Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Мы уже касались темы
облегчения религии Аллаха и шариатских рамок, в которых это должно происходить. Мы говорили о том, что в Исламе расплодилось множество сект, откровенно искажающих шариат и оправдывающих это целью сделать нашу религию «лёгкой, удобной и современной». Однако при близком знакомстве с этими сектами становится ясно, что многие из них, увы, страдают той же болезнью, от которой пытаются исцелить нашу умму, а именно - чрезмерно усложняют и запутывают шариат и исламское вероучение в некоторых важных вопросах. Одним из них традиционно является вопрос о местонахождении Аллаха:
"Наджжариты сказали, что Создатель, свят Он, находится в каждом месте без воплощения (проникновения в предметы) и без стороны, (в которой Он расположен). Хашавиты и антропоморфисты сказали, что (Аллах), свят Он, находится на Троне и что Трон является Его местом, а Он сидит на нём. Он же (имам Абу-ль-Хасан аль-Аш'ари) пошёл путём между этими двумя (течениями) и сказал: «Был (Аллах) и не было места, затем сотворил Он Трон и Престол и не стал нуждаться в месте, (даже сотворив их). И Он после сотворения места остался таким же, каким был до его сотворения». <...> Аналогично мутазилиты сказали, что нисхождение (Аллаха на первое небо) есть нисхождение некоторых Его аятов и ангелов, Его вознесение означает захват (Трона), а уподобленцы и хашавиты сказали, что этим нисхождением является нисхождение Его сущности с переходом из одного места в другое, а вознесение (Аллаха) - это Его восседание на Троне и размещение на нём. Он же, да будет доволен им Аллах, пошёл путём между этими двумя (течениями) и сказал: «Нисхождение - это атрибут из Его атрибутов, равно как и вознесение (т.е. смысл этих понятий нам неизвестен)»" («Табйину кязиби-ль-муфтари» Ибн Асакира,
стр. 150).
Вероучение праведных предков и великих имамов Сунны в этих вопросах выдали за идеологию антропоморфистов - людей, уподобляющих Аллаха человеку, а позицию шейха аль-Аш'ари представили как единственно правильную. Хотя ничего подобного в шариатских текстах и фетвах первых поколений уммы вы не найдёте; например, от Фудайля бин Ияда передаются следующие слова:
"Если скажет тебе джахмит: «Я не верю в Господа, Который покидает Своё место (т.е. спускается на ближнее небо в последнюю треть ночи)», - то ответь: «Я верю в Господа, который делает то, что пожелает»" (см. «Хальку аф'али-ль-'ибад» аль-Бухари,
стр. 36; «Маджму'у-ль-фатава» Ибн Таймии, 5/377).
Или вот понимание имама аш-Шафи'и:
«Высказывание о Сунне, на котором стою я, и застал на этом наших соратников из числа знатоков хадисов, которых я видел и у которых брал (знания), например, Суфьян, Малик и другие, есть утверждение свидетельства, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха; что Всевышний Аллах находится на Своём троне на небе, приближаясь к Своим творениям так, как пожелает, и что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо так, как пожелает» (передал Ибн Кудама в «Исбату сыфати-ль-'улювв», стр. 180-181).
Также известно, как Шейху-ль-ислама однажды спросили о диспуте двух людей, обсуждавших нисхождение Аллаха на первое небо. Один из них доказывал, что Всемогущий Бог способен на это, а второй отрицал. Первый сказал: «Наш Господь каждую ночь нисходит на ближнее небо, когда остаётся последняя треть ночи». Второй спросил: «Как Он нисходит?» Первый ответил: "Он нисходит без (того, чтобы спрашивать): «Как?»" Второй спросил: «Трон (в эти часы) свободен от Него или нет?» Первый сказал: «Это - слова, являющиеся (религиозным) новшеством и выдуманной позицией». Второй возразил: «Это не ответ на мой (вопрос), но уклонение от ответа». Первый сказал: «Таков мой ответ тебе». Второй произнёс: «Поистине, (на первое небо) спускаются Его повеление и Его милость». Первый ответил: «Его приказы и милость спускаются каждый час, а (Его) нисхождение Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, связал по времени с последней третью ночи». Второй сказал ему: «Но ведь время (наступления) ночи неодинаково в разных странах. В некоторых странах ночь тянется 15 часов, а день - 9 часов, а в некоторых странах (ночь занимает) 16 часов, а день - 8 часов. Между (географическими) поясами и странами существует разница в продолжительности ночи».
Шейху-ль-ислам рассудил их так:
«Кто сказал то, что говорил Посланник (мир ему и благословение Аллаха), слова того являются Истиной, даже если он не знает всей правды о смыслах, которые охватывает (данный хадис)» («Маджму'у-ль-фатава», 5/321-322).
В целом эти философствующие секты не облегчают, а напротив крайне усложняют религию Аллаха, делая её недоступной разуму большинства людей. Как написал в «Саляф-форуме» один из братьев:
«Кто из простых мусульман разбирается в их философии? Кто из простых мусульман знает, что такое ашаритский кясб? Да ашариты сами толком не понимают, что это такое. Кто из простых мусульман разбирается в их акыде асмаи ва ас-сыфат (т.е. в понимании имён и качеств Аллаха - rm)? Кто из простых мусульман разбирается в их причинно-следственной теории? Чтоб быть ашаритом, нужно целые институты оканчивать, а чтоб быть на акыде саляфов, нужно знать всего одно правило: текст в отношении имён и атрибутов Аллаха понимается так, как он есть - без представления образа, без уподобления творениям, без отрицания и без искажения. Акыда саляфов - это акыда человеческого естества. Даже бедуин должен её понять. Именно поэтому покаявшиеся ашариты говорили: я умираю на акыде старушек из Нишапура» (оригинал
здесь).
Читайте также:
О «вездесущности» Аллаха Где Аллах? Доверяй, но проверяй! Кто прав? Ислам и философия И хвала Аллаху, Господу миров.