На машине по Синаю: особенности, подводные камни и техника (Египет)

Apr 06, 2010 14:19

Аренда машины за границей не нова для меня. Впервые брал машину в прокат в 1998 году в Германии, в возрасте 21 года. Потом география проката расширилась: Франция, Германия, Чехия, Хорватия, Финляндия, Турция, Египет, Израиль, Иордания, Кипр, США, Коста-Рика, Марокко, Испания, Ботсвана и Намибия. Как вы думаете, в какой стране из всех перечисленных пришлось испытать максимум сомнений и трудностей? Этой страной стал Египет. И ниже расскажу по какой причине.



Зачем я в десятый раз приехал в Египет?

В предыдущей статье я подробно рассказал о цели посещения Египта. Она не банальна. Дело в том, что увлекся военной историей. В феврале ездил по местам сражений Второй Мировой войны в Нормандии (Франция), и вот теперь Египет. В развитие начатой почти год назад темы арабо-израильских войн и посещения мной мест сражений 1967-го и 1973 годов, решил начатое продолжить. В первое свое посещение Суэцкого канала обследовал ныне забытую и заброшенную израильскую линию обороны Бар-Лев, тянущуюся от Порт-Саида на севере до Измаилии. В свой повторный приезд в эти недружелюбные пустынные края добрался до города Суэц, и по мере сил объездил на прокатном автомобиле юг сектора, побывав на некогда грозных огневых позициях израильтян, препятствовавших египтянам форсировать Суэцкий канал.

О прокате машины

Пребывание в Египте начал с популярного местечка Дахаб, где бываю как минимум ежегодно вот уже лет двенадцать. Приехав туда в очередной раз за неделю до написания этой статьи, я первым делом отнес гостинцы друзьям, живущим в Дахабе вот уже 4 года. Ностальгия выражалась в сервелате, килограмме хумуса (купленного в израильском Эйлате, где он по словам знатоков вкуснее египетского) и паре других мелких и приятных вещиц. Завершив "официальную" часть поездки в виде посиделок с друьями, сразу приступил к основной - поиску автомобиля в прокат.

В Дахабе, несмотря не небольшие размеры городка, выбор довольно обширен. Гуляя по центру насчитал порядка семи вывесок "Rent a car". Безусловно, речь идет о мелких шарашках, владеющих 1-3 машинами. Мировые бренды тут не представлены, и за ними следует ехать в Шарм-эль-Шейх. Обычно вам предложат малолитражку вроде Хюндай-Ассент, или Митсубиши-Галант бородатого года выпуска. Новых машин не встречал нигде. Стоимость аренды после торга составляет 250 L.E ($42) в день. Небольшую скидку, порядка 10%, можно получить беря машину на три дня и более.

Страховка и условия

Теперь самое интересное. У машины нет страховки. Не шучу. Ее вообще нет. И это черным по белому указывается в договоре. Казалось бы, вопрос страхования автомобиля должен в первую очередь озаботить владельца прокатной фирмы. Что, если авария? Неважно по чьей вине. Турист собрал вещи и покинул страну. Кто же будет выяснять отношения с другими участниками ДТП, и кто будет оплачивать ремонт? Примечательно, что ваша кредитная карта тоже не требуется. Машину выдают под честное слово при условии оплаты нескольких дней вперед. Помимо договора аренды вы получаете на руки пластиковую карточку (техпаспорт машины). И все, в путь! Опытный турист спросит, а что делать в случае поломки автомобиля в дороге? Ответ прост - звоните хозяину и ждите пока он приедет с набором инструментов. Иншалла, как заметил сам хозяин.



Мне возразят - зачем связываться с непонятными шарашками в Дахабе, если в соседнем Шарме есть все мировые бренды, как то Avis, Hertz, Europcar? Ответ прост. Цена и кредитная карта. Во-первых прокат через крупную компанию дороже в 1,5-2 раза. Во-вторых в качестве залога требуется ваша кредитная карта, на которой замораживается некая сумма от 500 до 1000 долларов. Казалось бы, нормальная практика. Вполне нормальная. Но только не в странах Азии и Африки, где по статистике самый высокий в мире процент мошеннических действий с кредитными картами. Даже в таких странах как Италия и Испания полно проблем с размораживанием данных сумм, либо со снятием непонятных "штрафов" постфактум. Чего же ждать Египта? Имея определенный прежний опыт с карточками в этих странах, зарекся даже доставать их из кармана. Только наличные.

На тему рисков связанных с прокатом автомобилей предлагаю прочитать другую мою заметку " Почем кот в мешке?", где подробно описываются все возможные сложности и засады

Техническое состояние автомобиля

Оставляет желать лучшего. Пробег нашей машины составлял 180 тысяч километров. Первичная проверка работоспособности малышки "Хюндай-Ассент" показала следующие порочные нюансы:

1. Плохая балансировка передних колес (руль слегка тянет вправо),
2. Коробка передач разболтана, и надо напрягать трицепс дабы воткнуть четвертую передачу,
3. При полном повороте руля в движении раздаются постукивания в рулевом механизме,
4. Не горит левая фара на ближнем свете, но горит на дальнем.

Наверное многих такой автомобиль бы сильно напряг. Только не нас. Точнее не меня, в свое время познавшего в армии такое количество изношенной и корявой техники, что хватит надолго. Помню патрульные внедорожники с неработающим ручником и напрочь вылетевшей первой передачей. Помню неработающий гидроусилитель руля на грузовике, от чего каждый поворот на скорости может оказаться вашим последним. Не забыть отпавшую на трассе выхлопную трубу у Хаммера - ничего, остановился, сходил, бросил ее назад, поехали дальше. А чего стоил кардан у броневичка, погнувшийся от удара о скалу (были учения, ездили ночью по пересеченной местности), и его пришлось снять подручными средствами и ездить только на переднем приводе. Короче говоря, друзья, вы уже поняли что нас всякой ерундой не испугать?

Бензин

Очень дешев, стоит от 1,60 L.E до 2 L.E за литр, что соответствует 25-30 центам. Существует нескольких видов: АИ-90, АИ-92, АИ-93. Есть еще АИ-80, самый дешевый, но не рекомендую его заливать - вы рискуете забить двигатель и встать посреди пустыни.



Заправки есть во всех населенных пунктах, но весьма редки на трассе. Из этого мораль, которую я вынес еще из Намибии - заправляемся везде, где видим заправку. Даже если ваш бак почти полон. Не стоит рисковать, ибо следующая заправка может оказаться в паре сотен километров.

Ваши документы

Загранпаспорт и права. Настоятельно рекомендуется иметь международные права вдобавок к обычным. На случай аварии, ибо ваши национальные права формально будут недействительны, и полиция автоматически сочтет вас человеком управлявшим транспортным средством без прав.

По дорогам Египта

Дороги в Египте хорошие. При всем раздолбайстве этой страны, природа наградила их климатом, удобным для дорог. Они не пучатся как в России после каждой зимы, и единожды уложенное покрытие прекрасно живет многие годы. В качестве примера можно привести многие трассы в центральной части Синая, проложенные еще израильтянами в 70-ых, и не цементировавшиеся с тех пор. Они в приемлемом состоянии. И все же не стоит забывать, в какой стране вы находитесь. Посреди трасс могут быть ямы, от которых вы рискуете потерять колесо, и эти ямы никто не спешит заделать. Кроме того, в Египте очень много "лежащих полицейских", расположенных не только внутри городов и на подъезде к полицейским постам, но и просто на трассах.





Эпизод. Трасса Абу-Рудейс - Суэц. Ночь. Хорошая дорога. Едем положенные 100км/ч. Почти никакого движения, и мы единственные в радиусе многих десятков километров. Я расслаблен, думаю о прекрасном, играет милая музыка. Вдруг видение: белый пластиковый стул стоящий аккурат посреди дороги. Дергаю руль в сторону, и тут же вижу следующее препятствие - огромный "лежащий полицейский" не сопровождаемый никаким предупреждающим знаком. Успеваю уйти на встречную полосу, где почему-то лежащего полицейского нет. От резкого маневра просыпается моя спутница. К счастью, все уже позади. Представляете, что значит взлететь на таком вот "полицейском" на скорости в 100 км/ч? Хочется лишь заметить, что сей шедевр был установлен примерно в ста метрах от своротки вправо в сторону какого-то отеля. Зачем они подвергают опасности жизнь людей на скоростной трассе - непонятно. Ведь пропускать должны те, кто находятся на второстепенной дороге.

Второстепенные дороги

Помимо того, что они могут быть в различном состоянии, вас еще подстерегает полиция. Египет - полицейское государство, и полной свободы передвижения в ней нет. Вы вправе ездить по основным трассам, но стоит вам свернуть в сторону, как вы вскоре будете задержаны полицией. Особенно это касается Синайского полуострова и центральной части Египта (южнее Бени-Суэйфа и до Луксора). Никаких формальных правил на сей счет нет, и казалось бы полиция не вправе чинить вам препятствия. Но вы же ничего им не докажете. Вас и слушать не станут. Нельзя и все. Без объяснений.  В какой-то мере нам повезло, ибо нас хотя и задерживали в центральном Синае, но в итоге всегда разрешали продолжить путь. Например, на второстепенной дороге Рас-Судр - Аль Хитан в северо-западной части Синая наш путь перерезала невесть откуда взявшаяся "Нива", из которой появились военные с автоматами. После четверти часа объяснений что мы тут делаем, нам разрешили ехать дальше, но не останавливаться и не выходить из автомобиля. Почему? Без почему, вот так и все.







Наша машина на фоне крепости Гинди, что на вершине горы





В другой ситуации нам не разрешили подняться на гору, увенчанную величественной арабской крепостью Гинди, возведенной Салладином в XII веке. Наше фотографирование крепости снизу тоже было пресечено, обьясняя это тем, что здесь нельзя находиться туристам. Мы конечно сняли крепость тайком прямо из машины, но ракурс сильно пострадал. Вскоре стало ясно в чем проблема: маневры египетской бронетехники неподалеку. Несколько десятков танков Т-56 и несколько более новых Т-72 утюжили пустыню и палили из пушек. Зрелище было красивое, но снимать происходящее мы не рискнули. Тем более, что со всех окрестных холмов за нами наблюдали солдаты с биноклями.

Полицейские посты

Их много. Двигаясь прямо и никуда не сворачивая из Дахаба в Каир, вас остановят минимум пять раз. Будете ездить по боковым дорогам - поимеете общение с полицией вдвое чаще. Обычно проверки совершенно безболезненны. Полиция проверяет ваши паспорта и иногда документы на машину. Могут спросить куда едете. Кстати, если у вас бесплатный "Синайский штамп" ( подробнее), то вас не пропустят южнее Шарм-эль-Шейха, западнее монастыря Санта-Катарина и западнее аэропорта Табы.

Зоной особого контроля считается Суэцкий канал, и в особенности пересечение его, будь то тоннель Ахмада Хамди, мост, или паромные переправы. Здесь категорически не рекомендую фотографировать - вас задержат почти гарантированно. В некоторых пунктах полиция не разрешит вам переправиться на африканский берег на пароме, и направит к тоннелю. Причины сих запретов мне неведомы. Проезд через тоннель стоит 2 L.E.

Египетские водители

Любой, кто бывал в Египте знает, что водят там как ненормальные. Особенно в крупных городах, например в Каире. Попытаюсь в какой-то мере опровергнуть, или точнее сказать видоизменить стереотипы. Безусловно, что понятия правил дорожного движения практически не существует. Красный сигнал светофора (если вы вообще найдете светофор!) означает лишь то, что стоит слегка притормозить. Пешеходы перебегают улицы не взирая на плотность движения, участники движения беззастенчиво друг-друг подрезают и вытворяют на дорогах все что им заблагорассудится. Скажем, нет ничего странного, если в плотном потоке автомобилей, идущих впритык друг к другу, кто-то решит просто остановиться. Просто так. Скажем переложить пакеты из салона в багажник. И он это сделает, не сомневайтесь. И не советую врезаться в него сзади - будете во всем виноваты.







На самом же деле в Египте важно пользоваться не привычными правилами движения, а местными "понятиями" о движении. Вняв им, вы увидите, что все не так запущенно, как кажется. Например, неожиданное включение аварийной мигалки означает, что сейчас будет некий маневр (остановка, сброс скорости, препятствие спереди), и вам лучше самому дать по тормозам. Высунутая рука с пальцами делающими неопределенные знаки в вашу сторону означает "Брат, пусти, будь другом". При этом ваше мнение на сей счет значения не имеет, и сразу же за знаком последует маневр. Лучше притормозите, ибо он тормозить не будет. Он вас уже предупредил.



Особенно осторожно следует быть с пешеходами в крупных городах. Кажется, что бегут они хаотично и бездумно. Но и это не совсем так. В перебегании пешеходов есть некая выработанная годами система. Заметьте, что никто не кидается вам под колеса. Они начинают идти на определенном расстоянии от едущих машин, давая вам время для легкого торможения. Это норма, и никто не раздражается. В отличии от России, где, скажем, вид пешехода перебегающего дорогу вызывает непонятную злобу у водителей и желание его "проучить" добавив скорости.

Фары ночью

Почти всегда встречные машины будут включать вам дальний свет непосредственно сблизившись с вами, здорово ослепляя. Причем до того они ехали с ближним. Понять природу сего неприятного явления мне так и не удалось. Можете включать им дальний свет в ответ, можете не реагировать. На ваше усмотрение. Главное будьте осторожны.

Другие мои отчеты про Египет:

Т ри экскурсии по Каиру: трамваи, индуистский дворец и войны с Израилем
Асуан как ворота в черную Африку
Вырваться из Хургады и не угодить в полицию
Суэцкий канал: Европейские города и израильские танки
Таба - история одной границы
Логово Аль-Каиды в 3 часах от Каира
Каирский город мусорщиков как социальное явление
Израильские огневые позиции на берегах Суэца

СОВЕТЫ, АФРИКА, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ПУТЕШЕСТВИЯ, Египет

Previous post Next post
Up