Камчатка 2013 - часть 1 - дорога Москва - Толбачик

Jul 23, 2014 23:56




Камчатская осень славится своей дождливой погодой, а в горных районах количество осадков дополнительно увеличивается. С учетом прогнозировавшейся температуры 3..10 градусов мне показалось, что поехать со стандартным походным плащом-дождевиком будет слишком беспечно, и я решил раскошелиться на экипировку под затяжной дождь, с которой до этого никогда не имел дело. В ТЦ "Экстрим" я очень удачно приобрел финский так называемый "костюм рыбака", всеми немыслимыми нанотехнологиями отводящий и отталкивающий воду. Костюм состоял из верхней ветрозащитной непромокаемой одежды и нижележащего флиса в качестве водоотталкивающего термобелья, а также включал флисовую шапку и шерстяные перчатки. Одним словом, я мог больше ничего не брать из одежды, кроме этого костюма. Поход по Ключевской группе планировался 9..10-дневным, в условиях полной автономности. Это означало, что запас питания и газа на все эти дни нам предстояло нести на себе - то есть, в первую половину похода вес наших рюкзаков обещал быть выше среднего. Потому в поход я ничего лишнего не брал, а из имеющегося брал самое легкое. Жена подарила к поездке титановый котелок весом в 200 грамм. Палатку взяли Антохину, так как она легче моей, и к началу поездки была еще совсем новой и не развалившейся (чем страдают палатки Nova Tour). По вылету мой рюкзак весил 18кг с фотоаппаратом, а у Антохи - 23кг. Это всё был вес еще без еды, воды и баллонов. На Ключевской группе есть безводные зоны (например пепловая часть Толбачика), потому воду на первую часть дистанции тоже предстояло тащить на себе.

Полет на Камчатку отличается от других полетов, ощущения в нем другие. Самолет быстро преодолевает ночной промежуток, пролетая через север, и потом долго летит при свете дня, когда люди уже спят, освещение в салоне полностью погашено, но салон хорошо освещен дневным светом из окон. Большую часть пути была сплошная облачность, землю мы увидели лишь достигнув хребта Черского. На контитентальной его стороне была уже глубокая осень, когда по долинам рек еще коричневел лиственничный лес (желтел он чуть раньше), но на водоразделах уже лежал снег. На приморской стороне (к тому же мы летели здесь чуть на юг) осень была на более ранней стадии - долины рек были желтыми, а горы без снега были покрыты зеленым кустарником то ли можжевельника, то ли кедрового стланика (и то, и другое не желтеет). Такая довольно положительная ситуация на хребте Черского внушала нам оптимизм, так как Камчатка находится южнее, и климат там более морской, соответственно снег нам там не грозил.







От предыдущих наших Камчаток нынешняя отличалась еще и тем, что предполагалось угрохать целую кучу времени на трансферы. Всё начиналось с автобуса в Атласово, который шел почти весь световой день, и выходил из Елизово в 12:30 на следующие сутки после нашего прилета. Прилетев, мы должны были сразу же купить на этот автобус билет, так как других вариантов добраться до Атласово нет, а пассажиропоток в этом направлении непредсказуем. Еще нужно было уладить вопрос с арендой спутникового телефона, по которому всё подготовил Антон еще в ту пору, когда мы надеялись пользоваться вертолетом. Для этого мы вечером съездили в Петропавловск-Камчатский и забрали телефон, оставив залог в 30 тыс рублей - сумма большая, однако телефон стоит в два раза больше. Спешить было некуда. Так как вечером магазины начали закрываться, то покупку фальшфееров, баллонов и провизии мы оставили на утро перед выездом. Взяв лишь пару банок тушенки на ближайшую ночевку, мы направились к Елизовской горнолыжной базе, чтобы заночевать в лесу, пройдя несколько километров вверх по течению реки. Река уходила вглубь дикого лесного массива в сторону Голубых озер, здесь уже могли ходить медведи. Когда мы шли по дороге, я периодически издавал различные громкие звуки. По наступлению темноты нам навстречу прошла группа туристов, звенящая котелками. Лес был мокрым после недавнего дождя, дорогу периодически пересекали полные водой ручейки. На приморской низменности близ Елизово, и в окружающих ее предгорьях лес был еще совсем зеленым, признаки желтизны проявлялись лишь точечно. Осень выдавали отцвёвшие и засыхающие травянистые растения. Пора было уже где-то останавливаться, и мы выбрали место около небольшого ручья, притока в основной реки.




Река шумела где-то в стороне, рядом шумел ручеек, а наверху под ветром шумел слегка лес. Под шумом ручья мне мерещились различные звуки, как будто рядом начинала шуршать трава - то с одной, то с другой стороны. Потому я периодически освещал место фонариком. Елизово было где-то в 10 километрах, а в другие стороны лес простирался гораздо дальше. Осенью медведи начинают ходить вдоль рек, надеясь выловить рыбу, потому у меня никогда не было уверенности, мерещится ли мне шуршание травы. В наступившей темноте зрение мало помогало. Высыпав тушенку, я тут же обжег банку на горелке. После приема пищи посуду сразу же помыли в ручье. Все упавшие крошки были выкинуты в водный поток. Успокоившись на том, что мы устранили привлекающие медведя запахи, мы легли спать.

Утро случилось быстро. Когда мы приехали в Елизово, погода улучшилась. Было закуплено всё, что нужно, и мы сели в автобус. Пассажиров было немного. Первым раздельным пунктом на нашем пути был Сокоч, где была остановка на перекус и туалет. Непосредственно перед Сокочем дорога перевалила во внутреннюю котловину Камчатки. Перевал был незначителен в контексте рельефа, но зато лес резко сменился с зеленого на ярко желтый. Сказывался континентальный климат, господствующий в котловине реки Камчатка. Это уже внутренняя Камчатка, совсем иная - зимы здесь суровы, а пейзажи довольно депрессивны. Дорога сменилась с асфальтовой на грунтовую, и в таком виде продолжалась уже до самого конца. Узкая долина с уклоном сменилась на широкую однородную низменность, где горы были видны лишь вдали по краям. Депрессивнее было не куда - пасмурное небо, серая дорога, бледный желтый лес из одного лишь вида дерева - каменной березы. Правда, изредка встречалась и береза обычная, способная в этом районе конкурировать с каменной благодаря более суровому климату. Очень редкие поселки были деревянными или малоэтажными.

В районе 17 часов нас пробудили восклицания пассажиров: на дороге перед автобусом встали три маленьких медвежонка. Автобус остановился, пассажиры выглядывали зверей. Встречные машины тоже друг за другом остановились. Внезапно медвежата решили разбежаться, и мы поехали дальше. Таким образом мы впервые увидели медведей на Камчатке, хотя до того видели лишь их следы и какашки.

В Атласово мы прибыли в середине сумерек, усугубившихся наплывом туч. В первую же минуту начался моросящий дождь. Поселок был полностью деревянным, как и павильон остановки. Атласово не было нашей конечной целью дня - местом ночевки был поселок Лазо, где нас встречал Юрий Александрович - местный специалист по туризму, организатор и проводник групп, а также хозяин пункта ночлега. Между Атласово и Лазо была водная преграда - река Камчатка, через которую имелся паром. Расстояние было около 14 километров. Юрий Александрович договорился с местным лазовским персонажем, чтобы тот довез нас из Атласово за 500 рублей. Персонаж встречал в Атласово не только нас, но и своего товарища. Мы с ним не сразу нашли друг друга, и поняли кто есть кто только когда остановку покинули остальные пассажиры. Мы погрузились на задние сидения. Дядечки во время езды вели бурную беседу на отборном мате, сознательно завышая обороты и подчеркивая этим свою крутизну. Водитель, судя по особому говору, может и срок некогда отмотал. Паром только что перевез предыдущие машины, и за нами возвращаться не спешил - по регламенту интервал допускался до 40 минут. Оператору было не выгодно гонять паром лишний раз, так как лучше было сэкономить топливо и продать его куда-нибудь на сторону. Но после подачи несколько раз подряд автомобильного сигнала паром все-таки завелся. Чтобы заехать на это чудо техники, пришлось подкладывать доски. Таким же образом нужно было съезжать. Дядечки проявили иерархию, предложив подкладывать доски нам. Уровень воды в реке меняется, и в иные времена года доски не требуются.

В Лазо нас ждал Юрий Александрович. Человек интеллигентный, а по соционике видимо бальзак. Возраст его был уже почтенный, зубы были уже не свои, но вид был в целом спортивным, а стиль одежды подчеркнуто туристическим (стиль советского туриста - забудьте про "Альпиндустрию"). Одним словом, он был достаточно активным человеком и профессионалом своего дела. Первым же делом он начал узнавать, насколько мы подготовлены. Оказалось, что в этих местах было желательно иметь GPS, который мы даже не думали взять. Была вероятность попасть в низкую облачность, на несколько дней оставшись в околонулевой видимости. Юрий Александрович безвозмездно дал нам свой простенький GPS приемник, чтобы за нас не так беспокоиться. По его словам, на Ключевскую группу шел циклон, и потому про сухую одежду нам можно было забыть минимум на 3 дня - так он нам и сказал, удивясь попутно, зачем мы занесли внутрь рюкзаки, мокнувшие на улице. Мы легли спать в ночлежку, а Ю. А. еще долгое время не спал и забивал нам в GPS-приемник основные точки. Ночлежка имела только лампу и деревянные нары. Стены комнаты были тонкими, потому здесь было уже некое подобие палатки - для ночлега был необходим спальник как ради мягкости, так и ради тепла. Единственный плюс помещения относительно палатки - это сухость. Дождь как раз усилился и перешел в ливень. Наш путь еще не закончился - в 8 утра, на самом рассвете, мы должны были стартовать в 5-часовой переезд на машине высокой проходимости в сторону Толбачика. Ю. А. обрадовал нас тем, что набрал группу местных желающих, которые также поедут к Толбачику, но без палаток, а просто туда и обратно. Радость была в том, что оплата заброски распределялась между всеми по-братски, соответственно мы с Антохой сильно экономили - как если бы мы ехали в составе большой туристической группы. Мы приготовили ужин на газу под навесом. Было уже около 12 ночи, подняться надо было около 7 утра - спать оставалось всего ничего.

Утром мы были готовы в аккурат к 8 часам, но в это время уже ждали только нас. Дождь закончился только что, всё было мокрым, но очень светлым. Мы залезли в салон шишиги, и машина сразу поехала - длинным маршрутом через весь поселок, собирая пассажиров на Толбачик. Удивительно, но в скольких местах мы ни останавливались, ни разу никого не пришлось ждать - все были готовы вовремя. В довольно активном темпе мы оставили поселок за бортом. Машина ехала, словно качаясь на высоких волнах, так как глубина колеи на дороге менялась. Мы долго ехали по каким-то линейным дорогам, иногда меняя направление на перпендикулярное. Было много открытых пространств - вырубок и бывших полей. В ряде мест пассажиры указывали на существование там некогда посёлков. Теперь от них нет и следа.




Сама дорога, по которой мы ехали, была исторически лесовозной, а сейчас по ней ездят лишь вахтовки с туристами. Наконец мы поехали по сплошному лесу. Ветки скреблись вплотную по корпусу машины, дорога скорее напоминала нору, ко которой машина проползала впритык к стенкам. В провалах колеи наш кузов бросало то в одну, то в другую сторону, и иногда било об стволы деревьев. Не даром поверх окон были протянуты доски. Если мне не изменяет память, по дороге машина лишилась зеркальца. В лесу состоялась встреча номер два с медведем - мишка убегал от нас по дороге. Водитель дал газу, чтобы наши фотоаппараты могли до него достать, но медведь вскоре догадался свернуть в сторону. Этот был уже покрупнее, взрослый зверь. На пути нас ждала одна крупная переправа через реку. Здесь по времени мы проехали чуть больше трети пути, а по расстоянию - почти половину. На реке был небольшой отдых. Машину по дороге сильно трясло во все стороны. Учитывая высокое положение кузова, отдохнуть людям было от чего. Сельские жители оказались весьма продвинутыми, взяв фотоаппараты - у кого-то был даже nikon-зеркалка.





После 10-минутного отдыха нас позвали усаживаться. Шишига форсировала реку на пониженной передаче, и мы понеслись дальше. Вскоре плато закончилось, и мы начали набирать высоту, оставаясь при этом в черте леса. Дорога из пологой превратилась в "американские горки" - машина преодолевала волнистость с периодом около 8 метров и амплитудой 1.5-2 метра. Мы ехали по древнему лавовому потоку, который был уже спрятан частично под дерном и покрыт лесом. Начались открытые камни, в подлеске появилось много красного кустарника. Перекатывались по горкам мы почти час, после чего дорога пошла круче вверх, и мы ушли с лавового потока на холм, и далее на небольшое плато. Красный подлесок исчез, лес поредел, а на земле в большом количестве явно присутствовал вулканический пепел. Здесь водитель остановил шишигу.






Остановка была сделана, чтобы нарубить дров для стоянки "Вертолет", мимо которой мы скоро должны проехать. "Вертолет" находится в мертвом лесе, погибшем во время последнего извержения Толбачика. Это стволы деревьев без коры, стоящие в пепле. Мертвый лес - местная достопримечательность, и дрова отвозят на стоянку для того, чтобы особо нехорошие туристы не трогали мертвые деревья. Пока Ю.А. и водитель рубили дрова, мы с Антоном прогулялись вокруг. Лес был симпатичным. На пепле в огромном количестве присутствовали лосиные экскременты. Сама пепловая полянка, судя по прибитой хвое, во время дождей превращается в русло водного потока.







Пора было ехать дальше. Мы с Антоном не знали, сколько пути оставалось, и для меня было неожиданностью, когда шишига, набирая высоту, почти сразу выехала из леса на пепловое плато. Это был уже Толбачик - тот самый, который на спутниковой карте выглядит огромным черным пятном. Живой лес довольно быстро перешел в мертвый. По пути у нас была запланирована небольшая остановка в мертвом лесу, чтобы пофотографировать. После открытия двери салона нас ждал сюрприз - на вид за стеклом было всё хорошо, но на самом деле снаружи стоял устойчивый сильный ветер. Первый из вылезших на улицу сказал, что долго мы здесь не простоим. Действительно, мы были уже на "крыше" Толбачика - на огромном черном куполе, свободном от леса. Сверху нависали клубящиеся тучи, во все стороны вид был чуть вниз. Для ветра - полное раздолье. В этом месте вид мертвого леса был довольно сумбурным, за почти 40 лет природа успела оклематься, и на пепле начала расти трава и мелкие деревца - потому страшного зрелища на фотографиях не получилось. Поверхность пепла была неоднородной - встречались концентрические разводы, следы временных потоков. Мелкие веточки и древесина, опадающая с постепенно разрушающихся деревьев, скопились в понижениях, смытые и сдутые туда ветром.







Мы поехали дальше. На "вертолете" за пару секунд выкинули дрова. Стволы деревьев закончились, дорога пошла вверх уже по чистому пепловому полю. Начался дождь. Шишига вязла в пемзе, словно велосипед в песке. Особо тяжело было на подъемах, которые воспринимались из-за этого как весьма крутые и запредельные. Довольно быстро мы достигли сопки Клешня - конечной точки для шишиги. По сути, в этот момент наша заброска была осуществлена, а вместе с ней и долгая череда переездов от самой Москвы до Толбачика. Начинался наш поход.

поход, камчатка, осень, шишига, газ-66, фотоотчет, сентябрь, толбачик, толбачинский дол, мертвый лес

Previous post Next post
Up