Несколько замечаний о монистической философии сознания. Последовательный, умный монист-материалист в своих размышлениях о природе сознания очень быстро, с необходимостью, придёт к эпифеноменализму. Логика тут простая:
Я тут как-то спросил уважаемый олл - состоят ли кентавры (вымышленные существа) из атомов. Вы говорите - абсурдный вывод. А уважаемый олл ответил мне - да, конечно. состоят.
А движение: - состоит из материи? - или материально, как свойство присущее материи? - или является идеальной сущностью, внешней по отношению к материи? - или ...? ... (недостающее вписать и сделать выбор)
Это и есть подмена тезиса. Пусть у сознания будет конечный счёт и какая-то причинность. Я в курсе всех этих теорий. Но важно зафиксировать и отрефлексировать субстанциональность материи, и не спешить сводить-редуцировать сознание к чему-то другому. На этом и спотыкаются редукционисты. Не видят проблемы, проскакивают её.
Следуя Вашей логике между первым и вторым пунктом необходимо поставить слово " Бог". Иначе их не связать. Но если его поставить, то не может быть и речи о материализме. Умный материализм давно ответил на основной вопрос философии.
Так делал Декарт. Но это необязательно. Можно и по-другому. Как у Спинозы связать сознание и материю, как атрибуты единой субстанции. Вариант такого спинозизма - ленинская теория отражения. Но тут появляется другая проблема - надо будет объяснять что это за всеобщая субстанция такая. Или в случае теории отражения объяснять, откуда у материи свойство рефлексии. Другими словами, откуда в материальном мире появляется свойство нематериальности.
Вряд ли я отвечу лучше Ильенкова Э. В. Тождество бытия и мышления. Во втором томе его ПСС. А в дебри солипсизма я пускаться не хочу. Он слишком приметивен.
Проблему атомов, если на наши деньги. И в более общей парадигме, - из чего состоят ангелы, есть ли у них протяженность и все такое. То есть вопрос вроде бы по теологии, а на самом деле по физике.
Comments 166
Вы говорите - абсурдный вывод.
А уважаемый олл ответил мне - да, конечно. состоят.
Недооцениваете вы. Вот просто недооцениваете.
Reply
Reply
Reply
увы, ссылку не помню
Reply
- состоит из материи?
- или материально, как свойство присущее материи?
- или является идеальной сущностью, внешней по отношению к материи?
- или ...?
...
(недостающее вписать и сделать выбор)
Reply
Reply
Reply
Reply
Но если его поставить, то не может быть и речи о материализме.
Умный материализм давно ответил на основной вопрос философии.
Reply
Reply
Тождество бытия и мышления. Во втором томе его ПСС.
А в дебри солипсизма я пускаться не хочу. Он слишком приметивен.
Reply
И не надо пускаться в солипсизм. Тем более, что я о нём и не говорил.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
И в более общей парадигме, - из чего состоят ангелы, есть ли у них протяженность и все такое. То есть вопрос вроде бы по теологии, а на самом деле по физике.
Reply
Reply
Leave a comment