Мы должны добиваться рукоположения епископа, создания абхазской митрополии, - архим. Дорофей (Дбар)

May 10, 2011 22:08

Священнослужитель о. Дорофей (Дбар), докторант Богословского факультета Аристотелевского Университета в Салониках, на днях вернулся из Греции, где он работает над диссертацией «Место кончины св. Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста». В Ассоциации работников СМИ Абхазии состоялась пресс-конференция о. Дорофея, на которой он рассказал о себе, своей жизни и служении в Греции, о теологических исследованиях, своем видении будущего православной церкви Абхазии и многом другом.



О сане архимандрита

... Я возведен в сан архимандрита в рамках канонической Церкви, и это признается всеми. В церковной иерархии выделяют три ступени - дьяконы, священники и епископы. В епископы посвящают священников, принявших монашеский чин архимандритов. Это касается всех, и Греции, и России.

В Абхазии мы не можем сами себе избрать епископа, потому что мы можем избрать только кандидата в епископы, а потом добиваться его рукоположения.

О Церкви и политике

... Священнослужитель не может и не должен заниматься политикой. Безусловно, он участвует в политической жизни в смысле обсуждения национальных проблем и идей, волнующих общество, но он не может работать на госслужбе, выдвигаться кандидатом на выборах любого уровня.

О церковно-народном собрании

... В Абхазии часто задают вопрос, в том числе и госчиновники, почему возникшие среди духовенства проблемы нельзя решить внутри самой Церкви? Этот конфликт возник не сегодня. Внутри самой Церкви разрешить его не удалось, несмотря на неоднократные попытки.

В Абхазии сегодня - 17 священников, составляющих Совет Сухумо-Пицундской Епархии. Семь из них - абхазы. Остальные десять - это те, кто в последние 10 - 15 лет приехал из России. К сожалению, среди нашего духовенства до сегодняшнего дня нет ни одного грека или армянина, представителя русской общины Абхазии.

Вопрос не в национальной принадлежности духовенства, а в понимании того, к кому они обращаются со словом божьим, в понимании того, что нужно этим людям.

У меня нет никаких претензий к священнослужителям, приехавшим в Абхазию. Я, ни в коей мере, не считаю, что они приезжают сюда с неким умыслом навредить Абхазской Церкви. Просто, нельзя не учитывать менталитет народа, его традиции. У христианства в славянском мире - свои определенные черты, в греческом - свои, на Кавказе - свои.

К примеру, христианство на Северном Кавказе совершенно беспомощно. Это, объясняется отчасти и тем, что там среди православного духовенства вы не найдете самих кавказцев, лучше понимающих и бережно относящихся к многовековым традициям своего народа.

Что мы намерены решать на этом собрании? Прежде всего, мне хочется одной вещи - внутренней самоорганизации Абхазской Православной Церкви.

18 лет у нас многое происходит спонтанно, нет правовой церковно-правовой базы под многими принимаемыми решениями. Я хотел бы увидеть протокол собрания Абхазского духовенства, на котором было принято «единодушное» решение пригласить отца Ефрема настоятелем Новоафонского монастыря: http://expertmus.livejournal.com/72653.html Где протокол о том, что отец Сергий Джопуа назначен секретарем Епархии? Где протокол о том, что отец Ефрем введен в состав Епархиального совета? Церкви? Я думаю, что не только мне одному интересно, где все эти решения, как они принимаются и как потом отменяются?

Нам нужно создать Совет из числа духовенства и мирян. В него могли бы войти 12 человек: 6 представителей духовенства и 6 мирян, избранных всеми теми, кто придет 15 мая.

В настоящее время Епархиальный Совет состоит исключительно из духовенства, хотя после войны в него входили и представители мирян, в частности С.М. Шамба, занимавший в то время пост министра иностранных дел РА.

Собрание 15 мая будет проходить следующим образом: вначале состоится Божественная Литургия, поскольку для совершения Божьего дела нужно благословение, а затем уже состоится само Церковно-Народного собрание в центральном соборе монастыря св. апостола Симона Кананита. Открытым голосованием будут избраны председатель президиума, два секретаря (будет вестись протокол собрания на абхазском и русском языках) Церковно-Народного Собрания и 10 членов избирательной комиссии.

Предполагаются выступления об основных вехах становления и развития абхазской Церкви, о ее нынешнем положении.

Будет предоставлена возможность выступить желающим. Председатель собрания будет следить за порядком и временем выступлений, чтоб не было хаоса. После этого будет вынесено на обсуждение предложение о статусе Церковно-Народного собрания до решения вопроса статуса Абхазской церкви.

Мы неоднократно говорили об автокефалии Абхазской Церкви, но пока что ничего не сделали для достижения ее признания.
Церкви нет без епископа. Мы можем приписать сколько угодно титулов отцу Виссариону, мне, кому угодно, но проблема в том, что мы не обладаем правом рукоположения, без которого невозможно развитие Абхазской Церкви.
Епископ - это не просто сан, почести и регалии. Наличие епископа - основное условие появления абхазских священников. Сегодня же мы приглашаем священнослужителей откуда угодно. Но все те, кого мы приглашаем, могут быть отозваны. А всех, кого мы рукоположим при наличии у нас епископа, никто никуда не отзовет и они будут служить здесь.

Во-первых, пока у нас нет епископа, Церковно-Народное собрание должно быть высшим органом управления Абхазской православной Церкви. Т.е., ключевые решения, касающиеся судьбы Абхазской Церкви, храмов или монастырей, должны приниматься не узким кругом людей, не Епархиальным советом или государством, а Церковно-Народным собранием.

Во-вторых, повседневная жизнь Церкви не можем управляться все время Церковно-Народным собранием, а посему нужен Церковный совет.

О будущем Абхазкой Церкви

В своих статьях я чаще всего использую понятие «Православная Церковь Абхазии», нежели «Абхазская Православная Церковь», потому что Церковь - не абхазская, не русская, не грузинская, не греческая или болгарская, а Христова. Т.е., постепенно мы стали забывать, что все эти православные Церкви вместе составляют Вселенскую церковь, главой которой является Христос.

Я считаю, что мы должны вначале добиться рукоположения епископа, создания епархии или митрополии. Если мы добьемся рукоположения епископа, создание независимой абхазской Церкви - будет вторым этапом.

Два года назад отец Виссарион заявил об автокефалии АПЦ, но не обратился с просьбой о ее признании к главам православных церквей: http://expertmus.livejournal.com/40028.html

Мы же должны будем обратиться к главам поместных Церквей о создании Межправославной комиссии под председательством Вселенского патриарха. Это в традиции древней Церкви: когда возникал спор между двумя общинами, епархиями, церквями, они обращались для его разрешения к древнейшим предстоятелям Церквей, которые потом стали называться папой, архиепископом, патриархом и т.д.

В свое время, Иоанн Златоуст, у которого возникли проблемы с императрицей и духовенством, поскольку он пытался изменить церковную жизнь, обратился с просьбой к Папе Римскому Иннокентию созвать Собор и обсудить его вопрос.

После 11 века православный мир стал обращаться к Константинополю. И эта практика сегодня закреплена и канонически сохраняется. Межправославная комиссия обсуждает разные темы церковной жизни и готовит большой Всеправославный Собор. Наша задача сделать так, чтобы наша тема была вынесена на обсуждение этого собора. Сегодня же о нас никто не знает.

Камнем преткновения для межправославной комиссии является вопрос: «Кто может образовывать новые Церкви?». Православный мир столкнулся с проблемами в различных регионах, где появились новые государства, признанные или непризнанные (Македония, Черногория, Украина, Южная Осетия, Абхазия...).

С появлением новых государств актуализируется и проблема автокефалии. Константинопольский или Вселенский патриарх говорит, что автокефалию может даровать только он, образовывать новую Церковь может только он. Он даровал ее Русской православной Церкви, Румынской, Болгарской, он же даровал ее грузинской, которая после революции отсоединилась от РПЦ.

Точку зрения Константинопольского патриарха поддерживают Иерусалимская, Александрийская, Элладская православная Церковь, Сербская, Албанская и ряд других.

РПЦ и другие славянские церкви согласны с тем, что Константинополь - первый среди равных, он даровал им автокефалию, но образование новых Церквей должно происходить с согласия матери-Церкви. Это значит, что Украина может стать независимой, если на то есть воля Русской Церкви, то же самое и с Белоруссией. Тогда получается, что Церковь Южной Осетии и Абхазии может стать независимой, если на то будет воля грузинской.

Если наша церковь называется Абхазской, ее богослужебным языком должен быть абхазский язык. Для этого нужна колоссальнейшая работа. У нас мало, что сделано в этом направлении. Мы переиздаем какие-то дореволюционные переводы. Если народ не понимает то, что мы говорим в храме, все остальное не имеет никакого смысла.

Я отнюдь не сторонник того, чтобы здесь не было богослужения на других языках. Я предлагал в свое время: если в Абхазии есть греческая диаспора, пусть будет греческий храм, и богослужение совершается на греческом; если русская диаспора - пусть будет русский храм, как это было до революции, когда приходы делились на абхазский, русский, греческий, смешанный.

Во-вторых: мне нужна независимость только для того, чтобы мы свой народ могли приобщать к вечным ценностям с помощью абхазского богослужебного языка и абхазских православных традиций, вырабатывавшихся веками.

О возвращении храмов Церкви

Когда передаются храмы, являющиеся культурным достоянием нации, они не передаются просто Церкви, а ставятся на учет археологической церковной комиссии, которая берет на себя обязательство, что эти храмы не будут переделываться по вкусу и желанию отдельных священников, не будут превращаться из древних архитектурных памятников в современные евроздания.

Немало поездив по миру, могу сказать, что некоторые наши храмы просто уникальны, в частности, Дандский и Лыхненский.

Но, поскольку от большинства храмов, остались лишь развалины, вопрос Новоафонского монастыря стал ключевым. Успешное решение вопроса Абхазской Церкви в немалой степени зависит от того, в чьих руках Новоафонский монастырь: http://expertmus.livejournal.com/72430.html

Почему-то я не видел, чтобы с таким усердием приглашали игуменов в Драндский, Моквский, или Команский монастыри. А что, там не требуется духовное возрождение? Хотя там больше условий для духовного возрождения, чем в Новом Афоне, который находится в центре туристического города?

Если у Абхазской Церкви не будет Нового Афона, Пицунды и других храмов, то нам могут сказать, «Какая вы абхазская Церковь»? Может нам лучше иметь дело с теми, кто владеет этими храмами, а не с вами?»

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь был возведен рядом с храмом Симона Кананита. Это место было выбрано не случайно, монастырь создавался у главной святыни абхазской земли - у места захоронения одного из апостолов Симона Кананита.

Об Елырском храме

Вопрос этого храма обсуждался и в Женеве. Это был крестово-купольный храм, который неоднократно перестраивался в прошлом. В последний раз пристройка к храму была произведена при митрополите Давиде Чкадуа.

Поэтому, когда грузины говорят, что абхазы изменили вид храма, и он стал неузнаваемым, пусть вспомнят, кто все это начинал. Мы то, как раз, там отреставрировали древнюю колокольню, застроенную непонятно чем.

Благодаря Анзору Агумаа удалось открыть четыре арки, о существовании которых никто не знал. В этом смысле была произведена реставрация храма.

За что я переживаю, так это за то, что с приходом в храм отца Сергия Джопуа были выкопаны винные кувшины, которые веками находились на территории храма вдоль ограды. По традиции в день святого Георгия Победоносца или на Пасху люди вскрывали их.

Когда я со студентами Московской духовной академии приехал туда, и рассказывал им об этой абхазской христианской традиции, они были приятно удивлены. Отец же Сергий посчитал это язычеством и велел вывезти все кувшины.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html




Русская Православная Церковь, автокефалия

Previous post Next post
Up