PREV |
NEXT содержание 1.4. Протокол «я»
Гипотеза о заданности ролей Существо с личной историей Имя и личные местоименияУчастник деятельности
Как мы должны представлять себе носителя имени? Кто это такой или что это такое? Вопрос этот оказывается на поверку совсем не простым. Нельзя отождествлять носителя с непосредственным существом. Природа имени такова, что его носитель появляется вместе с самим именем. Имя и его носитель - это два элемента в структуре личной истории. Можно сказать, что носитель имени не есть существо материальное, но идеальное, мифологическое.
Мы должны выявить структуру носителя имени, которого мы будем называть еще участником деятельности. Укажем прежде всего на его первый атрибут - лик. Мы узнаем человека прежде всего по внешнему виду - очертаниям лица, одежде, интонациям в голосе, стилю поведения. Все это является некоторым начальным стимулом к тому, чтобы подойти и заговорить. Легко вообразить, как эти элементы берут на себя роль идентификатора, запускают психологические процессы, обслуживающие деятельность высказывания (разумеется, этим не ограничивается роль всего перечисленного; все перечисленные элементы играют также свою полноправную роль в самой личной истории). Думается, мы были бы обескуражены, если бы лишились такой возможности узнавания, если бы все люди выглядели одинаково. Впрочем, отчасти с такой ситуацией можно столкнуться, имея дело с близнецами. Следует только заметить, что культура нашей цивилизации - это культура людей, у которых нет близнецов. Чтобы пояснить идею, здесь можно упомянуть другое противопоставление, которое следует рассматривать в том же ключе. Культура нашей цивилизации - это культура зрячих людей, но не слепых. Слепые не имели собственной обособленной линии культурного эволюционного развития. Они вынуждены жить культурой зрячих.
Видимо, нельзя отрицать, что лик существа в какой-то степени отвечает за единство участника, вступающего в разнообразные совместные деятельности, являясь, таким образом, необходимой предпосылкой складывающейся личной истории. Ясно, однако, что и непосредственное существо узнаёт своего обидчика. Разница между человеком и зверем заключается в том, с какой целью используется это узнавание.
Легко почувствовать, что тебя не узнали, что тебя приняли за другого человека. Это столь очевидно, потому что тот, кто не узнал, не апеллирует к твоей личной истории. Внешний вид человека может измениться, в голосе могут возникнуть новые интонации, но уникальные по своей сути «записи» личной истории не подвержены тлению. В этом аспекте человек тождественен самому себе. Если вы хотите различить близнецов, то достаточно проникнуть хотя бы в малую часть уникальной истории каждого из них. Возможно, вам придется расспросами и намеками спровоцировать их реакцию на вашу апелляцию, но вы очень скоро добьетесь цели. Внутренняя связность является вторым атрибутом участника деятельности.
В фантастической литературе имеет хождение сюжет о клонах человека и телепортации. Изощренное устройство, считывая информацию о каждом атоме тела человека, создает его копию. Хотя современная квантовая механика и не разрешает телепортацию квантового состояния без разрушения источника, мысленно мы можем допустить такую возможность.
Как только возникает клон, мы получаем двух людей. Их личные истории очень скоро разойдутся. Возникнут некоторые юридические проблемы, но, думаю, их будет несложно разрешить. Главная проблема для культуры заключалась бы здесь в том, что у этих людей осталась бы общей часть их личной истории. Эта ситуация была бы неожиданной для нашей культуры. Смогла бы культура переварить эти новые обстоятельства? Возможно, некоторым культурным нормам и институциям пришлось бы измениться.
Личная история является главным достоянием участника деятельности. Нельзя не признать, что жизнь непосредственного существа также внутренне связана. Каждое действие может тем или иным способом повлиять на дальнейшее поведение. Однако принцип этой связности здесь другой.
Итак, нельзя считать участника самостоятельным материальным объектом. Участник деятельности - это структурная сущность. Это элемент в структуре совместных деятельностей специального типа. Впрочем, предметом этих совместных деятельностей являются тела непосредственных существ. Мы должны понимать, что в основании каждой конкретной личной истории лежат единство тела некоторого существа и единство его пространственно-временной линии. Эти аспекты являются предметом специальной дисциплины - этнографии человека.