И снова по поводу деления на мужские и женские персонажи.

Dec 12, 2008 10:23

В продолжение поста: " Мужчина, женщина, муж, жена".

На этот раз хотелось бы заострить внимание на то, почему роли были распределены именно так. Нравится нам это или нет, но, похоже, раньше, люди были более наблюдательны чем мы и были способны подмечать такие нюансы, на которые мы сейчас не обращаем внимания, пока нас в них не ткнут носом. Одним из таких нюансов является разница в психологии мужчины и женщины. Психологи давно обратили внимание, что женщины намного лучше адаптированы к социальной жизни чем мужчины, а люди религиозные отметили и обратную сторону такой адаптированности - более сильную привязанность к материальному.

Женщина все превращает в материю, и даже религия для нее существует лишь постольку поскольку она помогает материю преобразовывать. Что такое религия для женщины? Это доброта и помощь больным, уход за слабыми и гуманизм. Но это все - мирские проявления. То что для мужчины является просто побочным результатом получения духовного опыта, для женщин является конечной целью. Женщина как правило не понимает ценности духовного опыта, если он не подкреплен материальными достижениями. Здесь то и проходит религиозный "водораздел" между мужчиной и женщиной. Если женщина уходит в религию, чтобы та помогла ей преобразовывать мир, то мужчина поддерживает материальную жизнь лишь постольку, поскольку она - это корни, питающие дерево, дающее духовные плоды.

Мужчины духовны по своей природе (но я бы не хотел сейчас рассматривать тему духовного возраста человека, и потому позволяю себе подобные обобщения). Все, что они делают имеет как правило целью не получение и не изменение материи. Эта материя - лишь материалы и инструменты для чего-то другого, что не имеет материальной формы. Вот тут-то и укоренена всем нам известная "война полов". Способность и, главное, склонность мужчин к абстратному мышлению дает им возможность оторваться от потока мирских дел. Не имея сама такой склонности, женщина воспринимает его действия, как пустые и никчемные. Она не способна, да и не хочет, осознавать всю цепочку шагов, благодаря которым такая отрешенность подчас приводит к трансформации материального мира (и опять же, в этом посте я не планирую рассматривать тему аутизма и прочей клинической и околоклинической паталогии).

У каждой из рассмотренных ролей есть свои сильные и слабые стороны:

Женщина, с одной стороны, хорошо укоренена в земле, никогда не теряет с ней контакта, а поэтому более способна и адаптирована к земной жизни. Но, с другой стороны, ее сила становится ее же слабостью, ибо в этом постоянно меняющемся мире материальных призраков, она оказывается беззащитна перед земными миражами. Гоняясь за одними и убегая от других она может вымотаться без, казалось бы, каких бы то ни было серьезных на то оснований. То здесь, то там можно увидеть женщин, у которых съехала крыша на материи и чувстве обладания - предметами ли, отношениями ли, людьми ли.

Мужчина, с одной стороны, способны положить на мир с его законами закономерный болт и отвалить в какое-нибудь бессмысленное (или не очень) хобби, уйти в религиозный поиск или еще куда подальше - главное туда, где он может ощутить внутреннюю свободу. Но эта свобода имеет и обратную сторону, а именно то, что духовные и творческие труды нуждаются в питание, которое ему дают корни. А корни, как известно, погружены в землю. Разрушая контакты с материальной жизнью мужчина подрывает эти корни, что в перспективе лишает его всех плодов, включая духовные.

На последок давайте вернемся к Ветхозаветному "Бытию". Там черным по белому написано, что Ева была сделана из Адама, а не наоборот. То есть таким образом создатели Ветхого завета фактически согласились с позицией восточной философии, что психическая жизнь порождает мир материи, а не наоборт. В этом они оказываются несогласны с материалистами, утверждающими, что материя порождает сознание. То есть, я возьму на себя смелость утверждать, что весь мир, в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать, является порождением нашей психики. А тот опыт, который мы называем духовным, это просто осознание основы, тех глубинных механизмов работы нашей психики, на фундаменте которых построено наше привычное восприятие мира. Если фундамент изменится, то изменится и весь мир (точнее наше его восриятие). Вот в чем заключается суть духовной работы. Но женщине это очень трудно понять. Обычно она слишком увлечена игрой изменчивых волн мирской деятельности, чтобы согласиться погрузиться в глубину вековечных подводных течений религиозно-мистического опыта.

Так что, мне думается, именно из-за этих особенностей мужской и женской психологии, а так же потому, что мужчина и женщина по природе жизни вынужденны жить вместе и взаимодействовать, именно поэтому данные образы послужили метафорой разделения жизни на духовную и материальную составляющие.

PS: Конечно в реальной жизни не все так просто и однозначно, как я написал. Но поймите меня правильно, для того, чтобы донести мысль подчас надо серьезно обобщить - отбросить все частные противоречия, дабы в них не закопаться. Получилось это или нет, судить вам.

Продолжение следует. Читать дальше: " И снова "мужчина" и "женщина""

символы, психология, христианство

Previous post Next post
Up