Отличие надежды от упования

Nov 01, 2013 21:12

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Не каждый верно ответит на вопрос: существует ли какая-то разница между тем, чтобы надеяться на Аллаха и уповать на Него?

Начнём с того, что и в Коране и в Сунне понятие упования на Аллаха встречается гораздо чаще, чем понятие надежды. Например, передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил:

«О Аллах, Тебе я предался, в Тебя верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь, и благодаря Тебе веду споры. О Аллах, прибегаю к могуществу Твоему, ибо нет бога, кроме Тебя, от того, чтобы Ты ввёл меня в заблуждение; Ты - Живой, Который не умрёт, а джинны и люди смертны» (аль-Бухари, Муслим).

Также он сказал:

«Если бы вы уповали на Аллаха истинным упованием, то Он обязательно обеспечил бы вас средствами к жизни так же, как обеспечивает ими птиц, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются в конце дня с полными» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Хадис достоверен. См. «Джами'у-ль-'улюми ва-ль-хикям» Ибн Раджаба, 2/496);

«Последними словами Ибрахима, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его бросали в огонь, было: "Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель!"» (аль-Бухари); «покровитель» («ваки́ль») и «упование» («тава́ккуль») в арабском языке имеют общие корни.

Также в хадисе о семидесяти тысячах людей, которые войдут в Рай без отчёта, говорится, что они «не просят заговаривать их (т.е. лечить заклинаниями), не верят в дурные приметы, не делают прижигания, а уповают на своего Господа» (аль-Бухари).

Всевышний же Аллах сказал:

«И уповай на Живого, Который не умрёт…» (Коран, 25:58);

«На Аллаха пусть уповают верующие!» (Коран, 14:11);

«На Аллаха уповайте, если вы верующие!» (Коран, 6:23);

«…а приняв решение (, действуй), уповая на Аллаха» (Коран, 3:159);

«И кто полагается на Аллаха, тому Его будет достаточно» (Коран, 65:3);

«Поистине, верующие - это те, сердца которых испытывают страх, когда упоминают Аллаха, у которых умножается их вера, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (Коран, 8:2).

О надежде Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорили гораздо реже; самые известные примеры:

«Кто надеется на встречу с Господом Своим, пусть совершает благие поступки и не приобщает в поклонении Господу Своему ничего» (Коран, 18:110);

«В Посланнике Аллаха был прекрасный образец для вас - для тех, кто надеется на Аллаха и (спасение) в грядущий День (Суда) и премного поминает Аллаха» (Коран, 33:21);

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой (или желанием), и расходуют (на пути Аллаха) из того, чем Мы их наделили» (Коран, 32:16).

Отсюда мы заключаем, что понятие упования намного шире смыслом, чем понятие надежды. Точнее, упование на Аллаха подразумевает и надежду на Него. Человек, положившийся на Аллаха, верит в Него и Его совершенные качества (зрение, слух, могущество, милость, справедливость, мудрость и др.), а также в те обещания, которые Он дал рабам (например, в наступление Судного Дня):

«Воистину, Аллах не нарушает Своего обещания» (Коран, 13:31).

Надежда означает желание обрести нечто полезное и/или приятное, тогда как упование на Аллаха соединяет её с терпением и готовностью к бедам, ибо Аллах пообещал подвергать нас испытаниям (см. Зачем Аллах испытывает Своих рабов?). И, как сказали некоторые учёные нашей уммы:

«Упование на Аллаха - это смирение сердца перед Аллахом, предоставление себя Его воле и предопределению».

аль-Хасан аль-Басри говорил:

«Если раб уповает на своего Господа, он знает, что Аллах достоин его доверия» («аль-Хассу аля-т-тиджарати ва-с-сына'а» Абу Бакра аль-Халляля, стр. 180; «Джами'у-ль-'улюм», 2/497).

Имаму Ахмаду принадлежат слова:

«В общем упование есть предоставление дела Аллаху, велика слава Его, и доверие Ему» («Шу'абу-ль-иман» аль-Байхакы, 2/57).

Такие люди понимают, что им не сбежать от судьбы, предначертанной Аллахом. С другой стороны, они не должны быть равнодушны к этой судьбе и особенно - к тому, что ждёт их после смерти. Они любят Аллаха и жаждут встречи с Ним в Раю, прикладывая для этого все усилия (см. также Разум, чувства и страсти человека и религия Аллаха, Ещё раз о предопределении), однако конечный результат их дел - как в этой, так и в будущей жизни - зависит только от Творца миров.

И да благословит Аллах пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Вера в Аллаха, Религиозные чувства, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up