Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Моя
недавняя дискуссия с безбожниками могла оставить у некоторых читателей открытым один вопрос: зачем тратить на поклонение Аллаху всю сознательную жизнь, если возможно раскаяться перед Ним за все грехи в последние её минуты и уйти из этого мира безупречным? И об этом, кстати, говорил и сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
«Клянусь Тем, помимо Которого нет иного божества, каждый из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока ему до (Рая) не останется всего лишь локоть, после чего для него возобладает предписанное (Аллахом), и он начнёт совершать дела обитателей Огня и войдёт туда. А кто-то из вас может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока ему до (Огня) не останется всего лишь локоть, после чего для него возобладает предписанное (Аллахом), и он начнёт совершать дела обитателей Рая и войдёт туда» (часть хадиса, переданного аль-Бухари и Муслимом).
Отвечая на этот вопрос, во-первых, напомню, что никто из нас не знает место и время его будущей кончины:
«Воистину, только у Аллаха есть знание о Часе; Он ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни одна душа не знает, что она приобретёт завтра, и ни одна душа не знает, в какой земле она умрёт. Воистину, Аллах - знающий, ведающий» (Коран, 31:34).
И поэтому правоверный мусульманин всегда должен быть готов к смерти и предсмертному покаянию (см.
Жить надо будущим, а не прошлым!).
Во-вторых, одним из обязательных
условий раскаяния является искренность сердца, а к ней мгновенно прийти невозможно. К примеру, в знаменитом
хадисе о убийце, погубившем 100 душ, герой рассказа начал сожалеть о своих грехах и искать путь к прощению Аллаха задолго до его смерти - потому и умер правоверным мусульманином. Однако пустые слова лицемерных «раскаяния» и «веры», высказанные перед смертью (да и в течение жизни) для проформы, не принесут человеку никакой пользы:
«Воистину, Аллаху надлежит (принимать) покаяния тех, которые совершают дурное по невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах - знающий, мудрый. Но нет прощения тем, которые совершают злодеяния (сознательно и упорно), а когда к кому-то из них приходит смерть, то он говорит: "Вот теперь я раскаиваюсь", - и тем, которые умирают неверующими. Для них Мы приготовили мучительные страдания» (Коран, 4:17-18);
«Мы переправили сынов Израиля через море, а Фараон и его войско погнались за ними из злости и вражды. Когда же Фараона настиг потоп, он сказал: "Я уверовал в то, что нет божества, кроме Того, в Которого уверовали сыны Израиля. Я стал одним из мусульман!" (Аллах сказал:) "Сейчас (уже поздно)! Ведь до этого ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие"» (Коран, 10:90-91).
Отрывок из тафсира аль-Куртуби:
"И он (Фараон) произнёс про себя то, что произнёс - тогда, когда сожаление уже не принесёт пользы. Противоположностью этого являются (слова тех, которые говорят): «Поистине, мы кормим вас ради лика Аллаха» (Коран, 76:9). Господь похвалил их за их помыслы - а не за то, что они сказали на словах, ибо истинной речью является речь сердца" («аль-Джами'у ли-ахкями-ль-куръан», 8/285).
И, как комментируют учёные приведённый хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), если жизнь какого-то человека была наполнена праведными делами, а сам он скончался на неверии, то это, помимо прочего, указывает на отсутствие его искренности в этих делах (см.
Искренность в Исламе). Очистить же сердце от гордыни, тяги к показухе и тому подобной скверны - труд нелёгкий, на который могут уйти даже не годы, а десятилетия (см.
Единобожие и духовная борьба).
Тот же, кто сознательно откладывает покаяние и праведные дела на потом, накапливая каждый день всё новые и новые грехи, подобен человеку, который страдает прогрессирующей хронической болезнью, - чем позднее он начнёт лечиться, тем меньше у него шансов на выздоровление:
«Горе в тот День тем, кто считает (Истину ложью), кто считает ложью День воздаяния! Его считает ложью только преступник и грешник. Когда ему читают Наши аяты, он говорит: “Это - легенды древних народов!” Но нет! Напротив, их сердца окутаны теми (грехами), которые они накопили» (Коран, 83:10-14).
Также передаётся в хадисе:
«Аллах принимает оправдания человека, откладывая для него срок (праведных дел) до тех пор, пока тот не доживёт до шестидесяти лет» (аль-Бухари).
Т.е. Аллах может оправдать тех людей, которые признавали Его шариат, но не торопились соблюдать эти законы (равно как и каяться за грехи) безо всякой уважительной причины - до тех пор, пока их возраст не достигнет 60 лет. Человек, скончавшийся после этого возраста, уже не имеет никакого права говорить: «Если бы мне продлили жизнь до некоторого срока, я бы непременно совершил то, что мне было приказано» (как и тот, кто откладывал праведные дела, зная о том, что в будущем не сможет заняться ими; см. «Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара,
11/240). Такие будут в числе тех адских мучеников, к которым Аллах Всевышний обратится со словами:
«Разве не даровали Мы вам (достаточно долгую) жизнь, чтобы одумался в (течение этой жизни) тот, кто (хотел) одуматься? И (, более того,) приходил к вам увещеватель» (Коран, 35:37). См. также
Является ли Аллах надменным и мстительным? И хвала Аллаху, Господу миров.