Блокадная подстанция - просим помощи

Mar 14, 2014 18:07


[немного о]В последние несколько дней в нашем жж было несколько сообщений о трамвайной подстанции на Фонтанке. И это естественно. Наступали дни "трамвайных" годовщин, дни запуска грузового и пассажирского трамвая после первой страшной блокадной зимы. В эти дни обычно для блокадников и просто горожан организуются поездка ретротрамвая и возложение цветов к мемориальной доске у подстанции, иногда выступления, концерты.

В этом году городские власти и застройщики решили отметить памятную дату по-своему. Еще на январские блокадные дни была снята мемориальная доска (вернули после вспыхнувшего возмущения), а 8 марта, как раз к годовщине пуска грузового трамвая, намечался снос памятника. Его место должен занять, как пишут в СМИ "жилой дом, «замаскированный» под апарт-отель".

[немного об экспертизе и опасности сейчас]Снос удалось приостановить: 06.03.2014 г Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры направило на рассмотрение в КГИОП государственную историко-культурную экспертизу с целью обоснования включения объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, и, в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", с момента поступления историко-культурной экспертизы в КГИОП, данное здание является выявленным объектом культурного наследия и подлежит охране в соответствии с действующим законодательством.

Однако, если КГИОП сочтет доводы горожан (а подписи в защиту памятника собирались неоднократно) и экспертизы менее существенными, чем желания застройщика не упустить выгоду,- уничтожение памятника неизбежно.


Поэтому мы обращаемся к вам, наши друзья и читатели этого жж:

Просим Вас поддержать нашу борьбу в защиту одного из подлинных памятников бессмертного подвига гражданского населения Ленинграда в годы Блокады - Центральной подстанции на набережной Фонтанки, 3-а, давшей ток трамваю после первой блокадной зимы.

Блокадная Подстанция давно стала почитаемым местом для ветеранов и неравнодушных горожан, которые проводят у её стен памятные встречи, возлагают цветы к мемориальной доске, посвящённой подвигу трамвайщиков в годы блокады. Однако поскольку здание постройки 1930-х гг. до сих пор не признано памятником истории, на его месте инвестор намерен возвести современный отель. Неоднократно блокадники и горожане собирали подписи под обращениями к руководителям города и государства с требованием отказаться от сноса этого памятника. В ответ они получали циничные ответы, что здание признано «диссонирующим объектом», а на фасаде апартамент-отеля, которое появится на месте снесенной подстанции, будет установлена мемориальная доска в память о находившейся на этом месте тяговой подстанции, дававшей ток Блокадному трамваю…

Для обоснования историко-мемориальной ценности Блокадной Подстанции в начале марта 2014 г. в КГИОП была передана подготовленная СПб отделением ВООПИиК экспертиза. На время её рассмотрения здание защищено законом от сноса. Однако есть опасения, что интересы влиятельного застройщика, претендующего на лакомый участок земли в самом центре Петербурга, перевесят доводы историков и призывы горожан. Если экспертиза будет отвергнута, памятник будет уничтожен.

Снос блокадного мемориала грозит несмываемым позором перед нашими потомками, перед всем человечеством, которое бережно и с чувством особой ответственности хранит память о великой войне, о жертвах и подвигах мирного населения.

Поскольку все средства образумить профильные административные органы Петербурга исчерпаны, просим Вашего личного участия в предотвращении этого вандализма.

Мы просим Вас обратиться (можно использовать этот текст) к [адреса]Президенту и премьер-министру РФ, к министру культуры РФ, к Губерантору Санкт-Петербурга с поддержкой требования безусловного сохранения блокадного мемориала.
Президенту: В.В. Путину 103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23
Премьеру: Д.А. Медведеву 103274, Москва, Краснопресненская набережная, 2.
Министру культуры: В.Р. Мединскому 125993, ГСП-3, Москва, Малый Гнездниковский пер., д. 7/6, стр. 1, 2
Губернатору СПБ: Г. С. Полтавченко 191060, Санкт-Петербург, Смольный


Мы также просим Вас подписать on-line-петицию

С перепиской и материалами по данному делу Вы можете ознакомиться:
[много ссылок]- в разделе «документы» группы «Блокадная подстанция» в контакте: http://vk.com/club55055521
- фотографии с прошлых поездок и мероприятий в группе и в альбоме: http://vk.com/album-961981_108435746
- http://tura8.livejournal.com/10709.html - трамвай памяти на 100TV 2010 год
- http://tura8.livejournal.com/9732.html - Возвращение Блокадного трамвая
- http://tura8.livejournal.com/9563.html - СТЕНА ПАМЯТИ - дизайн-концепция оформления фасада Блокадной подстанции
- http://tura8.livejournal.com/7311.html - Тяговые подстанции 20-х годов Р. Н. Кохановой - яркий пример супрематической архитектуры Ленинграда
- http://tura8.livejournal.com/6832.html - Пуск блокадного трамвая 8 марта 1942 года
- http://tura8.livejournal.com/4295.html - блокадный трамвай
- в этом жж по тегу "Блокадная подстанция"


Немного фотографий у стен Блокадной подстанции (превьюшки кликабельны):









update: на всякий случай очень кратко напомню о значении запуска трамвая в блокадном городе.
[немного о трамвае в блокаду и почему это важно]
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но я не могу вспомнить ни одного случая в мировой истории, когда осажденный город смог выдержать осаду без эпидемий. А ведь после первой блокадной зимы, когда были нарушены городские коммуникации, а ленинградцы - истощены, оттепель грозила обернуться трагедией. Для того, чтобы не допустить болезни и эпидемии требовались небывалые организационные меры и усилия самих жителей. Пуск же городского трамвая тут был
именно ключевым обязательным моментом для обеспечения уборки (Подробнее об этом можно почитать, например, в воспоминаниях главного архитектора Ленинграда Н. В. Баранова "Силуэты блокады" и в начальника трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда М. Х. Сороки "Фронтовой трамвай")
Не меньшее значение имел и пуск пассажирского трамвая. Ведь всю блокаду, в условиях дефицита горючего, это был единственный городской транспорт.Трамвай перевозил ленинградцев и обеспечивал в конечном итоге работоспасобность и жизнеспособность города.
Для горожан пуск трамвая был настоящим праздником, символом их жизнестойкости и залогом будущей победы.
Ну и немного о том, какое впечатление запуск трамвая произвел на врага: Известны, например, такое признание, записанное со слов пленного немца: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

под угрозой, Письма, Блокадная подстанция, Под угрозой, Подписи

Previous post Next post
Up