Физкультура

Jul 12, 2020 12:42

Последним в ряду учебников 2-го класса идет «Физкультура». Правда, как уже говорил, учебник за авторством В.И. Ляха один на всю начальную школу (1-4 класс) и учительница к нему практически не обращается. Единственную «теоретическую» работу по физкультуре за два года школьники делали в начале карантина - доклад о баскетболе (учительница - баскетболистка :)). Потом слали ей видео с выполнением комплексов упражнений. Учебник скорее предназначен играть роль справочника для самостоятельной работы детей или совместной с родителями.

Учебник разбит на две главы: «Что надо знать» и «Что надо уметь».

В первой, как можно догадаться, даются теоретические знания. Когда и как возникли физическая культура и спорт (на картинке изображены улепетывающие от мамонта первобытные люди и один из них, кидающий в животное камень - так появилась легкая атлетика). Приводятся сведения из истории античных и современных Олимпийских игр (про отстранение команды России от участия в них ничего не упоминается). Рассказывается про комплекс ГТО.

Затем идут сведения о строении организма, на уровне доступном ученику начальной школы. Обращается внимание на правильную осанку, сохранение нормальной работы сердца (нарисован совершенно зеленый упившийся и укурившийся человек), органов зрения, слуха и других органов и систем человеческого организма. Приводятся правила личной гигиены. и правила закаливания. В параграфе про нервную систему рассказывается о положительных и отрицательных эмоциях и о том, как реагировать на победы (не зазнаваться, подбодрить соперника) и поражения (не расстраиваться, продолжать тренироваться) в спортивных соревнованиях. В параграфе про органы дыхание учат правильно дышать, в том числе при выполнении физических упражнений. Рассказывая об органах пищеварения говорят в том числе о белках, жирах, углеводах, витаминах, а также продуктах, которые ими богаты. Даются рекомендации по правильному питанию и питьевому режиму.

От устройства организма переходят к организационным мероприятиям. Распорядок дня (предлагается самостоятельно составить свой и соблюдать его). Правильный выбор спортивной одежды и обуви. Правила самоконтроля (измерение пульса, ведение дневника с результатами физического развития (рост, масса, объем грудной клетки), данные о тренировках и самочувствии после них, результаты периодических проводимых контрольных упражнений). Заканчивается глава простейшими правилами оказания помощи при травмах (ушибы, ссадины, потертости, капиллярное кровотечение, в том числе из носа). Накладывать жгут или проводить искусственное дыхание пока не учат.

Вторая глава содержит сведения о различных разделах физкультуры, чем они полезны для организма и для развития различных личных качеств, какие действия и упражнения должен уметь выполнять ученик (разные требования к 1-2 классу и 3-4 классу) и техника выполнения этих упражнений. Даются правила проведения соревнований (например, что надо делать по командам «На старт!», «Внимание!», «Марш!») и правила безопасного поведения на занятиях по различным видам спорта.

Легкая атлетика. Даются сведения о правильном выполнении ходьбы и бега, различные их варианты (типа ходьбы в полуприседе или беге с захлестыванием голени), прыжках в длину с разбега и в высоту способом «перешагивание», различные упражнения на развитие прыгучести, правила метания мяча с места, с разбега.

Гимнастика. Различные виды исходных положений. Общеразвивающие упражнения, в том числе в ходе утренней гимнастики и физкульминуток в перерывах между выполнением домашних заданий (приведены несколько комплексов упражнений, предлагается составить свои). Техника выполнения простейших акробатических упражнений: кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, мостик. Различные виды висов и упоров (например, упор лежа с переходом в отжимания, вис на перекладине с переходом к подтягиванию). Лазанье по различным гимнастическим снарядам: гимнастической стенке, бревну, наклоненной скамейке, канату. Упражнения в равновесии: на одной ноге на земле, на носках, стойка и ходьба по бревну с различными телодвижениям.

Подвижные игры. Разные виды «догонялок», метание мяча в цель (городки или убегающий товарищ), эстафеты (в том числе с ведением мяча по-баскетбольному). Приводятся способы деления на команды: по выбору судьи, капитанов команд, жребию, с помощью считалок. Объясняется, что умения полученные в этих подвижных играх, пригодятся в старших классах при освоении баскетбола, волейбола, футбола, ручного мяча.

Плавание. Подготовительные упражнения: погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой, «поплавок», «медуза», «звездочка», скольжение на груди и спине. Техника плавания кролем на груди и кролем на спине. Прыжки в воду с тумбочки. Информация о других стилях плавания (брасс, баттерфляй). Правила поведения на водоемах.

Лыжи. Простые способы передвижения на лыжах: ходьба ступающим шагом без палок, ходьба скользящим шагом без палок, попеременный двухшажный ход. Подъем в горку «полуелочкой» и «лесенкой». Спуск с горки (сначала без палок), торможение «плугом». Правила подбора лыж и палок по размеру, правила падения (не надо руки подставлять).

Фактически ни плаваньем, ни лыжами в школе не занимаются. На тех пустырях и берегу Финского залива, где мы бегали на лыжах, давно понастроили очередную линию домов «с видом на залив» и Западный скоростной диаметр. :)

В конце учебника даются упражнения для оценки различных физических способностей (скоростных - бег на 30 м, координационно-двигательных - челночный бег 3х10 м, скоростно-силовых - прыжок в длину с места, выносливости - бег в течение 6 минут, гибкости - наклон вперед из положения сидя, силовых - подтягивание) и приводятся нормативы для разного возраста и для мальчиков и девочек.

В учебнике много картинок, поясняющих и в какой-то степени заменяющих текст. В предисловии для родителей написано, что они предназначены в том числе для самостоятельной работы учеников 1 класса, когда они еще не научились читать. В целом - вполне себе содержательный учебник, направленный на выработку установки на здоровый образ жизни, как один из результатов начального общего образования.

Завершая обзор учебников второго класса, можно сделать вывод, что современное российское образование не находится в полном развале, многое оно взяло из советского и имперского опыта. При этом произошла адаптация к изменившимся социальным условиям, к изменившимся требованиям общества. Образование по прежнему направлено на формирование научного типа мышления, не отбрасывая при этом реально существующие в обществе религиозные отношения и учитывая национальные традиции. Школа дает не только теоретические знания, но и практические умения, которые могут пригодится в обычной жизни. Много внимания уделяется выработке навыков общения между людьми и совместной организованной деятельности. Возможно, нам повезло с учебниками, с выбранной школой программой, и существуют гораздо более слабые учебники. Но федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы ставят достаточно высокую планку требований к результатам обучения в школе. Понятно, что в полной мере этот уровень достигается далеко не всегда. Но учеба в школе, по моему опыту, гораздо более качественная, чем на последующих этапах образования (среднее профессиональное, высшее, дополнительное). Это именно учеба (возраст еще позволяет учить) и экзамены с введением ЕГЭ стали действительно экзаменами, в отличии от того, что часто можно увидеть в колледжах и университетах.

Предыдущие опусы:
«Окружающий мир». https://putin-slil.livejournal.com/3702164.html
«Русский язык». https://putin-slil.livejournal.com/3706747.html
«Литературное чтение». https://putin-slil.livejournal.com/3707946.html
«Английский язык». https://putin-slil.livejournal.com/3708680.html
«Математика». https://putin-slil.livejournal.com/3708976.html
«Изобразительное искусство». https://putin-slil.livejournal.com/3710738.html
«Музыка». https://putin-slil.livejournal.com/3711631.html
«Технология». https://putin-slil.livejournal.com/3711882.html

Учат в школе...

Previous post Next post
Up