В День космонавтики хочется вспомнить про что-то доброе, ностальгическое, когда наши державы даже в разгар холодной войны могли найти общий язык. И такое кино, к счастью, таки было найдено в закромах. Maroneed / Потерянные / Отрезанные от мира (1969) - космическая драма по одноименному роману Мартина Кейна 1964 г. (кстати, книга выпущена в СССР под названием "В плену орбиты"). Крупномасштабный голливудский блокбастер, типичное кино тех лет про освоение космоса - фантастика ближнего прицела с минимумом допущений. Суть проста: американцы отправили в космос трех астронавтов: некого Джина Хэкмана из телерекламы, молодого полковника Траутмана из "Рэмбо" и какого-то улыбчивого блондина. На Земле их курирует в местном ЦУП Грегори Пек.
При возвращении на базу астронавты не могут завести двигатель (наверно, свечи зажигания были китайские) и зависают на орбите с минимумом кислорода. Один в итоге пафосно совершает самовыпилинг, пока жены ревут на Земле. ЦУП отважно борется за спасение пассажиров в течение трехсот сорока семи серий и запускает наконец к кораблю свой экспериментальный челнок с личного разрешения президента. Но он рискует не успеть, американцы уже задыхаются... И под самый конец фильма... Внезапно... На горизонте появляется... Супермен Русский корабль!!!
Из него вылезает русский космонавт в красно-белом скафандре и начинает подавать знаки.
Корабль очень напоминает "Восток", но только с red zvezda и имеет надпись "ВСЕГДА ВПЕРЕД". Это что, типа название?
Увы, подойти ближе не получается. Астронавты должны сами прыгнуть навстречу русским. Кадр ненавязчиво отсылает к знаменитой фреске Леонардо да Винчи.
Увы, Джин Хэкмен теряет от кислородного голодания сознание и медленно проплывает мимо. Наш космонавт бессилен помочь!
Но к счастью, вовремя прибывает челнок, и астронавт на джетпаке таки спасает бедного покорителя космоса!
Пока мехвод челнока работал, наш тоже добрался до американского корабля и дал подышать потерявшему сознание блондинчику парами водки кислородом. Это дало время, и мехвод челнока успел подключить жертву к своей кислородной системе. Жизнь невинного астронавта спасена!
Кстати, лицо какое-то у космонавта знакомое. Американцев полетел спасать что, лично Муслим Магомаев?
На этом как бы все. На Земле кричат от счастья, а астронавты счастливо возвращаются домой.
Сам фильм - излишне затянутая производственная драма, зато с хорошим бюджетом. Спецэффекты отличные для своего времени, хотя сейчас выглядят как в любом типичном фильме 1960-х. Неудивительно, что кино провалилось в прокате, оставшись в тени революционной "Космической одиссеи". Тем не менее, скидывать фильм со счетов не надо - сюжет был настолько реалистичен по меркам жанра, что вскоре частично реализовался при аварии на "Аполлоне-13". Кино оказало влияние на работу НАСА при спасении космонавтов на орбиту, способствовало потеплению отношения США и СССР и закончилась созданием "Союза-Аполлона", а также повлияло на бесчисленные космические эшны 90-х типа "Армагеддона" или "Столкновения с бездной".
Словом, это типичное кино про освоение космоса ближнего прицела с минимумом фантастики, отражающее в художественном виде проблемы космической гонки по типу "Обратный отсчет" (1968). Кстати, в последнем фильме экранизируется популярный конспирологический штамп про то, как злобная тоталитарная система ради престижа отправляет в космос космонавта с минимумом шансов на возвращение (как в "Омон Ра", например). На сей раз в роли тоталитарной системы внезапно правительство США, которое ради победы в космической гонке в дикой спешке и с билетом в один конец отправляет на Луну своего астронавта, так как хитрые коммуняки отправили свой экипаж на неделю раньше. Что неудивительно - снимал кинцо известный голливудский диссидент Роберт Олтмен, которого в итоге выгнали с финального монтажа. После череды злоключений смертник таки прилунивается и шкандыбает в поисках грузовой ракеты по Луне. Которая в соседних кадрах имеет разное освещение.
И сразу находит по пути останки советского корабля и русских космонавтов. Кажись, их тоже без проверки свечей отправили или там тормозов.
Вздохнув, он берет советский флаг и ставит его с американским на Луне. И это... символизируетЪ. Что символизирует? Упрек политическому противостоянию и призыв к пацифизму!
Да, клюквы практически нет. Зато про дружбу и мир. Разве это плохо? За сим вас и оставляю.
Другие космические фильмы про дружбу советско-американских космонавтов:
Выход из положения (1966) Машина судного ДНА (1972) Метеор (1979) Супермен-4. Борьба за мир (1987) Убийство на Луне (1989) Кого выбрать (1989)