таксист просто ждет вас у входа. Если вы будете перемещаться общественным транспортом, то начинайте свой день как можно раньше. Все эти места "раскиданы" в радиусе 10-15км друг от друга, и с транспортом там неважно. Хотя и значительно дешевле такси.
Недостроенный обелиск
Асуанскую дамбу возводили почти 10 лет, начав в 1960, и завершив ее в 1971 году. Эта, крупнейшая в Африке плотина сковала Нил, и создала громадное озеро, названное именем Гамаля Насера, египетского президента, проигравшего вону с Израилем в 1967 году. Тем не менее, его имя в Египте везде. Был бы человек хороший, а повод увековечить его имя найдется. Так, или иначе, но дамба с сопутствующей ей ГЭС дали Египту много. Во первых прекратили регулярные затопления и выходы Нила из берегов, а во-вторых треть всего электричества в Египте исходит именно отсюда.
Тёмная сторона проекта тоже не замедлила себя ждать. Дело в том, что выше плотины мощная река быстро стала подниматься и затоплять юг Египта. Сотни нубийских деревень оказались под водой. И десятки ценнейших памятников архитектуры безвозвратно погибли. Часть из них все же удалось спасти, как, к примеру, всемирно известный комплекс Абу-Симбел, или храмовый комплекс Калабша. О том, как спасали храмы можно почитать на
Википедии. Кроме того, Нил несет в себе миллионы тонн илистых наносов, собираемых рекой от самой Кении. Все это скапливается у дамбы, создавая сложнейшую проблему по очистке и перемещению наносов. И в итоге это все ведет к заболачиванию реки во многих местах, и как результат - резкому изменению климата к худшему.
Монумент советско-египетской дружбе на Асуанской плотине
Обратите внимание на надпись на монументе
Посещение плотины платное, хотят 20 фунтов. Кроме того, у плотины возведен громадный монумент, посвященный советско-египетской дружбе. К сожалению, подняться на лифте наверх этого колосса не представляется возможным. Бездарные и параноидальные полицейские требуют специальный пермит, выдаваемый в главном полицейском отделении в Асуане. Получить сию бумажку нам не удалось в виду того, что выдают их в считанные дни недели, а ждать изготовления надо не менее суток. Если ситуация изменится к лучшему в будущем - обязательно посетите монумент и поднимитесь наверх. Виду оттуда изумительные.
Храм Калабша расположен на островке примерно в 1,5км от монумента советско-египетской дружбы. Алчные лодочники монополизировали посещение острова, и безбожно вымогают приличные деньги. Если вам удастся пристроиться к туристической группе - считайте повезло. Если нет, то меньше чем за 40-50 фунтов они не повезут вас. Хотя, конечно, пытайтесь. Мне не удалось сбить ниже 40 за все суденышко, если у вас получится - дайте знать!
Вид с Храма Калабши на Асуанскую плотину и монумент советско-египетской дружбы
Но лучше, конечно, дождаться группы, или хотя бы пары-тройки туристов и скинуться. Посещение храма платное - стандартные 20 фунтов для студента и 35 для остальных. Смотрители отличаются изрядной наглостью, и пытаются вымогать деньги даже за фотографирования храма снаружи, еще до того, ка вы в него вошли. За мной гонялось сразу два смотрителя и полицейский с криками "No photo!". Они утверждали, что платить необходимо за сам факт схода на остров, еще до кассы. А я отвечал, что это ерунда, и за фотографирование храма снаружи я платить не буду категорически. В итоге полицейский обозвал меня всякими нехорошими арабскими словами сексуального характера в адрес моих родителей, а я ему ответил на его же языке, что сейчас всех их троих (двух бедуинов-смотрителей и полицейского) раздену и заставлю совокупляться меж собой. Каков вопрос - таков и ответ. Тот еще больше разъярился, и еще минут десять беспрерывно орал вокруг на арабском. Впрочем, вскоре я абстрагировался от назойливого субъекта и отдался фотографированию прекрасного храма.
Храм Филе это, вероятно, самый интересный в районе Асуана памятник эпохи Фараонов. Тоже расположен на острове. Здесь нравы лодочников по-мягче, чем на Калабше. И туристов больше. И даже официальная цена существует - 10 фунтов на человека в обе(!) стороны. Разумеется, с вас попросят больше. Вы в Египте, или где? Но стойте на своем, и вскоре вы увидите, что упрямство берет города. Храм чудесен. Обязательно побывайте там. Вот он -
На таких лодках вас доставят к острову Филе
Попадание в Асуан и выезд из него
Все пути открыты! Можно попасть автобусом почти из любой точки Египта, включая Каир, Александрию, Луксор, Хургаду. Но путь будет очень долог и не всегда комфортен. Автобусы старые, битые, а уж вопросы аварий и подавно уже притча. Есть поезда, следующие на север в Каир и Александрию. Поезда двух классов. В первом классе ездить и вовсе чудесно, это словно как бизнес-класс в самолете, стоит порядка $20 до Каира. Расписания и цены на поезда можно посмотреть на сайт
ж.д Египта, на сайте
seat61. Есть еще и спальные поезда, состоящие из двухместных купе, где билет стоит стандартно, 60 долларов до Каира, включая ужин и завтрак входящие в цену. Можно лететь на самолете.
Egypt Air летает в Каир (5 раз в неделю) и Александрию (1 раз в неделю), билеты можно купить либо прямо на сайте, либо в любом офисе. Покупать на сайте - дешевле на 10%.
Другие мои отчеты про Египет:
Т
ри экскурсии по Каиру: трамваи, индуистский дворец и войны с Израилем Асуан как ворота в черную Африку Вырваться из Хургады и не угодить в полицию Суэцкий канал: Европейские города и израильские танки Таба - история одной границы Логово Аль-Каиды в 3 часах от Каира Каирский город мусорщиков как социальное явление