Гл. 1. Высказывание

Oct 21, 2009 17:15

PREV | NEXT
содержание

1.1. Прилаженность
Непосредственное существо
Знак
Выготский
Эволюция

Поведение особи зачастую задано генетически. Здесь мы имеем дело с тем, что называют безусловным рефлексом. Безусловный рефлекс является лишь начальным звеном в развертывании сколько-нибудь сложного поведения. Известно, что первые шаги всегда неуверенные, неточные, однако активность животного в нужном направлении вознаграждается подкреплением. Его движения оттачиваются и дифференцируются. Мы видим, что конечный результат обусловлен как внутренней программой, так и взаимодействием организма со средой. У животного складывается личный опыт такого взаимодействия. Психическим механизмом поведения становится условный рефлекс. И хотя характер возможного взаимодействия учтен в программе генетического развития, итоговый профиль поведения может существенно отличаться для разных индивидов.

До сих пор существуют разногласия в вопросе о том, насколько правомерно сводить всю психическую жизнь животного к безусловному и условному рефлексам. Нам знакомы многочисленные попытки выделить особые стадии развития, стадии интеллектуального поведения. Сам Выготский пишет в труде «Мышление и речь» о такой интеллектуальной стадии, не вдаваясь, однако, в подробности. Разделяя мнение о важности этого сложного вопроса, а также сомневаясь в существовании (на сегодняшний день) его удовлетворительного решения, заметим, что в наших дальнейших построениях возможное здесь различение не будет играть особой роли. Нас не будет интересовать, образуется ли новая реакция путем многократного подкрепления, как в условном рефлексе, или же поведение устанавливается вдруг (инсайт, озарение), чему есть многочисленные свидетельства в опытах с обезьянами. И в первом, и во втором случаях происходящее можно представить как механистический процесс. Мы попытаемся также отвлечься и от особенностей физиологии поведения, хотя это и создаст для нас некоторые технические трудности.

На приобретение опыта методом проб и ошибок уходит большое время и затрачивается много усилий. В этой ситуации экономнее скопировать поведение у того, кто этот опыт уже приобрел. Если случайно возникает генетическая предрасположенность к подражанию или иному способу передачи опыта, то естественный отбор будет усиливать эту способность.

Вместе с появлением подражания гены теряют свою монополию над поведением. В группах начинают распространяться культурные практики. Культурные практики воспроизводятся независимо от механизма генетической наследственности и эволюционируют по собственным законам. Если раньше причиной изменений в поведении в конечном счете могли служить только генетические мутации, то теперь всякий опыт, приобретенный в индивидуальном взаимодействии со средой, может превратиться в распространенную культурную практику. Каждый из нас читал в учебниках по этологии о культурах «ужения» муравьев у шимпанзе или певческих диалектах некоторых видов птиц.

В разговоре о механизмах эволюции подобных культур нам приходится затрагивать тему конкуренции культурных практик. Если две сосуществующие практики решают одну и ту же задачу, то выигрывает та, которая дает большее подкрепление. Другая практика сходит на нет. Если существует две культурные практики доставания яблок, то вы в конечном счете остановитесь на той, которая успешнее. Таким образом, конкуренция разрешается в пределах индивида (или группы, если речь идет о совместной деятельности), и с психологической точки зрения для объяснения тут достаточно теории условных рефлексов. Другим вариантом отбора могла бы служить конкуренция между индивидами или группами - носителями успешных и неуспешных практик.

Совместные деятельности являются примером сложного поведения. Разумно предположить, что это поведение задается сложным комплексом генетических элементов и культурных практик. О происхождении совместных деятельностей мы уже имели случай говорить в нашем примере с жестом. Складывающаяся в этом примере ситуация кажется нам типичной.

Совместная деятельность образуется в результате случайного стечения обстоятельств, когда некоторые действия особей оказываются прилаженными друг к другу в смысле решения некоторой новой задачи. Такой ход развития, обусловленный прилаженностью, характерен для различных уровней живой материи. Дыхательные органы, например, выполняют некоторую функцию (связанную с дыханием) и хорошо справляются со своей задачей. По случайному стечению обстоятельств при работе дыхательных органов производится звук. В определенных условиях этот звук может приобрести экологическое значение сигнала тревоги. В этот момент биологический вид становится чувствительным к мутациям, влияющим на эту новую функцию. Эволюция органа приобретает новое направление. Часто удается сбалансировать несколько функций в одном органе, иногда функции мешают друг другу. Если происходит изменение образа жизни, то первоначальная функция может и вовсе сойти на нет.

С подобным ходом развития мы сталкиваемся в случае образования совместных деятельностей. Отдельный поведенческий акт, становясь элементом новой структуры, теряет свои прежние функции и приобретает новые. Вместе с тем эволюция этого поведенческого акта приобретает новое направление. Появившись однажды, совместная деятельность включается в конкуренцию культурных практик на общих основаниях.

Отметим в заключение некоторые общие тенденции культурного развития. Для группы небезразлично поведение отдельного индивида. Это способствует установлению систем, позволяющих гибко контролировать его (индивида) поведение. Для нас интересен тот факт, что, овладевая «ресурсами» отдельного существа, социум начинает его преобразовывать. Такое преобразование осуществляется в нескольких направлениях.

Во-первых, существо становится более открытым для социума. Это достигается установлением аппарата выражения. Различные аспекты внутреннего мира существа и его отношения со средой оказываются представленными в многочисленных знаковых системах. Очевидно, что это приводит к более умному и адекватному использованию «ресурсов» существа. Во-вторых, осуществляется постепенная передача задач, решаемых в рамках целого, отдельному существу. Такая передача функций существенно умножает возможности группы. Передача задач осуществляется в процессе интерио­ризации и предполагает кардинальное преобразование психической жизни индивида.

Следует сказать, что совместные деятельности не определяются напрямую внутренними потребностями отдельных существ. Структура совместной деятельности накладывается внешним образом, в известной степени подчиняя себе отдельных индивидов. Интересно, что организм выступает в этих событиях в двоякой роли. С одной стороны, тело становится тем объектом, вокруг которого разворачиваются совместные деятельности. В нашем примере с жестом яблоко было предметом, вокруг которого и по поводу которого формировалась некоторая культурная практика. Теперь же практика формируется вокруг всего тела в целом и вокруг отдельных его членов в частности. В этом смысле мы можем говорить об освоении тела. С другой стороны, сама эта деятельность реализуется посредством отдельных выразительных актов, то есть осуществляется через функционирование того же тела. Нашей целью является написать историю культурного освоения.
Previous post Next post
Up