Гл. 1. Высказывание

Oct 19, 2009 17:27

PREV | NEXT
содержание

1.1. Прилаженность
Непосредственное существо
Знак
Выготский
Эволюция

Общей картины непосредственного существования нисколько не нарушает тот факт, что наш зверь окружен себе подобными. К ним он относится, хоть и индивидуально, но все так же непосредственно, стихийно.

Однако, как считают некоторые исследователи, именно факт совместной жизни играет определяющую для дальнейшего развития роль. Собравшиеся в группу существа начинают практиковать совместные деятельности, природа которых заключается в согласованности, прилаженности действий различных индивидов. Эти деятельности, имея известный успех, закрепляются в виде постоянных практик.

Вскрывая структуру или закон совместной деятельности, мы приходим к понятию знака, посредством которого эта деятельность организуется и воспроизводится. Поясним идею знака на известном примере указательного жеста.

Жест, как пишет Выготский, происходит от неудачного хватательного движения. Допустим, Петр пытается схватить яблоко. Само это движение, будучи выразительным, может послужить стимулом к определенного рода реакции - Павел достает яблоко и передает его Петру. Петр забирает яблоко и съедает его. Мы предполагаем, что каждое звено этой цепочки - то есть, с одной стороны, хватательное движение Петра (движение, которое превратится в жест), а с другой стороны, акт передачи яблока, осуществляемый Павлом, - сложилось независимо друг от друга. Каждое из этих действий решало свою локальную задачу и обслуживалось своим психическим механизмом. Однако в некоторый момент, можно сказать, случайно, эти звенья оказываются прилаженными друг к другу.

Проведение взгляда в направлении протянутой руки служит скрепляющим моментом совместной деятельности. Возможно, это единственное звено, требующее новых элементарных психологических связей.

Известно, что животные способны использовать информацию, содержащуюся во взглядах, и читать позы:
«При наблюдениях за животными оказалось, что поведенческая модель, получившая в этологии название «следование направлению взгляда», обычно хорошо выражена и поддается регистрации. Так, шимпанзе, проследив за направлением взгляда сородича и не увидев ничего интересного, ведет глазами назад, от предполагаемого объекта рассматривания к лицу и к глазам своего «поднадзорного», как бы проверяя, нет ли здесь ошибки». [19, 455]
Типичная для животного поведения реакция становится скрепляющим звеном новой совместной деятельности. Привлечения внимания оказывается достаточным для того, чтобы вызвать сформированный уже акт передачи яблока. Складывающаяся, таким образом, сложная совместная деятельность замыкается, разрешая некоторую новую задачу.

Если такая структура востребована, важна для сообщества, то со временем она становится обычной практикой, закрепляясь по схеме условного рефлекса. Хватательное движение начинает играть в этой структуре роль указательного стимула, превращаясь в знак (жест). Ясно, что теперь отдельные звенья сложившейся деятельности, теряя свою прежнюю функциональную роль, могут претерпеть изменения и упрощения. Достаточно того, чтобы работала структура нового целого. Жест сворачивается. На его место может заступить акустический образ. Действительно, последний обладает рядом преимуществ. Например, он удобен для привлечения внимания.

Любая совместная деятельность строится на употреблении знаков, так как именно знаки обеспечивают согласованность действий. Следует заметить, что знаковая деятельность не является особенностью «разумных существ», то есть людей. Очевидно, что и поведение животных зачастую укладывается в эту схему. Такая совместная деятельность часто является характéрным видовым признаком. Возможно, что в отдельных случаях знаковое поведение могло бы быть закреплено на генетическом уровне, в других же случаях являться продуктом научения. Хотя в широком смысле систему знаков называют иногда языком, мы не будем придерживаться такого словоупотребления.
Previous post Next post
Up