PREV |
NEXT содержание 1.2. Высказывание
Феномен высказывания Психологическая структура высказыванияЭкология высказывания
Остин о перформативах В нашем гипотетическом примере, развернутом выше, структура совместной деятельности строится на механизме высказывания. Почему же практика высказывания находит широкое распространение? Почему эволюция пошла по этому пути? Ответить на эти вопросы можно, рассуждая в духе представления об эволюционно-стабильных стратегиях.
Какую задачу решает высказывание? Ясно, что деятельность, построенная по схеме высказывания, является деятельностью, развернутой во времени. Но этой констатации недостаточно еще для того, чтобы выявить специфику решаемых здесь задач. Специфика эта должна вытекать из самой структуры высказывания. Структура же высказывания определяется специальной ролью освоенного знака «помоги достать».
Существует некоторая проблема относительно того, почему именно знак должен подвергнуться освоению. Почему Петру приходится вспоминать именно факт просьбы (возможным вариантом было бы обращение исключительно к факту помощи)? Попробуем разобраться в этом вопросе. Яблоко из нашего примера могло попасть в руки Петра разными способами. Разумно предположить, что он «имеет полное право» (в смысле стабильной стратегии) не делиться в том случае, если добыл яблоко самостоятельно. Разумно поделиться, если Петру помогали. Практика взаимопомощи более эффективна для группы в сравнении с попрошайничеством. Таким образом, существенную роль играет история данного конкретного яблока.
Есть еще один сценарий событий. Помощь могла бы быть оказана, если Петр ее не просил. Как следовало бы поступить Петру в этом случае? Сейчас трудно предположить, насколько актуальными могли бы оказаться все эти различения складывающегося кодекса поведения. Мы ступили на скользкую тропу гипотез и предположений. Возможно, что в последнем случае не следовало бы вознаграждать усилия Павла. Но если это так, то знак «помоги достать» остался бы единственным свидетелем о просьбе. Апелляция к этому знаку стала бы единственно возможным решением.
Знак, подвергнувшийся освоению, аккумулирует в своем значении обстоятельства действий, из которых строится новая совместная деятельность. Освоенный знак становится принципом построения этой деятельности. В новой структуре знак приобретает свое окончательное смысловое значение.
Деятельность, построенная по схеме высказывания, конкурирует с другими практиками на общих основаниях. Высказывание оказывается эффективной совместной деятельностью и вытесняет другие; высказывание является тонким инструментом, с помощью которого выстраивается специфическая деятельность. Делятся только с тем, кто помогал. Помогают только тем, кто просил о помощи. Если Павел оказал помощь, то именно Павлу придет в голову апеллировать к этой просьбе и его апелляция будет иметь силу. Мы можем видеть, как складывается каста существ, участвующая в совместной деятельности взаимопомощи и получающая из этого выгоду. Важно отметить, что каждый индивид участвует в этой деятельности «от своего лица», занимая в структуре групповых взаимодействий индивидуальную нишу.
Можно задать себе вопрос: а не существует ли уже в животном мире подобная совместная деятельность - например, охота нескольких животных, в которой каждому хищнику отведена своя специальная роль? И ответить: «Да, безусловно, существует». Но строится ли она на механизме высказывания? По нашему мнению, не наличие самой совместной деятельности, а ее новое строение характеризует поведение человеческой особи.
В животном мире совместные деятельности могут строиться также и на индивидуальных отличиях, где каждое животное выступает как бы «от своего лица». Но даже и в этом случае эти деятельности не обладают структурой высказывания.