Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Еретики, вводящие в Ислам разнообразные новшества, любят прикрываться словами Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о необходимости облегчать религию, а также тем, что и мы - мусульмане, выступающие против новшеств, пользуемся средствами для её облегчения. Распространённый аргумент: "Почему вы отправляетесь в хаджж на современных средствах транспорта, а не пешком или на верблюдах, как это описал Всевышний Аллах:
«Возвести людям о хаджже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всяких исхудавших (верблюдах) с самых отдалённых дорог» (Коран, 22:27)?"
Что тут ответить? Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) и вправду призвали нас не создавать для себя излишних затруднений:
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей» (Коран, 2:185);
«Аллах не возлагает на душу сверх её возможностей» (Коран, 2:286);
«Облегчайте, а не затрудняйте, радуйте, а не отпугивайте» (аль-Бухари, Муслим).
Поэтому имам аль-Бухари в названии той главы, куда он внёс этот хадис, писал о нашем Пророке:
«...и он желал людям облегчения» («Сахих» аль-Бухари, «Китабу-ль-адаб»).
Передаётся от Аиши, что она сказала:
«Поистине, Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), оставлял (некоторые дела), желая совершать их (иными путями) - из опасения, что они будут узаконены и вменены людям в обязанность. Из обязательных (видов поклонения) он любил (совершать) то, что будет для людей самым лёгким» (Малик).
Также известно, что одна женщина из племени бану Абди-ль-Ашхаль сказала ему:
«О Посланник Аллаха, поистине, наша дорога к мечети имеет неприятный запах, так что же нам делать, когда пойдёт дождь?» Он спросил: «А разве, кроме неё, нет дороги, которая чище неё?» Она сказала: «Конечно, есть». Тогда он ответил: «Эта (чистая дорога заменит вам) ту» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад. Мухаммад аль-Мубаракфури назвал хадис достоверным. См. «Тухфату-ль-ахвази»,
1/372-373).
Но вот вопрос: разве те обряды и правила, которыми наполняют шариат эти сектанты, облегчают поклонение Аллаху? Чем чётки, которые могут потеряться или порваться, лучше пальцев рук, которые всегда при нас? Чем суфийские песни и танцы под музыку лучше молитв и чтения благородного Корана (для которого не нужно ни инструментов, ни проигрывателей, ни музыкального образования)? Чем мечети, построенные на кладбищах, лучше обычных мечетей? И как могут считаться облегчением те новшества, которые заведомо ведут к греху?
Кстати, в одной из версий хадиса об облегчении говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), посылая Абу Мусу и Му'аза бин Джабаля в Йемен, наказал им обоим: «Облегчайте, а не затрудняйте, радуйте, а не отпугивайте, и соглашайтесь (между собой)». Абу Муса сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, нам в тех землях (известны) напиток, который делают из мёда и называют его бит'а, и напиток из ячменя, который называют мизр». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Всё опьяняющее запретно» (аль-Бухари, Муслим).
Никому не разрешается «облегчать» религию с помощью запретных или порицаемых средств (если только речь не идёт о выборе меньшего из двух зол). Брить или коротко подстригать бороду и отмечать праздники неверных, живя в их стране - это не облегчение, а уподобление неисламским народам вопреки запрету Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Выбирать для оправдания чьих-то грехов редкие и слабые мнения имамов (особенно поздних) - это не облегчение, а сознательное нежелание принять Истину.
Поэтому не надо дурить людям головы демагогией об «облегчении Ислама» посредством культа могил («Мекка далеко, а ведь таваф охота где-то совершить!»), мавлидов («ежегодных праздничных дней в Исламе мало, а ведь людям хочется радоваться почаще!»), временных браков и т.д. Все обязательные и добровольные виды поклонения, которыми человек может приблизиться к Аллаху, уже известны нам из Корана и достоверной Сунны. Кроме того, для мусульманина, искренне любящего Творца миров, Его приказы и запреты всегда будут казаться лёгкими:
«Воистину, она (молитва) является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретят своего Господа и что они возвратятся к Нему» (Коран, 2:45-46).
Читайте также:
О гранях дозволенного и запретного Важнейшие виды терпения Причины радости и печали мусульман Любовь к праведным предкам И да благословит Аллах Своего Пророка, его семью и сподвижников.