навигатор guitarra-antiqua >
персоналии Rustik68 ©1998Напоминаем, авторство статей на Античной гитаре принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица,
rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.
Один, в тиши, небрежно
Чуть трогаю любимой лиры струны,
Гляжу на облик нежный
Природы вечно юной
И думаю: прекрасен мир подлунный!
Луис де Леон, XVI век
(перевод И.Шафаренко. 1974)
Луис де Милан /Luis de Milan/ - испанский композитор, крупнейший представитель испанской школы виуэлистов,
«Диана» Хила Поло виртуоз-исполнитель на
виуэле, писатель, поэт. «Вторым Орфеем назовет его мир», - писал о Л.Милане Хил Поло во «Влюбленной Диане» (1564 г.). Вспомним, друзья мои, какую характеристику этой книге дал великий
Сервантес, вложивший в уста священника, творящего суд над библиотекой Дона Кихоте - величайшего рыцаря всех времён и народов, следующие слова:
«…но Диану Хиля Поло должно беречь так, как если бы её написал сам Аполлон».
Итак, Аполлон превратил Дона Луиса Милана в легендарного Орфея, побеждающего своим искусством даже чары сирен. Кем же был наш Орфей, что мы можем узнать о его жизни?
Время не слишком пощадило память об этом испанском музыканте. Биографических сведений о Луисе Милане сохранилось мало. Да и о других
Обложка «El Maestro»
испанских виуэлистах XVI века, сведения, которыми мы располагаем, крайне скудны и почерпнуты, главным образом, из их собственных “предуведомлений”, опубликованных вместе с их музыкальными произведениями. У Милана таким источником является его сборник “Маэстро” (El Maestro), изданный в 1535 году в Валенсии (кстати, первое печатное нотное издание, появившееся в Испании). Поэтому можно лишь сказать, что Луис Милан родился предположительно в Валенсии около 1500г., судя по упоминаниям о нём, его жизненный путь завершился в той же Валенсии после 1560г.
J.Powrozniak в своей энциклопедии «Guitarren-Lexikon» приводит такие предположительные даты жизни Луиса Милана: 1502 - 1561гг.
Автор гитарного словаря, польский гитарист Jozef Powrozniak, ссылаясь на свои источники к биографии Милана, пишет, что этот испанский виуэлист в результате дуэли вынужден был убежать в Португалию. Здесь он благосклонно был принят королем Хуаном III, которому дон Луис Милан и посвятил гениальный труд своей жизни - El Maestro. Такие жизненные перипетии характерны для той эпохи, и посвящение на титуле Маэстро соответствует свидетельству Поврожняка. Но, возможно, приведённые Поврожняком биографические подробности, лишь короткий, частный эпизод жизни маэстро Милана, так интерпретированный польским гитаристом, во всяком случае, другие мои источники свидетельствуют несколько иначе…
Милан служил при дворе Фернандо Арагонского (Fernando de Aragon), герцога Калабрии, сопровождая которого в путешествиях, побывал в Италии и Португалии, где основательно познакомился с музыкой наиболее выдающихся композиторов того времени.
Герцог Fernando de Aragon
В середине XV столетия Валенсия была одним из наиболее привлекательных средиземноморских городов с численностью населения втрое превышающим население Барселоны. Процветание Валенсии было обусловлено большими коммерческими и финансовыми ресурсами герцогства, т.к. его не коснулись политические и социально-экономические кризисы, которые пережили соседние Кастилия и Каталония. Поэтому в Валенсию тянулись торговцы и художники из других частей Королевства Арагон. Благодаря тому, что герцог Фернанд Арагонский был человеком проникнутым идеями Ренессанса, Валенсия превратилась в один из главных культурных центров испаноговорящих Королевств. Библиотека герцога, к концу его жизни (1550), имела более восьмиста книг, что по тем временам являлось немалым собранием. Двери дворца герцога были открыты искусствам, особенно музыке и литературе. Известно, что между 1526 и 1536 гг. музыкальный штат часовни герцога содержал больше чем 40 певцов и музыкантов. Исключительная репутация, которую имела часовня, не исчезла и спустя пятьдесят лет после ее разрыва c клерикалом и историком Хосе де Сигуэнса (Jerуnimos fray Jose de Siguenza), которому принадлежат следующие слова: "Герцог соединил в лучшей часовне музыкантов естественных голосов и всего вида инструментов, что были в Испании, и ни один там не был лишним, столь хороши они в способностях и голосах."
Сам Милан, прекрасный знаток виуэлы, обогатил испанскую музыку произведениями высокой художественной ценности, в которых было много нового, в частности - в использовании хроматических оборотов. Его искусство восходило истоками к труверам, в нём есть также черты преемственности от арабской музыки - в различных формах
нубы.
Опубликованный Миланом в 1535 г. сборник линейно-цифровых табулатур "Libro de musica de vihuela de mano, intitulado El Maestro", - один из лучших сборников для
виуэлы сохранившихся до нашего времени.
Титул сб. «El Maestro» и примеры опубликованных в нем табулатур
Титул «El Maestro» Павана №1 Павана №6
Книга Милана «Маэстро» состоит из двух частей. Первую составляют сочинения для виуэлы соло - 40 фантазий, 4 тьентос (тьенто - инструментальная пьеса имитационно-полифонического склада, типа ричеркара; впервые введена в музыкальную практику Миланом) и 6 паван. Во вторую часть входят переложения для голоса в сопровождении виуэлы 12 вильянсикос, 4 старинных романса и 6 сонетов на итальянском языке. Книге предпослан теоретический раздел - руководство игры на виуэле; отсюда ее название «Маэстро». Главное значение творчества Милана - в разработке инструментального стиля и имитационного полифонического письма, искусства вариационного развития.
Наиболее ценной в художественном отношении частью инструментального репертуара «Маэстро» являются фантазии. Особенно примечательна XIII фантазия - одно из самых вдохновенных сочинений композитора, одновременно раскрывающее все звуковое богатство и выразительные возможности инструмента. В то же время, несмотря на достаточно свободную («импровизационную») форму большинства фантазий Милана, в ряде из них отчетливо проступают характерные приметы того или иного музыкального жанра. Так, II фантазия легко ассоциируется с придворным танцем, подвижным, но одновременно галантно-церемонным; IV и XII кажутся переложениями для виуэлы какого-нибудь народного вильянсико или тонады; III воспринимается как возвышенный мадригал - «прекрасный пример сильного и глубокого чувства, сдерживаемого куртуазной учтивостью, столь свойственной той эпохе», по словам испанского музыковеда Роберто Пла.
Click to view
Luis Milan - Fantasia X. Massimo Marchese
Click to view
Luis Milan - Pavan No. 1. Nathaniel Earhart
Click to view
Pavan no. 5 by Luis Milan - William Ghezzi - guitar
Click to view
Pavan no. 6 by Luis Milan - William Ghezzi - guitar
Click to view
Seis Pavanas Luis Milan arr. & Played By Herman Vandecauter (guitarra).
В фантазиях Милана мы можем в полной мере оценить искусство композитора - мелодическую изобретательность, с чисто испанской склонностью к ясным мелодическим контурам и четким ритмам, богатство имитационной техники, разнообразие полифонических приемов (требующих виртуозного владения инструментом, по своей природе не приспособленным для исполнения многоголосных сочинений), изысканность фактуры, красочную игру регистров (опять-таки типично испанская любовь к контрастам, игре светотени). «Фантазии» для виуэлы представляют чисто инструментальную музыку. Их ритмика и фактура полны импровизационной свободы, исполнять их следовало в свободном темпе: «пассажи - быстро, а гармонии - медленно», как пишет дон Луис Милан в своём предисловии (1535).
Click to view
Luis Milan: Pavana 1 & Fantasia 1. Richard Labschütz
Из творческого наследия Луиса Милана:
(было представлено на сайте, но в жж-версии доступны не все файлы)
Композиция
НОТЫ
ТАБЫ
АУДИО
Примечания
image
Adobe
guitar Pro
midi
mp3
Acrobat
ПАВАНА I
107Kb48Kb midi wav0.2Mbunknown player (guitarra)
ПАВАНА II
127Kb midi wav0.3Mbunknown player (guitarra)
ПАВАНА III
125Kb midi wav0.3Mbunknown player (guitarra)
ПАВАНА IV
107Kb wav0.2Mbunknown player (guitarra)
ПАВАНА V
90Kb ПАВАНА VI
89Kb ФАНТАЗИИ (№? и Х)
87Kb ФАНТАЗИЯ I
midi wav0,7Mbигр. Х. Фресно (vihuela)
ФАНТАЗИЯ II
wav0.3Mbигр. Х. Фресно (vihuela)
ФАНТАЗИЯ III
wav0.4Mbигр. Х. Фресно (vihuela)
ФАНТАЗИЯ IV
wav0.4Mbигр. Х. Фресно (vihuela)
ФАНТАЗИЯ VIII
wav0.3Mbигр. Х. Фресно (vihuela)
ФАНТАЗИЯ X
midi wav0.6Mbигр. Х. Фресно (vihuela)
ФАНТАЗИЯ XII
wav0.4Mbигр. Х. Фресно (vihuela)
ФАНТАЗИЯ XIII
wav0.6Mbигр. Х. Фресно (vihuela)
ФАНТАЗИЯ XV
midi ФАНТАЗИЯ XVI
midi ФАНТАЗИЯ XVIII
midi ФАНТАЗИЯ XXXVIII
midi ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Рецензия П.Пичугина к грампластинке "Испанские виуэлисты XVI века".
Мартынов И. "Музыка Испании". М., Советский композитор 1977.
Powrozniak, Jozef. "Gitarren-Lexikon". Verlag Neue Musik, Berlin 1988.
Мигель де Сервантес Сааведра. Собр.соч. в 5 тт. (библиотека «Огонька») М, Правда 1961.
Jorge Fresno. Vihuelistas Españoles (S.XVI). HISPAVOX 1990, CD 2LP
Кто исполняет приведённые здесь паваны Милана мне неизвестно, т.к. означенные вавы сняты с пиратского CD «Лучших хитов испанской гитары».
ИСТОЧНИКИ WEB-a:
http://www.delcamp.net Ну что бы я делал без поддержки маэстро Франсуа Делькампа (Jean François Delcamp) ибо он оказал весьма существенную помощь в наполнении контента сайта нотным приложением, а также благодаря его ссылке на результат моего «творчества» мне каждый день гарантированы посетители, как отечественные, так и забугорные.
http://classicalmus.hispeed.com в разделе
CANÇIONER DEL DUC DE CALÀBRIAwww.eythorsson.com отсюда мною лишь любезно скоммунизжены ноты двух фантазий Луиса Милана, транскрипции коих для гитары написал господин Eythor Thorlaksson.
Есть ещё один источник к биографии Л.Милана, но не могу вспомнить url. Надеюсь в ближайшее время справедливость в отношении его будет восстановлена.