Гл. 1. Высказывание

Oct 25, 2009 09:20

PREV | NEXT
содержание

1.2. Высказывание
Феномен высказывания
Психологическая структура высказывания
Экология высказывания
Остин о перформативах

В курсе лекций «Как совершать действия при помощи слов» [17] Джон Остин разбирает понятие перформатива - предложения, с помощью которого совершают действия. Перформативы противопоставляются обычным утверждениям (констативам), о которых можно сказать, истинные они или ложные. В качестве примеров перформативов приводятся фразы «Я согласен взять эту женщину в жены» (фраза употребляется в ходе брачной церемонии) или «Завещаю наручные часы своему брату» (употребляется в завещании). Произнести подобную фразу и означает буквально - совершить действие. Завещание вступает в силу вместе с произнесением соответствующей этому случаю фразы.

Здесь мы хотим провести параллель между феноменом перформатива и тем, что мы называем высказыванием. Прежде всего заметим, что за каждым случаем перформативного употребления стоит определенная культурная практика. Перформатив «Я прошу прощения» есть элемент практики прощения, «Я обещаю» - элемент практики обещания. Эти культурные практики в общем случае подразумевают широкий спектр процедур апелляции и решают конкретные экологические и культурные задачи. Каждая такая практика разворачивается как высказывание - предметом взаимодействия становится сама коммуникация. Факт обещания или извинения играет определенную структурную роль в разворачивающейся совместной деятельности. Только в рамках соответствующей культурной практики предложение-перформатив приобретает свой смысл. Таким образом, в случае перформативов мы имеем дело с развившейся системой, берущей свое начало в феномене высказывания. Перед нами некоторое образование, принявшее законченный вид в современном языке.

Не является ли перформативность общим для всякого речевого акта явлением? Нельзя ли, например, и обычные утверждения (констативы) считать некоторой разновидностью перформативного употребления? Такой вывод был бы логичным заключением для тех, кто видит в структуре высказывания клетку всякой языковой активности человека и начало, из которого выводится специфика человеческого языка. Ответ Джона Остина на этот вопрос представляется несколько уклончивым.

Легко себе представить, что употребление «На улице идет дождь» осуществляется в рамках культурной практики утверждения. Речь идет не просто о дожде, а о чем-то большем. В общем случае говорящий накладывает на себя определенные обязательства, утверждая нечто. На такое положение вещей намекает нам факт несостоятельности фразы «Идет дождь, но я так не думаю». Эта фраза оказывается неуспешной (в терминологии Остина), как может быть неуспешен именно перформатив.

Культура утверждения подразумевает определенные санкции или поощрения в отношении утверждающего нечто, включая его тем самым в сложную игру, систему межличностных координаций и социальных отношений. Способность констативов быть ложными или истинными является тут факультативным моментом, спецификой конкретной культурной практики. Утверждения стали предметом логики (исчисления), но этот факт не должен уводить нас от сути дела.

В каком аспекте мы хотели бы подчеркнуть разницу между нашим подходом к высказыванию и теорией перформативов Джона Остина? Для нас высказывание - это совместная деятельность особого рода, возникшая в рамках естественной эволюции культурных практик. Это ступенька той лестницы, которая ведет нас к личной истории. Феномен перформатива же есть законченное образование в рамках сложившейся институции личной истории. Впрочем, Джон Остин и не связывает задачу изучения перформатива с проблемой происхождения человека. Остин останавливается на описательной части феномена.
Previous post Next post
Up