Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Религия Аллаха зиждется на двух основах - искренность, или добровольность, и знания. Наш Творец создал человека для того, чтобы тот поклонялся Ему, во-первых, осознанно, т.е. без принуждения (см. также
Запретный плод сладок):
«Нет принуждения в религии. Верный путь уже отличился от заблуждения» (Коран, 2:256),
а во-вторых, благодаря тем знаниям, которые он приобрёл в течение жизни:
«Читай, ведь Господь твой - самый щедрый, Который научил с помощью письменной трости - научил человека тому, чего он не знал» (Коран, 96:3-5).
Т.е. человек не рождается с этими знаниями - он получает их посредством обучения. Так было ещё со времён Адама, мир ему:
«Вот твой Господь сказал ангелам: "Я установлю на земле наместника". Они сказали: "Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и свято чтим Тебя?" Он сказал: "Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете". Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, наречённые именами) ангелам и сказал: "Поведайте мне их имена, если вы говорите правду". Они ответили: "Пречист Ты! У нас нет знания, кроме то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - знающий, мудрый". Он сказал: "О Адам! Поведай им об их именах". Когда Адам поведал им об их именах, Он сказал: "Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное небес и земли, и знаю, что вы совершаете открыто и что утаиваете?"» (Коран, 2:30-33).
Именно этим Аллах и возвысил Адама над ангелами (см. также
Об Адаме и его потомстве) - не усердностью поклонения, а тем, что Адам и его праведные потомки повинуются Творцу на основе личного выбора и знаний, пришедших от Него напрямую (в виде Божьих откровений) или из людских рук (писания Аллаха и слова пророков). Именно с поиска правильных знаний начинается путь тех, кто желает угодить Аллаху:
Искренность и тяга к знаниям Самый поиск знаний об Аллахе и Его законах с целью соблюдать их и обучать этому других является поклонением:
Почему шариат Аллаха такой сложный? И большинство улемов назвали это наилучшим видом поклонения после пяти столпов Ислама. Даже имам Ахмад, считавший, что после столпов Ислама нет ничего лучше джихада, когда его спросили: «Что лучше для человека, у которого есть пятьсот дирхемов - потратить их на джихад или потратить их на поиск знаний?», ответил: «Если этот человек является несведущим, то для меня более предпочтительным будет поиск знаний» («аль-Адабу-ш-шар’ийя», 2/40).
Да и Сам Аллах говорит:
«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по общине из их числа, чтобы они могли познать религию и увещевать свой народ, когда они вернутся к ним, чтобы те стали остерегаться (наказания Аллаха)?» (Коран, 9:122).
Если же наш Господь захотел бы обязать людей примитивным шариатом - Он сделал бы такими же узкими и примитивными их мыслительные, речевые и творческие способности. Даже пятипалая кисть человека явно предназначена для каких-то сложных действий (писать, считать по пальцам, жестикулировать, держать разные инструменты и др.), а не только для самообороны и еды. Кстати, одно из толкований священного аята:
«Мы способны восстановить (выравнять) даже кончики его пальцев» (Коран, 75:4) -
то, что в будущей жизни Аллах может сделать пальцы рук некоторых людей единым целым, наподобие копыта - за то, что они в этом мире не использовали данные органы на пути Аллаха (см. «Джами'у-ль-баян ан таъвили айи-ль-куръан» ат-Табари,
24/50-51).
И хвала Аллаху, Господу миров.