Священник
Ефрем Елисеев. Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892-1899 гг. - СПб., 1900.
К. Н. де Лазари. Виды китайского города Чугучака. Улица. 1897
<…> В 11 часов ночи были уже в Чугучаке.
При приближении к Чугучаку, послышался сильный лай целой стаи собак, рев верблюдов и лошаков. Собаки встретили нас далеко за городом и проводили вплоть до консульского дома.
У консульского дома навстречу к нам вышел подхорунжий, которому поручено заведывать караулом в консульском доме, и стал спрашивать меня, кто я и откуда.
Когда я объяснил подхорунжему цель своего путешествия, он мне заметил:
- 4-го июля у нас случилось большое несчастие: Императорский консул застрелился. Теперь здесь - строгий караул, и едва ли вы останетесь довольны нашем помещением.
Действительно, в доме все было опечатано; нашлась только одна свободная комната, которую и отвели мне.
<…>
Улицы в Чугучаке очень узки и тесны. На главной улице, по обе стороны стоят низенькие глиняные избушки; тут же рядом расположены: лавочка с мелочным товаром, кузница, кухня, где приготовляются пельмени из чесноку, ручная мельница, где мелют сорочинское пшено и т. п. По улицам проведены арыки, местами запруженные убитыми собаками и всяким мусором. Арыки эти еще более увеличивают грязь и вонь, в которых утопает этот китайский город. Рядом с крепостью расположены бакалейные, мануфактурные и др. магазины, в которых можно найти китайские чашки, вазы превосходной работы, трубки, опиум, и даже консервы.
К. Н. де Лазари. Виды китайского города Чугучака. Улица. 1897
Расположение в торговых помещениях такое же, как и в наших маленьких лавочках: имеются прилавки, куда может заходить без спроса всякий покупатель и выбирать себе все нужное.
В городе имеется три кумирни. Самая большая кумирня - в старой крепости. Я зашел во двор этой кумирни. Двор огорожен кирпичной стеной, на воротах - изображения идолов. При входе, встретили нас семь жрецов, с прожженными лбами (знак отличия жреца от простого китайца).
Скоро мы разговорились. К счастью, один из жрецов хорошо говорил по-киргизски.
Я объяснил блюстителям китайской религии, что я русский подданный, и это произвело на них благоприятное впечатление.
- Мы русских любим, - говорили жрецы, - а сартов, татар и арабов не любим.
В большой кумирне, при самом входе в нее, стоят два идола: один имеет вид мужчины с золоченным шлемом на голове и с длинными усами, а другой - вид женщины с роскошными волосами. К этим двум идолам был прислонен еще третий маленький. Я спросил, кого изображают собою эти идолы, и жрец, говорящий по-киргизски, начал мне объяснять следующее:
- Эти два большие - наши старые бурханы, а этот маленький - их сын. Родился он совсем еще недавно.
Перед бурханами в кумирне стоит таз с золой.
- Все, что остается после сожжения жертв, кладется в этот таз, в жертву бурханам. Каждый посетитель оставляет в нашей кумирне в жертву бурханам что-нибудь. Если вы что дадите, то вот здесь на стене запишется, что такими-то посетителями дано для бурханов то-то, - продолжал пояснять нам жрец при дальнейшем осмотре кумирни.
Действительно, на стене было наклеено много лоскутков бумаги с надписями.
Побывал я и в крепости, которую особенно красит дом воинского начальника.
Наступило 6-е число августа [1893 года], и я уехал к литургии в ближайшую бахтинскую церковь Туркестанской епархии. За богослужением в числе молящихся находилось несколько инородцев. От бахтинского священника я узнал, что в Сергиопольском уезде много крещеных киргиз и что здесь существовала прежде миссия. Здешние киргизы не отличаются фанатизмом.
Отсюда:
https://rus-turk.livejournal.com/82839.html См. также:
•
Дневные записки переводчика Путимцева, в проезд его от Бухтарминской крепости до китайского города Кульжи и обратно в 1811 году•
Поездка Н. И. Любимова в Чугучак и Кульджу под видом купца Хо́рошева