Гл. 1. Высказывание

Oct 22, 2009 18:45

PREV | NEXT
содержание

1.2. Высказывание
Феномен высказывания
Психологическая структура высказывания
Экология высказывания
Остин о перформативах

В этом параграфе мы намерены выдвинуть гипотезу о важной линии в развитии совместных деятельностей. Мы ищем те сдвиги эволюционного характера (речь идет об эволюции культурных практик), которые могли бы придать дальнейшему развитию культуры иное качество, новое направление. Таким значимым событием, по нашему мнению, является формирование механизма высказывания. Именно высказывания послужат для нас кирпичиками, из которых мы будем возводить здание личной истории.

Вернемся к примеру с яблоком. Предположим, Петр говорит Павлу: «Там лежит яблоко», - таков, во всяком случае, объективный смысл соответствующего жеста. Совместная деятельность разворачивается по схеме указания [курсивом мы будем часто обозначать названия совместных деятельностей или культурных практик]. Можно сказать, что яблоко является предметом совместной деятельности указания. В общем случае круг таких предметов не ограничен вещами, находящимися в визуальном поле коммуницирующих существ. Таким предметом, допустим, может стать событие, отнесенное по времени в прошлое и наличествующее лишь в памяти индивидов. Освоению в этом смысле могут подвергнуться и действия самих существ или события, в которых эти существа принимали участие. Тут мы подходим к главному.

Представьте себе, что в некоторый момент происходит освоение самого факта коммуникации. Акт коммуникации становится тем предметом, вокруг которого выстраиваются новые совместные деятельности. Если раньше жест Петра нес в себе только свое непосредственное значение указания, то теперь в нем содержится нечто большее. Теперь имеет значение не только то, «о чем было сказано», но и то, что «об этом было сказано». Такое новое значение реализуется посредством процедур - санкций, иными словами, специальных культурных практик, апеллирующих к факту указания. Можно представить, как результатом неудачного поиска яблока в указанном месте будет реакция Павла - реакция обиды или гнева в адрес Петра, предметом которой является не столько факт отсутствия яблока, сколько факт «обмана».

Высказывание можно представить себе как своеобразное усложнение в структуре совместной деятельности, как двухуровневую систему. Предметом совместной деятельности первого уровня является вещный факт. Эта деятельность реализуется посредством знаковой коммуникации. Предметом высказывания (второй уровень) является сама эта коммуникация.

Такое положение дел является типичным и естественным для человеческого языка. М. М. Бахтин, автор известной теории высказывания как основной единицы речевого общения, пишет:
[...] «Всякий говорящий сам является в большей или меньшей степени отвечающим: ведь он не первый говорящий, впервые нарушивший вечное молчание вселенной, и он предполагает не только наличие системы того языка, которым он пользуется, но и наличие каких-то предшествующих высказываний - своих и чужих, - к которым его данное высказывание вступает в те или иные отношения (опирается на них, полемизирует с ними, просто предполагает их уже известными слушателю)». [2, 247]
Таким образом, всякое человеческое слово - приказ, просьба или рядовое сообщение - несет в себе возможность апелляции. Это то, в отношении чего можно занять (в терминологии Бахтина) «ответную позицию».

Мы еще будем иметь возможность вернуться к обсуждению теории высказывания Бахтина, которая послужит путеводной нитью нашего исследования. Здесь же только отметим, что в данной главе термин «высказывание» будет употребляться в более узком, чем у Бахтина, специальном техническом смысле. Акты знаковой коммуникации, подвергшиеся освоению, ставшие предметом культурных практик, мы будем называть речевыми актами, а саму совместную деятельность, построенную по описанному выше принципу - высказыванием. Термин «высказывание» будет использоваться нами также для обозначения самого знака, к которому апеллируют в совместной деятельности высказывания.
Previous post Next post
Up