Гл. 1. Высказывание

Nov 02, 2009 17:42

PREV | NEXT
содержание

1.5. Этнография
Теория этнографии (дыхание)
Этнография человека

B рамках совместной деятельности поведение отдельного индивида должно быть адекватно вписано в общую жизнь деревни. Иными словами, шаги существа должны быть направляемы. Допустим, этого можно добиться дрессировкой. Можно научить собаку реагировать соответствующим образом на команду «ко мне!». Но когда мы говорим о людях, а не о собаках или обезьянах, мы имеем в виду нечто другое. Если Алиса говорит Петру «подойди», имеется в виду то, что тот должен подойти сам.

Говоря «подойди», Алиса вступает в некоторую совместную деятельность, построенную по схеме высказывания. Ее просьба (или требование) является также и обязательством - приближение Петра должно разрешиться каким-то действием Алисы. В то же самое время и действие Петра представляет собой поступок. Петр говорит: «Хорошо», - прежде чем делает первый шаг. Это высказывание Петра может стать основанием к другим действиям. Нам в этой ситуации не обязательно даже что-то произносить. Сложилось так, что некоторые действия теперь имеют статус оснований по умолчанию. К передвижению Петра можно апеллировать. Это то, что может стать предметом иного высказывания. За свое передвижение Петр в общем случае несет ответственность. Передвижение становится элементом его личной истории. Вместе с тем человек начинает следить за тем, как он двигается.

Мы хотим подчеркнуть следующий момент. Действие, некогда свершавшееся непосредственно, в череде механического потока реакций, подвергается освоению, если складывается совместная деятельность, в которую это действие оказывается встроенным. Можно сказать еще более определенно. Действие или аспект может в некоторый момент стать предметом личной истории существа. Это ключевой момент в истории действия. Такие аспекты, как дыхание или локализация в пространстве, были извлечены из небытия и стали объектом нашего сознания только потому, что некогда попали в ареал личной истории.

По обыкновению мы не задумываемся о том, что дышим (наподобие того, как мы перестаем замечать звук тикающих настенных часов). Однако в некоторой ситуации наше внимание может задержаться на дыхании. Мы можем услышать звук проходящего через ноздри воздуха, почувствовать движения грудной клетки. Мы можем даже на какое-то время сознательно задержать дыхание. С точки зрения психологии тут следует говорить о характере внимания. Может быть, следует вспомнить о законе доминанты Ухтомского. Однако мы хотим подойти к этому вопросу с другой стороны.

В нашем языке существуют слова, имеющие прямое отношение к дыханию. Это целая сфера связанных друг с другом значений - «дышать», «вздох», «вдох» и других. Это говорит о том, что дыхание давно стало предметом взаимодействия между людьми. Дыхание оказалось актуальным для культуры. Давно существуют многочисленные практики, связанные с дыханием. Несмотря на такую очевидность, весьма трудно описать эти практики, изучить историю их возникновения и эволюции. В нашем примере с дыханием на ум приходят многочисленные соображения, которые следовало бы, однако, подвергнуть анализу и строгой критике.

Дыхание как таковое есть некоторый слишком общий процесс, и едва ли первые практики были столь изощрены, чтобы иметь дело с дыханием в чистом виде. Более правдоподобно выглядит версия о том, что первые подвижки в этой сфере произошли в конкретных ситуациях. Возможно, что дыхание впервые предстало перед человеком как затрудненное дыхание во время бега, возможно, в комплексе с другими симптомами усталости (или болезни). Другое предположение заключается в том, что освоение дыхания могло быть связано с практикой дуть, которая могла бы проявить себя в процессе раздувания огня (или при игре на дудочке - почему бы нам не рассмотреть и такую поэтическую гипотезу?). Наконец, дыхание могло бы ассоциироваться с жизнью и смертью. Раненый зверь жив, пока он дышит, и умирает, как только перестает дышать. Нам легко представить себе практики, связанные с какой-нибудь из вышеописанных ситуаций. Но это было бы только началом истории освоения дыхания, которая теперь еще совсем не разработана. Представляется, что должна существовать специальная дисциплина, которая освещала бы пути такого освоения. За неимением лучшего термина мы будем называть такую дисциплину этнографией человека.

Таким образом, мы очертили спектр вопросов, которые должны стать предметом этнографии. Приведем еще раз весь список вопросов. Какие именно аспекты должны были подвергнуться освоению? В силу каких причин это происходило? Как протекало освоение? Какую роль тот или иной освоенный аспект сыграл в общем движении освоения?
Previous post Next post
Up