Происхождение довольно небольшой статуи Изумрудного Будды окутано мистикой и легендами, ею веками желали обладать многие правители стран Юго-Восточной Азии, а судьба уготовила ей статус не просто главной святыни буддистов Таиланда, а оплота всей нации. Или же статуя сама выбрала Таиланд и приносит королю и жителям процветание и благополучие?
Нет, на фотографии выше запечатлена не та самая заветная статуя вовсе, а один из хранителей врат в, пожалуй, самом красивом и богато оформленном храме Бангкока, Ват Пхра Кео при Королевском дворце, где Изумрудный Будда находится с конца XVIII века. Тем более саму статую ввиду её сакральной значимости фотографировать строго запрещено, что, впрочем, не помешает мне не только пересказать преданному читателю и гостю блога удивительную историю обнаружения священной реликвии в XV веке в Чианграе и основные вехи её последующих странствий по городам и странам через сражения и войны вплоть до восхождения на престол Рамы I, когда Изумрудный Будда окончательно переехал в Бангкок, а копнуть значительно глубже, вплоть до легенды об её вытёсывании богами из цельного куска жадеита.
Спустя 500 лет после благополучного отбытия Будды в нирвану, в Индии проживал преданный последователь его учений, аскет по имени Нагасена. Он был настолько глубоко погружён в практику буддийского учения, что стал монахом при храме в городе Паталипутра, где его преданность и духовность ещё больше укрепились и усилились, и позабывшие учение Будды жители города снова стали им интересоваться и регулярно приходили в храм слушать речи Нагасены. И при, казалось бы, положительных результатах своих трудов, Нагасена чувствовал всё большую и большую, нараставшую не по дням, а по часам, ментальную и физическую усталость и тяжкий груз на сердце.
Его грусть и горечь оказались столь сильны, что достигли склонов священной горы Меру и затронули бога Индру. Вместе с Вишну они отправились в храм на встречу с Нагасеной и явились тому, когда монах входил в сад, в окружении павлинов и под благоухание жасмина. Завидев двух богов, Нагасена тут же рухнул на колени и закрыл лицо руками. Индра попросил его подняться и рассказать о своих неприятностях. Нагасена объяснил, что учения Будды должны быть услышаны всеми и что необходимо создать вечную статую из драгоценного камня, которой все могли бы поклоняться и выказывать почтение и уважение долгие-долгие годы.
2.
Индра повелел Вишну отправляться на склоны зловещей горы Велу и разыскать самый прекрасный и ценный драгоценный камень из всех, когда-либо существовавших, чтобы вытесать из него статую Будды. Стоя, как вкопанный, Вишну опустил глаза вниз, будто бы вовсе не услышав или проигнорировав услышанное. Терпение Индры вскипело, и он ещё раз громко потребовал исполнять его приказ. Вишну упал на колени и взмолился с неподдельным страхом в голосе не отправлять его на Велу, населённую демонами. Ведь любой, кто попытается утащить у тёмных сил хоть маленький бриллиант или рубин, тут же превратится в пыль. Индра успокоил Вишну и согласился его сопровождать.
Прибыв на склоны вселявшей во всех ужас при одном лишь упоминании горы Велу, Индра и Вишну столкнулись с агрессией демонов. Но как только те узнали могущественного Индру, то сразу поклонились ему и спросили, чем они могли бы быть полезны. Индра объяснил, что им нужен самый прекрасный драгоценный камень, чтобы выточить статую Будды, что будет вселять силы и вдохновение всем, кто на неё посмотрит. Демоны засомневались в просьбе Индры, сославшись, что они охраняют богатства короля Ишвары, проживающего высоко в Гималаях, однако, показали редкий большой кусок жадеита, от которого исходило зелёное свечение.
Индра оказался непреклонен и смог убедить демонов отдать ему камень. Вернувшись в храм и передав его Нагасене, Индра тут же ощутил, что тяжесть спала с сердца монаха. Вишну обратился скульптуром и помог Нагасене придать камню форму сидящего в медитационной позе Будды. Сиявшую статую поместили в новый храм с золотой крышей, и вскоре, чтобы увидеть своими глазами святыню, в Паталипутру отовсюду потянулись паломники. Нагасена, обладавший даром предвидения, предсказал, что Изумрудный Будда поспособствует распространению и укреплению буддизма в пяти землях, а короли этих земель превзойдут всех своих соперников.
3.
Спустя какое-то время в Паталипутре началась гражданская война, и король, опасаясь за сохранность реликвии, отправил статую королю Шри-Ланки на временное хранение до окончания войны, да так за ней и не вернулся. Изумрудный Будда пробыл на Шри-Ланке два столетия, а буддизм на острове в этот период ещё больше расцвёл. Следующая глава хроник странствий Изумрудного Будды повествует о монахах из Бирмы, не удовлетворённых индийским вариантом трактовок учений Будды и потому отправившихся на Ланку за наиболее аутентичными и близкими к оригиналу текстами буддийского канона, Трипитаки. Совершенно непонятно, как им удалось завладеть статуей, но в направлении Багана отбыли две лодки: одна - со священными текстами, а вторая - со статуей. Вторая так и не достигла Бирмы, а причалила к другим берегам, и вскоре статую заполучил правивший царь кхмеров Ангкора. С первой, впрочем, всё тоже не до конца ясно.
Король Бирмы по имени Анурадха потребовал вернуть ему Изумрудного Будду, на что, разумеется, получил отказ. Разгневанный, он по воздуху перелетел в Ангкор и летал вокруг царя Индрапатхи, кроша мечом налево и направо всех его подданных. Индрапатха настолько испугался, что вынужден был капитулировать. Анурадха покинул Ангкор с томами Трипитаки, в спешке забыв про статую Изумрудного Будды. В достоверность событий тут остаётся лишь верить или подвергать их сомнению. Как можно было забыть самое главное? Другой источник даёт схожую трактовку, однако, Анурадха не прилетал по воздуху в Ангкор, а сплавился на китайской лодке и проник в Ангкор, притворившись торговцем, и его попытка выкрасть статую потерпела неудачу.
Так или иначе, скоро Изумрудный Будда снова продолжит свои странствия после трагичных событий, случившихся в кхмерской империи в Ангкоре. Сын короля и сын одного из его подданных часто играли вместе, у каждого был свой питомец: у королевского сына - ручная муха, а у второго мальчика - ручной паук. Однажды пауку надоели эти бестолковые игры, и он сожрал муху. Сын в слезах побежал жаловаться отцу, тот вскипел от злости и повелел утопить того мальчика. И тут же возник гигантский наг (божество-змей) и призвал разрушительный шторм и наводнение, что погубили короля и большинство жителей Ангкора. Один монах, опасаясь за сохранность Изумрудного Будды, сбежал со статуей на север в Сиам, где ей завладел король Аюттайи.
4.
Видимо, из-за бесконечных войн в средние века статую решили снова хорошо спрятать, и она оказалась в Чианграе. Отсюда начинается наиболее качественно освещённый период странствий Изумрудного Будды, когда её обнаружили внутри ступы в одном из монастырей примерно в 1434м году. Во время грозы в ступу ударила молния, и за отвалившейся штукатуркой проступила статуя Будды, укрытая золотыми листами. Монахи не придали этому чересчур большого значения, и статую поместили в обычный храм ко всем другим изображениям Будды. Бывавшие в тхеравадинских монастырях и храмах знают, что статуэтки у них порою стоят почти одинаковые в огромных количествах.
И через два-три месяца, слой штукатурки, покрывавший статую вместе с золотыми листами, откололся в районе носа, обнажив зелёный камень. Главный монах очистил остальную штукатурку и обнаружил, что статуя выполнена из цельного куска очень красивого зелёного драгоценного камня, и к тому же она превосходно сохранилась, без единой царапины. Население Чианграя и окрестностей стало быстро расти - все хотели иметь возможность поклониться Изумрудному Будде.
Новости дошли и до правителя Чиангмая, тот организовал торжественную процессию из слонов для транспортировки реликвии к себе в город. На перекрёстке дорог, ведущих в Чиангмай и в Лампанг, слон, нёсший статую, неожиданно стал вести себя очень беспокойно, не реагировал на команды погонщика и побежал в направлении Лампанга. Когда его с трудом утихомирили и вернули на перекрёсток, он снова вырвался из-под контроля и целенаправленно со всех ног ломанулся в сторону Лампанга. Нарушать указ правителя - не дело, так что беспокойного слона поймали, сняли статую, но то же самое случилось и со следующим слоном. Правитель Чиангмая почувствовал в этих событиях знамение, что дух статуи не хочет, чтобы она оказалась в Чиангмае, так что для Изумрудного Будды возвели новый храм в Лампанге, где она оставалась ещё 32 года.
5.
Новый правитель Чиангмая решил, что его предшественник дал маху, и в 1468м году повелел всё-таки перевезти статую в свой город, где для неё возвели новый храм со спиральной крышей. Однако, после того, как в крышу несколько раз ударила молния и разрушила её, статую спрятали и выставляли на показ очень редко в течение ещё 84 лет. В 1551м году Чиангмаем стал править сын царя Луангпрабанга, что в Лаосе, которому предыдущий правитель Чиангмая отдал в жёны свою дочь. Других наследников попросту не было. Когда умер его отец, молодой правитель не мог не отправиться в Луангпрабанг на похороны, однако, смекнул, что назад его могут уже не пустить, и забрал Изумрудного Будду с собой. А вскоре из-за агрессии бирманцев и попыток тайцев вернуть ценный артефакт перенёс свою резиденцию во Вьентьян, где статуя оставалась вплоть до 1778го года.
Как раз в этот период бирманцы окончательно добили и разрушили Аюттайю, столицу Сиама перенесли в Тхонбури (сейчас - один из районов Бангкока), а на престол взошёл Таксин. Под командованием генерала Чакри сиамские войска осадили Вьентьян и присвоили себе статую Изумрудного Будды. Как я описывал в предыдущем посте про храм Ват Пхо, у Таксина начались проблемы с головой, и в результате восстания его казнили, а к власти в 1782м году пришёл как раз генерал Чакри, позднее получивший имя Рама I. Решив очиститься от призраков прошлого, он перенёс столицу через реку на остров Раттанакосин и повелел построить новый королевский дворец и храм для Изумрудного Будды. Так был основан Бангкок.
Храм ещё несколько раз перестраивали и реставрировали - к 50й, 100й, 150й и 200й годовщине со дня основания. Статуя Изумрудного Будды хранится в самом крупном павильоне Пхра Убосот, мимо которого на обширной территории храмового комплекса крайне сложно пройти. Особенно 1го января, когда шанс увидеть Изумрудного Будду выпал мне - в выходной и первый календарный день года во всех основных храмах столицы был аншлаг и не протолкнуться.
6.
И с тех пор, как Изумрудный Будда осел в Бангкоке, правит Таиландом и по сей день династия Чакри: в 2016м году на престол после правившего в течение 70 лет Пхумипона Адульядета, Рамы IX Великого, взошёл его единственный сын, получивший имя Рама X. И учитывая, сколько тайцев пришли проститься с бывшим королём, которого они безмерно обожали, поневоле начнёшь верить в протекцию энергий статуи Изумрудного Будды, как и предсказывал Нагасена. А статуя ведь, в итоге побывала в 5 землях: Индия, Шри-Ланка, Камбоджа (Ангкор), Лаос и Таиланд (Сиам).
7.
Верить легендам и историческим хроникам или нет - дело лично Ваше, только тайцы искренне верят, что Изумрудный Будда приносит их стране благополучие и процветание и непременно приходят поклониться мерцающей фигуре из цельного куска зелёного жадеита высотой всего 66 сантиметров. Название изумрудный - чисто условное по схожести цвета. Несколько раз в год проходит ритуал переодевания статуи, придуманный ещё Рамой I. Как я сразу отметил в начале, фотографировать внутри святилища строго запрещено, но
гугл знает всё, а я очень не люблю таскать в посты не свои фотографии.
8.
И теперь, когда с легендами и сказаниями покончено, немного осмотрим один из самых красивых храмов Бангкока. Правда, ввиду толп людей, что постоянно лезли в кадр, я не снял так, как в идеале хотелось бы, но всё равно и помимо перепетий странствий Изумрудного Будды, что крайне редко встречаются в репортажах блогеров (если вообще кто-то удосужился перевести ранее хоть частично с английского одну познавательную статью), мне есть, что Вам предложить и кратко описать.
9.
Конечно, на полноценный обзор храма Ват Пхра Кео сей пост не тянет, ведь я не снимал, вооружившись картой, со всех сторон каждое строение, каждую статую и фреску. А тут есть на что обратить внимание.
10.
11.
Во-первых, шесть ворот на территорию храма охраняют гиганты из тайского эпоса "Рамакиен", называемые якша. Их отличают по цвету тела и форме головного убора. Красный слева в шляпе, напоминающей молодой побег бамбука, зовётся Сурьяпхоп (крупнее я его запечатлел на заглавном снимке), зелёный в аналогичной шляпе - Интарачит.
12.
Всех я не стал фотографировать, да и во весь рост без селфившихся на фоне туристов и местных всё равно бы не вышло. Тёмно-синий Вирунчамбанг носит шляпу, напоминающую хвост индюка.
13.
Вирунхок тоже тёмно-синего цвета, но в качестве шляпы у него крупная змеиная голова нага.
14.
Бородатый старец в китайском стиле будто бы сбежал из соседнего Ват Пхо и постоянно ворчит на туристов.
15.
Золотом сияет с террасы ступа, а на тайский манер - чеди, Пхра Си Раттана, внутри неё замурованы реликвии Будды из Шри-Ланки, дарованные королю Раме IV. Чеди построили из кирпичей в 1855м году, а позднее Рама V специально заказал из Италии покрытые золотом пластины для облицовки. Форма ступы довольно необычна - широкое основание в форме колокола с четыремя входами переходит в секцию квадратного сечения и затем продолжается шпилем из двадцати концентрических дисков, увенчанных высоким шпилем. Прототипом послужила одна из ступ храма в Аюттайе. Уже столь раз я упоминал ранее бывшую столицу Сиама, разрушенную бирманцами, и в одном из следующих постов мы отправимся посмотреть на развалины некогда крупнейшего города мира.
16.
Хм, что-то чересчур знакомое? Неужели Ангкор Ват? Так и есть, Рама IV задумал перенести в Бангкок один из храмов Ангкора, однако, когда понял, что столь амбициозный проект никому не под силами, приказал изготовить точную модель.
17.
Храмы Ангкора лучше смотреть в натуре, отправившись в Сиемрип на несколько дней, и уж точно не в рамках двухдневной автобусной экскурсии от Бангкока и обратно.
18.
19.
Вход в хранилище священных текстов Пхра Мондоп тоже охраняют два воины, похожих на якша. Внутри хранится буддийский канон Трипитака, заказанный Рамой I взамен утраченной при разгроме Аюттайи королевской копии.
20.
Стена галереи Пхра Рабианг вся покрыта фресками, описывающими события тайского эпоса "Рамакиен". На самом деле, тайцы слизали, ладно, адаптировали на свой лад древнеиндийский эпос "Рамаяна" и перенесли действие поближе к Сиаму. Процессом руководил и лично правил рукопись склонный к поэзии Рама I, он же повелел исполнить красочные иллюстрации отдельных эпизодов эпоса в храме. При Раме III все оригинальные фрески закрасили и нарисовали новые, с тех пор они лишь реставрировались при необходимости. Этот монстр - не кто иной, как обезьяний царь Хануман, демонстрирующий свою способность многократно увеличиваться в размерах.
21.
Ещё знакомые символы - мифическая птица Гаруда, держащая в клюве нага. По поверьям, Будда в одном из своих воплощений был Гарудой, поэтому её изображают в виде человека, но с крыльями и головой птицы.
22.
23.
Снова будто бы влияние других культур - подобных львов не встретишь в каждом тайском храме.
24.
А вот этот бронзовый лев (точнее, их два) был привезён из Камбоджи, что неудивительно, сиамские войска регулярно наведывались к соседям, пока их не прибрала к своим рукам Франция.
25.
Снова якши из эпоса, на этот раз, словно атланты, поддерживают основание позолоченной чеди.
26.
27.
28.
Выше уже мелькали на фотографиях башни, именуемая прангами. Всего их в храме Изумрудного Будды восемь, и они выстроились по прямой линии с севера на восток. Их построили тоже при Раме I в конце XVIII века, а позднее Рама III покрыл пранги разноцветным фарфором и лепным декором. На каждой из четырёх сторон пранга имеются золочёные дверные порталы с фигурами божественных существ, называемых дэвами. Уровнем выше - снова якши поддерживают шпиль пранга. Назначение прангов не чисто декоративное - каждый соответствует одному из аспектов буддизма или конкретному Будде, например, Дхарме, то есть учению, последнему земному Будде - Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), Будде будущего - Майтрейе. Помимо прангов обратите внимание на зелёные вазы с декоративными скульптурами в форме цветков банана, что используются в Таиланде не только в качестве ингредиента в кухне, но и в качестве ритуальных подношений.
29.
Может, зря, а может, и нет, но приходилось задирать камеру повыше, чтобы никто не влез в кадр, отчего композиция части снимков вызывает сейчас у меня большие сомнения. Ну, как есть, зато легенды о сакральной статуе раскопал и не поленился перевести целиком. А от буддийского колорита у непривычных к нему читателей голова идёт кругом после нескольких абзацев - проверено не единожды на постах про разные азиатские страны. Зато ярко и очень красочно - сплошной визуальный восторг!
30.
31.
32.
33.
В буддийском храме и без лотоса? Как не сфотографировать цветок, чьё название я много лет назад выбрал себе в качестве творческого псевдонима на фоне увлечений Востоком, буддизмом, йогой и эзотерикой?!
34.
В Ват Пхра Кео ещё миллион различных уникальных орнаментов, текстур, элементов, статуй, фресок и деталей, только каков спрос на такого рода контент нынче? Практически нулевой, наверняка.
35.
В сам Королевский дворец, ещё одно must see место на острове Раттанакосин мы решили не ходить, ограничившись в этой главной троице соседствующих достопримечательностей Бангкока только храмом Изумрудного Будды и Ват Пхо. Теперь отыщем паромную переправу, чтобы ближе к закату оказаться у ещё одного значимого храма столицы - Ват Аруна, или Храма Утренней Зари. А после поразмышляю, почему Бангкок при всём его колорите и отдельных вау-местах я так и не смог по-настоящему прочувствовать и понять. Keep it locked!
Другие посты о Бангкоке:
Ват Пхо. Где появился тайский массаж
Ват Сакет. Золотая гора
Стрит-арт Бангкока
Понравился пост?
Подписывайтесь на обновления журналаЕсли Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в
VK,
Facebook и
Instagram.