Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
"Кто посмеялся над чем-то из религии Посланника (мир ему и благословение Аллаха), наградой Аллаха или Его наказанием, впал в неверие, доводом на что являются слова Всевышнего:
«Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали”» (Коран, 9:65-66).
<...>
Десятое: этот аят также указывает на то, что такой человек становится неверным, даже если он не знал о том, что это неверие, потому что те люди тоже не знали о том, что это является неверием, и были обладателями веры, как сказал Всевышний: «Вы стали неверующими после того, как уверовали». Они не знали о том, что это неверие, но Аллах не оправдал их этим. Такой человек становится неверным, даже если он не знает о том, что поношение Аллаха, Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и Его знамений есть неверие, так что же говорить тогда, когда он является знающим? <...>
Вопрос:
Аллах сказал:
«Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали”» (9:65-66).
Нет ли в этом благородном аяте указания на то, что данные поступки и слова выводят из Ислама, и нет ли в этом опровержения мурджиитам?
Ответ:
Да, нет сомнения в том, что этот аят опровергает мурджиитов, считающих, что такой человек не впадает в неверие, если он не убеждён в этом своим сердцем. Аят же указывает на то, что человек безусловно становится неверным, независимо от того, убеждён он своим сердцем или не убеждён, ведь шутник не убеждён сердцем (в том, что говорит), и, несмотря на это, Аллах, свят Он и велик, назвал его неверным" («Шарху навакыды-ль-ислям» Салиха аль-Фаузана,
стр. 128-140).
Поясню последнюю мысль: мурджииты настаивают на том, что ругающий Аллаха не выходит из Ислама, если он не был согласен с этим в сердце. Т.е. если потом ты его спросишь: «Почему ты это произнёс?», - он ответит: «Я всего лишь пошутил» или что-нибудь в этом роде. Дескать, каяться перед Аллахом не нужно, а достаточно всё свести к шуткам и балагурству. Ни шейх аль-Альбани, ни другие великие улемы и муфтии Саудии никогда не защищали подобные воззрения (см. предыдущую статью) - некоторые из них ошиблись только лишь в вопросе оправдания невежеством.
Правильное же мнение состоит в том, что явно оскорбительные фразы об Исламе типа «Ненавижу этого Аллаха с Его шариатом» ставят любого человека вне рамок Его религии - кроме тех случаев, когда он совершенно не понимает того, что говорит (в состоянии душевной болезни, опьянения или по причине того, что произносит иностранные слова, не ведая их подлинной сути), или же находится под жестоким принуждением (см.
Принуждение к грехам). Ибо подобные фразы несут в себе только один смысл - богохульство и глумление над религиозными чувствами мусульман, и неважно, произнёс их некто с усмешкой или с серьёзным видом лица. Как говорил Шейху-ль-ислам, комментируя слова Аллаха
«Не оправдывайтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали. Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками» (Коран, 9:66):
«Это указывает на то, что в их душах не было мыслей о том, что они впали в неверие. Напротив, они полагали, что это не является неверием. Но Аллах разъяснил, что издевательство над Аллахом, Его аятами и Его Посланником является неверием, в которое впал виновник этого после своей веры, и указал на то, что их вера была слабой. Они совершили это запретное, зная о том, что это запрещено, но не думая о том, что это является неверием. Однако это было неверием, из-за которого они стали неверующими» («Маджму'у-ль-фатава», 7/273).
В другом месте:
"(Аллах) сообщил, что те люди стали неверными, несмотря на их слова: «Мы произносили слова неверия, не будучи убеждены в них - мы всего лишь забавлялись и развлекались». Аллах же разъяснил, что насмехаться над аятами Аллаха является неверием. И это не может исходить ни от кого, кроме того, кто раскрыл свою грудь для этих слов. Ведь если бы в его сердце была вера, она обязательно удержала бы его от произнесения таких речей" («Маджму'у-ль-фатава», 7/220).
И ещё одна полезная цитата:
"Как упомянули учёные, издевательство (над Исламом) делится на два типа: явное издевательство на словах и издевательство посредством жестов (мимики).
Издевательство посредством жестов может быть наподобие того, что некто вытягивает губы, смеясь, или щурит глаза, издеваясь, или показывает знак, подразумевающий унижение. Это тоже считается унижением и издевательством, даже если он ничего не произносит, ведь Всевышний сказал:
«Поистине, грешники смеялись над теми, которые уверовали. Проходя мимо них, они подмигивали друг другу» (Коран, 83:29-30).
И мусульманин должен быть внимателен к этим вещам, отдаляясь от скверных слов, особенно от тех, которые касаются аспектов шариата, приверженцев шариата и учёных" («Шарху навакыды-ль-ислям», стр. 138).
Читайте также:
Нюансы в вопросе такфира Об открытом нечестии Грехи и вера Юмор в Исламе Шутить изволите? И хвала Аллаху, Господу миров.