Любовь между людьми

Jun 05, 2015 10:39

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

В. Рожденственский, 1976 г.

Тема эта для неверных и вправду загадочна. Сколько ей посвящено стихов и прозы, сколько спектаклей и кинофильмов поставлено на тему любви - и всё равно нет подробного ответа на главный вопрос: почему люди любят друг друга? Не испытывают примитивную животную похоть, не сотрудничают на выгодных условиях, а именно любят - так, что иногда готовы пожертвовать жизнью ради любимой (любимого)?

Однако для мусульман никакой загадки это чувство не представляет. Правоверный мусульманин может уверенно ответить на вопрос, за что он любит кого-то и в чём выражается его любовь к другим людям, точнее - к братьям и сёстрам по вере. А именно: он любит их родственные души, с которыми его объединяют общая религия и общие чувства по отношению к Аллаху (см. Любовь к Аллаху и её условия). Он видит, что эти люди так же веруют в Аллаха, Его писания и пророков и соблюдают Его первоочередные установления, как и он (или ещё лучше), и легко может вообразить себя на месте любого из них. И любит он их тем, что выполняет перед ними свои шариатские обязанности (см., например, статью О тайнах), а не потакает каждой их прихоти (особенно греховной).

Проще говоря, любовь мусульман основана на разуме, а любовь неверных и лицемеров - на человеческих страстях, которые всегда иррациональны. Отсюда и знаменитая пословица: «Любовь зла, полюбишь и козла». Т.е. кяфир готов простить предмету любви всё, что угодно, и найти для него самые невероятные оправдания, из-за чего эти народы и общины (порой считающие себя «мусульманскими») и не могут вылезти из болота грехов и многобожия:

«И сказал (Ибрахим своему народу): "Поистине, вы избрали (объектами поклонения) идолов вместо Аллаха только из-за любви друг к другу в мирской жизни"» (Коран, 29:25).

Мусульманин же, как сказано выше, любит другого человека за его верующую набожную душу, от состояния которой и зависит эта любовь. Любовь к ближнему возрастает, если тот устремлён к Аллаху, и убывает, если человек отдалился от Него и Его законов. аль-Бухари и Муслим передали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал во время проповеди:

«Клянусь Аллахом, если бы Фатыма, дочь Мухаммада, совершила кражу, то я обязательно (повелел) бы отрубить руку и ей!»

Таким образом, любовь к другим людям не является нашей самоцелью, это - всего лишь одно из средств приближения к Аллаху и снискания Его довольства. Именно потому наши улемы и не пишут тома стихов и философских раздумий на тему взаимоотношений мужчины и женщины (и вообще любви между людьми). Закончу мудрыми словами Ибн Таймии:

"Если сердце любит одного Аллаха и искренне исповедует религию ради Него, оно не будет всецело поглощено любовью к кому-то другому, не говоря уже о страстной влюблённости. Если же оно заражается этим, то из-за недостатка его любви к Аллаху. Поэтому, так как Юсуф любил Аллаха и искренне исповедовал религию ради Него, он не заразился этим, а Всевышний Аллах сказал:

«Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших избранных (или искренних) рабов» (Коран, 12:24).

Что касается жены аль-Азиза, то она была многобожницей, как и её народ, и потому она заразилась этой влюблённостью" («Маджму'у-ль-фатава», 10/135).

Читайте также:

Культ замечательных людей
Довольство Аллаха и довольство людей
Любовь ради Аллаха
Борьба за Истину
Вера и любовь к родным

И хвала Аллаху, Господу миров.

Почему Ислам?, Знамения Аллаха, Религиозные чувства, Праведные предки, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up