PREV |
NEXT содержание 1.2. Высказывание
Феномен высказывания Психологическая структура высказывания
Экология высказывания Остин о перформативах Теперь проведем анализ психологической структуры высказывания. Рассмотрим конкретный пример.
Представьте себе, что Петр пытается достать яблоко, но в одиночку справиться не может. Тогда он говорит Павлу: «Помоги достать». Павел наклоняет ветку или делает другое действие в том же роде. Пусть в результате такой операции яблоко достается Петру. В общем случае Павлу невыгодно вступать в игру - это проигрышная стратегия.
Однако в каком-то локальном виде описанная практика помощи могла бы существовать.
Допустим, что существует также практика выпрашивания. Если Петр обладает яблоком, то Павел может обратиться к нему посредством речевой реакции-стимула: «Поделись». В общем случае Петру невыгодно делиться.
Мы описали две не связанные друг с другом практики. Каждая из этих практик, раз уж она возникла, работает в некоторой специальной ситуации, решая свою локальную задачу, но в общем случае является неуспешной. Однако легко себе представить, как эти две практики могли бы дополнить друг друга, став элементами единого целого. Вполне очевидно, что в результате специально организованной совместной деятельности и Петр, и Павел могли бы извлечь для себя выгоду, получив часть добычи.
Прежде чем мы перейдем к описанию такой деятельности, нам следует упомянуть о третьем кирпичике, который будет использован в построении. Речь идет об образе, присутствующем в памяти наших персонажей. Если Петру довелось обращаться с «просьбой» о помощи, то в его памяти может остаться след об этом факте. В определенной ситуации указанный след может сыграть роль стимула, встать в один ряд с другими стимулами. Нет ничего неожиданного в такой возможности - мы уже упоминали в начале книги об образах у животных и о непосредственной функциональности этих образов. Такой образ-воспоминание легче всего представить в виде некоторого визуального, обонятельного или звукового впечатления. Это мог бы быть и акустический паттерн знака «помоги достать». Вполне допустимо, чтобы подобный след использовался бы в рамках некоторой деятельности.
Итак, мы готовы приступить к построению совместной деятельности, выгодной для наших участников, - деятельности, которая должна строиться по схеме высказывания. Для того чтобы заработал механизм нового целого, каждый из выделенных нами элементов должен приобрести иные (возможно, дополнительные) психологические функции. Во-первых, реакция-стимул «поделись» должна изменить свою направленность. Хотя она и должна приводить к тому же результату, что и раньше (то есть к дележке), но делать это другим путем. Представим себе, что задачей этой стимул-реакции становится активизация образа-воспоминания о «просьбе», запечатленного в памяти Петра, - стимул-реакция «поделись» апеллирует к факту просьбы.
Вообразим далее, что этот активизированный образ-воспоминание в создавшейся ситуации выпрашивания становится дополнительным стимулом, вызывающим реакцию дележки. Это второе новоприобретение. Образ о «просьбе» должен приобрести силу стимула. Обратим внимание тут на новую дополнительную функцию знака «помоги достать». Ранее этот знак нес в себе только то значение, которое он приобрел в рамках той исходной локальной практики помощи, о которой мы упоминали в самом начале рассуждения. Теперь же посредством представленности в образе-воспоминании этот знак стал предметом апелляции.
Третье обстоятельство, без которого вся структура останется бездейственной, вполне очевидно. Стимул-реакция «помоги достать» должен приобрести силу в общем случае, вызывая акт помощи.
Структура целого заработает только при наличии всех составляющих. Каждое отдельное новшество оказалось бы бессмысленным. Это ставит перед нами некоторую проблему касательно сборки новой совместной деятельности из разрозненных звеньев. Ситуация, которая здесь складывается, выглядит сложнее, чем в случае с указательным жестом, где все звенья были готовы заранее и нам оставалось представить себе только, как в результате благоприятной случайности - указательного характера хватательного движения - замыкалась новая деятельность, решающая важную задачу.
Приобрел бы стимул «помоги достать» силу в общем случае, если бы другие звенья были бы уже включены? Без сомнения, да. Оказание помощи в добывании яблока определенно обрело бы смысл при наличии «гарантии» последующей дележки. Смог бы образ о просьбе стать действенным стимулом, если бы уже работали все другие составляющие части механизма? Разумеется. Но могли ли одновременно сформироваться три звена в условиях, где было бы невозможно должное подкрепление?
Обратим внимание на то, что отдельные звенья механизма работают в рамках исходных практик. Существует некоторое количество случаев, где практики помощи и выпрашивания пересекаются в истории одного и того же яблока. Обращение в этой ситуации к образу знака «помоги достать» замкнуло бы новую совместную деятельность. Таким образом, складывается цепь событий, срабатывающая один, а возможно, и много раз. Эта последовательность начинает играть в жизни существ все бо`льшую роль. В конечном счете отдельные звенья этой цепи начнут прилаживаться друг к другу в структуре нового целого.