Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Ибн Кудама говорил:
«В число условий принуждения входят три вещи:
1. Чтобы эта (угроза) исходила от тех, кто обладает властью или реальной силой для принуждения - таких, как вор и ему подобные...
2. Большая вероятность того, что он исполнит свою угрозу, если на его требования никак не отреагируют.
3. Чтобы это была угроза причинить много вреда, наподобие убийства, сильного избиения или плена и длительного заточения.
Что же касается упрёка и ругани, то согласно всеобщему мнению, это не принуждение; также принуждением не является и отнятие небольшого имущества. Лёгкое избиение для того, кто не обратит на него внимания, тоже не есть принуждение…
Если же человеку угрожают муками его ребёнка, то некоторые сказали, что это не является принуждением, поскольку вред коснётся другого. Однако более правильно считать это принуждением, так как для человека муки его ребёнка хуже, чем отнятие его имущества. И если угроза (забрать имущество) является принуждением, то и угроза (в адрес ребёнка) - принуждение!» («аль-Мугни», 7/292).
Важно помнить и о том, что некоторые грехи запретны даже под страхом принуждения, а именно - незаконное убийство и блуд. Как передал Ибн Раджаб:
«Учёные согласились с тем, что даже если (мусульманина) принудят к убийству того, чья жизнь неприкосновенна, ему нельзя убивать такого» («Джами'у-ль-'улюми ва-ль-хикям», 2/371).
Что же до прелюбодеяния, то по наиболее правильному мнению имамов, оправдания заслуживают лишь жертвы сексуального насилия, но не активные сексуальные партнёры, даже если они и находились под принуждением:
"(Учёные) разошлись во мнениях о мужчине, которого принудили к блуду. Среди них есть те, кто сказал: «Нельзя его принуждать, но (в случае принуждения) на нём не будет греха»; таково мнение аш-Шафи'и и Ибн Акыля в числе сторонников нашего (мазхаба, т.е. ханбалитов). И есть те, кто сказал: «Нельзя его принуждать, однако на нём (в любом случае) будет грех и он подлежит наказанию». Таково мнение Абу Ханифы, оно же записано со слов Ахмада и передано от аль-Хасана (аль-Басри).
Ещё одно мнение: сокрытие веры возможно только в словах, но не в поступках, (которые не могут быть оправданы) принуждением. Оно передаётся от Ибн Аббаса, Абу-ль-Алии, Абу-ш-Ша'сы, Рабиа бин Анаса, ад-Даххака, и это же мнение однажды передано от Ахмада" («Джами'у-ль-'улюми ва-ль-хикям», 2/372).
Читайте также:
Принуждение к грехам Мученичество ради идолов Борьба за Истину Польза и вред для уммы Сокрытие некоторых элементов Ислама И хвала Аллаху, Господу миров.