Старообрядчество: Подмосковные моленные дома и недействующие храмы

Feb 23, 2015 14:36



Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 1)
Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 2)

Далее рассказ о старообрядческих молитвенных домах. Надо понимать, что в старообрядчестве молитвенным, или моленным домом называются и те церкви, о которых я рассказал в предыдущих частях. В данном случае я сделал разделения скорее по архитектурному, визуальному принципу. Все моленные, или как ещё говорят - молельни, расположены на востоке Московской области. Для наглядности ещё раз карта:




Орехово-Зуево - Старообрядческий Молитвенный дом Николая Чудотворца
Устроен в частном доме у Зуевского кладбища, постройки 1946 и перестроенного в молитвенный дом в 1973, после сноса старой деревянной "чёрной" моленной.










Бронницы - Старообрядческая церковь Архангела Михаила
На этом месте располагался Михайловский храм. Домовая молельня, на протяжении XVIII-XIX вв. сменившая несколько зданий. Община старообрядцев-окружников была официально зарегистрирована в 1907, в кон. 1900-х над деревянным зданием молельни надстроены купол и колокольня. Сломана в сер. ХХ в.





Печать храма из метрической книги 1907 г.

Абрамовка - Старообрядческий молитвенный дом
В середине 2000-х молельню устроили в доме, в котором ранее располагалась сельская библиотека, в связи с невозможностью возвращения старой церкви, о которой рассказ ниже. Приписан молитвенный дом к храму в Устьяново.



Фото 2008 г.



Фото 2009 г.

Новое (Новинка) - Молитвенный дом устроен в каменно-деревянном двухэтажном здании бывшего Новинского сельсовета







Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы в Смолёво
Деревянная церковь неокружнической общины. Большое здание простой архитектуры, более напоминающее молитвенный дом, было выстроено в 1912 на средства М. Р. Елисеевой. Сломана в ХХ в. В настоящее время в частном доме вновь устроена моленная.







Кроме храмов и молитвенных домов, на востоке Подмосковья много старообрядческих часовен. Все они почитаемы.

урочище Гвоздна - Часовня Никиты Великомученика при старообрядческом Молельном Камне




Село Гвоздна впервые упоминается в XIV веке. Село располагалось на левом берегу реки Десны, на расстоянии 1 км к Юго-Западу от деревни Чёлохово. Существует предание, что первые миссионеры именно здесь крестили местное население и уйдя, оставили икону Св. Великомученика Никиты, который и стал небесным покровителем этой части Гуслиц. По другому преданию, образ был утрачен и вновь явлен в 17 веке, в ознаменовании чего крестьянином Сергеем Ивановым в 1668 году была построена деревянная церковь. Гвоздна стала центром одноимённого прихода Коломенской епархии. В 1770-е годы владелец села Демидов вывез своих крестьян на уральские заводы и в 1792 году церковь была перевезена в Егорьевск, на городское кладбище, где сгорела в 1918 году. Село опустело и заросло лесом, но жизнь в нём не замерла. Место церкви и старинного погоста стало местом паломничества старообрядцев, как из прилегающих гуслицких деревень, так и их дальних краев. В конце XIX века, владелец леса купец В. Клопов поставил на месте бывшего погоста часовню, обустроил источник, из которого брал начало Никитский ручей и поставил бревенчатые дома для паломников. Для молебнов была расчищена поляна, а специально для крестных ходов - лесная дорога. В начале ХХ века журнал "Старообрядческая мысль" неоднократно писал о многолюдных богослужениях в лесу и называл эту лесную поляну "Обителью Мира". № 7 журнала за 1915 год упоминал и о большом красном камне, сохранившемся в лесу от основания столь чтимой в народе церкви.



Священный камень

В советский период потери этой заповедной части Гуслиц были особенно тяжелы. Была разрушена часовня и снесён посёлок паломников, разобрана старообрядческая молельня в соседнем Чёлохово. Тем не менее, тайные молебны у источника и камня продолжались до конца 40-х годов ХХ века.
В начале 70-х большая часть "Обители мира" физически перестала существовать. Вплотную подошедшие с запада фосфоритные разработки перевернули грунт на глубину до 18-20 метров. Источник был уничтожен, но камень из основания церкви уцелел. В 2001 году в лесу, у камня вновь была расчищена площадка и Русской Православной Старообрядческой Церковью в день Св. Никиты (28 сентября н.с.) отслужен молебен.

Давыдово - Старообрядческая часовня Николая Чудотворца
Деревянный ярусный часовенный столб был сооружен в 2006 г. на средства Мосаловой Е. Н. и пожертвования прихожан.




Запонорье - Старообрядческая часовня
Сооружена весной 2011 года.




Костино - Старообрядческая часовня
В Костино был деревянный молитвенный дом неокружнической общины, который несколько раз ремонтировался и перестраивался. Закрыт в конце 1930-х и сломан в 1960-х. В настоящее время в деревне сооружена деревянная ярусная часовня-столп.




Ляхово - Старообрядческая часовня Пресвятой Богородицы
В Ляхово был деревянный молитвенный дом неокружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в 1934, позже сломан. В середине 2000-х в деревне сооружена ярусная деревянная часовня-столп.




Рахманово - Старообрядческая Часовня Димитрия Солунского
Сооружение часовни на месте Дмитриевского храма началось в 2000 году. Была нанята бригада, оказавшаяся непрофессиональной. Поставленный ими столп, возведенный с массой ошибок, два года как некий "зуб" стоял посреди села. В конце концов, его пришлось разобрать, и в 2004 году был построен новый столп, и вскоре часовня была закончена. Как и храм, она посвящена Димитрию Солунскому. В свой "престольный" праздник в 2004 г. часовня была освящена.




Данилово - Старообрядческая часовня
В Данилове была старообрядческая церковь Николы и Казанской Божией Матери. Церковь снесли в 1930-х годах, сохранилось лишь старообрядческое кладбище. У дороги стояла каменная часовня (не сохранилась). В 2011 году была возведена новая часовня.







Смолёво (Соболевский с/с) - Старообрядческая часовня Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная часовня, сооруженная в 2010 году на частном участке, но открытая для всех жителей.



Теперь расскажу о закрытых и недействующих старообрядческих храмах, здания которых сохранились.

Орехово-Зуево - Здание бывшей Старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Кирпичный однокупольный храм в псевдорусском стиле, выстроенный вместо деревянного молитвенного дома в 1906-1908 на участке Соловьёвых. Имелись Никольский и муч. Никиты приделы. Принадлежал окружнической общине. Закрыт не позже 1930-х, перестроен - сломан купол, надстроен второй этаж. В настоящее время занят фабричным цехом.







Ногинск - Здание бывшей старообрядческой церкви Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы
Храм Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы был построен для Богородско-Глуховской старообрядческой общины в 1911 году. Как сообщал старообрядческий журнал "Церковь" (№ 2, 1911 г .), она была возведена по типу древнего храма, построенного Св. Евфросинией Полоцкой в ее монастыре в г. Полоцке. Действительно, сохранившиеся проекты и старые фотографии храма дают представление о том, что за образец был взят древнерусский храм - отсюда и одноглавие, и позакомарное завершение кровли, и отдельно стоящая звонница, соединенная с храмом небольшим приделом. Даже наружная роспись храма, а также устроенные внутри него хоры, говорят о том, что древние традиции русского зодчества здесь соблюдались неукоснительно. И вместе с тем, Захарьинская церковь была удивительно современна, так как отвечала духу возрождения национальных традиций, который был ощутим в культуре начала XX века. Автором проекта церкви был архитектор И.Е. Бондаренко, много строивший для старообрядцев и хорошо понимавший стилистические особенности древнерусской архитектуры. Деньги на строительство храма, на колокола и на устройство иконостаса давал известный деятель старообрядчества А.И.Морозов. Кроме основного посвящения в честь пророка Захарии храм имеет и второе посвящение - во имя преподобной мученицы Евдокии. Примыкающий к храму с юга придел освящен во имя св. Николы Чудотворца. Современное состояние храма печально. Здание принадлежит местному хлебокомбинату. Храм лишился главы, искажена звонница, позднейшие пристройки и трубы отопления изуродовали его внешний облик. Об интерьере говорить не приходится. Но очень хочется верить, что Захарьинская церковь дождется своего нового Морозова и будет возрождена.







Серпухов - Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Построена церковь в 1908-1910 для общины старообрядцев федосеевского старопоморского согласия на средства фабрикантши А. В. Мараевой. Не закрывалась. Однако в связи с сокращением численности общины пришла в упадок. В 1988 передана в ведение историко-художественного музея.



Алёшино - Бывшая старообрядческая Церковь Георгия Победоносца
Об этом храме мне рассказывать особенно тяжело. В этом храме в 1986 году крестилась моя молодая жена. В 1997 году я крестил в нём своих сыновей.
Церковь построена в 1886 году как новообрядческая на средства Н. М. Бардыгина, Егорьевского головы. Первоначально освящена как Знаменская. Закрыта в 1930-х, колокольня сломана. Вновь открыта в 1947, причём передана старообрядческой общине не только Алёшино, но и всей округи. В том числе и жителей Егорьевска. Потому что Егорьевский старообрядческий храм Георгия Победоносца был закрыт. Видимо потому и Алёшинский храм, как старообрядческий, был освящён как Георгиевский. Во второй половине 2000-х произошел практически рейдерский захват храма. Подробнее об этом здесь и здесь. 5 декабря 2008 г. РПСЦ передала храм РПЦ МП. Храм был переосвящен в церковь Иконы Божией Матери Знамение.






Фото 1997 г. тогда еще Георгиевского храма



1997 г. крестины моих сыновей



Фото 2013 г. Новообрядческий храм

Абрамовка - Бывшая старообрядческая церковь Николая Чудотворца
Слобода Абрамовка образовалась во второй половине XVIII века путём объединения деревень Андреево и Чанниково. Каменная старообрядческая церковь построена в 1916 году на средства промышленника А.П. Муравлёва, построившего в Абрамовке также больницу и баню. Здание используется как сельский клуб.










Красная Дубрава - Бывшая старообрядческая Рождества Пресвятой Богородицы
Прежнее название села - Барская Дубрава. Старообрядческая церковь (Белокриничского согласия) Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1908 году на средства братьев Нажёсткиных и Морозовых.










Никулино - Бывшая Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Старообрядческая окружническая община в Никулино зарегистрирована в 1909. Деревянная одноглавая церковь с колокольней в неорусском стиле выстроена в 1915 на участке М. Д. Клопова при помощи купца А. И. Морозова. Закрыта в конце 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время пустует.







Тимково - Старообрядческая церковь Михаила Малеина
Выстроенная на средства А. И. Морозова. Закрыта на рубеже 1920-1930-х, венчания сломаны. Была занята клубом. К настоящему времени разорена.



Фото

Далее я расскажу и покажу места на востоке Подмосковья, где стояли, но не сохранились старообрядческие храмы и молитвенные дома.

Беливо - Место бывшего старообрядческого скита
Через полвека после трагического раскола Русской церкви в лесу недалеко от деревни Беливо поселился подвижник - инок-схимник Леонтий. Предание говорит, что он много и долго странствовал, бывал в Царьграде и в Святой Земле. Вернувшись в подмосковный край, он основал скит в диком лесу. Окружающие болота и хвойные чащи укрывали хранителей древлеправославия от преследования властей. Все общежития монахов, которые устраивали старообрядцы, назывались скитами и, естественно, находились под запрещением. Гуслицкая волость с ее болотами и мокрыми лесами, где было царство комаров, ядовитых змей и волков, где тропинки по болотным гривам знали только опытные старожилы, была идеальным местом для тайных поселений старообрядческих монахов. В какие времена был основан скит (монастырь) близ деревни Беливо, сказать без археологического исследования местности, пожалуй, невозможно, т. к. ни письменных свидетельств, ни легенд об этом не сохранилось. Отец Леонтий был, очевидно, последним игуменом этого монастыря. А последние, наиболее решительные правительственные действия по ликвидации «раскольнических» скитов осуществлялись в 1853-1861 годах. В те времена Московский митрополит Филарет поручил монаху Парфению работу по устройству в Гуслице православного мужского монастыря, назначением которого должно было быть отвлечение местных жителей от «раскола».






Могила святого отца Леонтия Беливского






















Люберцы - Здание музея, поглотившее Старообрядческую церковь Преображения Господня
Небольшая каменная церковь, выстроенная только после революции, в 1924 г. Закрыта в 1931 г., частично разрушена. В 1960-х встроена в здание городского музея.






Видна часть стены храма

Ликино-Дулево - На месте памятника Ленину (задекорирован) стояла старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дулёво
Деревянный старообрядческий храм - здание в псевдорусском стиле с шатровым куполом и шатровой колокольней. Построен был в 1908-1914 вместо молитвенного дома в посёлке при фарфоровой фабрике Кузнецова, принадлежал окружнической общине. Закрыт и сломан в 1934. На его месте поставлен памятник Ленину.






Куровское - Место старообрядческой церкви Преображения Господня
Деревянная клетская постройка простой архитектуры, построенная в 1905-1906 вместо старой моленной. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1937. Здание сломано в 70-е.




Анциферово - Школа на месте старообрядческой церкви Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная одноглавая церковь в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, сооруженная по проекту 1911. принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1939 г., венчания сломаны, была занята школой. После строительства нового здания школы разобрана.




Богородское - Место старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Сравнительно небольшая деревянная церковь типа восьмерик на четверике с колокольней, сооруженная по проекту 1914 путём реконструкции старого молитвенного дома 2-й пол. XIX в. Принадлежала окружнической общине.



Храм располагался на том берегу пруда

Дуброво - место бывшей старообрядческой церкви
Небольшая деревянная одноглавая церковь простой архитектуры, выстроенная по проекту 1917 вместо молитвенного дома неокружнической общины. Сломана в сер. ХХ в.




Елизарово - Бывшая старообрядческая молельная
Старообрядческая моленная неокружнической общины. Перед революцией, по всей видимости, помещалась в кирпичном здании без явных следов церковной архитектуры. Закрыта в 1938 под клуб, к 1960-м заброшена, в настоящее время находится в руинированном состоянии.




Заволенье - Место старообрядческого молитвенного дома Преображения Господня
Деревянный молитвенный дом простой архитектуры, построенный в 1893, был отремонтирован в 1906. Принадлежал неокружнической общине. Закрыт в кон. 1930-х, разобран ок. 1959-1960.




Загряжская - место бывшей старообрядческой церкви Никиты Великомученика
Деревянная церковь простой архитектуры, была построена в 1906-1907 при помощи А. И. Морозова на основе построенной в 1898 моленной. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1930-х. Возвращена верующим в 1945. Сгорела в конце 1960-х.




Коровино - Место бывшей старообрядческой церови Параскевы Пятницы
Деревянный молитвенный дом, перестроенный в церковь в 1910-х. Община была зарегистрирована в 1910. Сломана в сер. ХХ в. В селе также имелась неокружническая община, молитвенный дом которой, построенный в 1891, сгорел в 1916.




Петрушино - Место бывшей старообрядческой Церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная старообрядческая церковь окружнической общины, построенная в 1911-1912 вместо молельной. Однокупольная постройка в псевдорусском стиле с шатровой колокольней. Средства выделили Гавриловы, Кузнецовы и др. Закрыта в кон. 1930-х, позже сломана.







Цаплино - Место бывшей старообрядческой церкви Николая Чудотворца
Деревянный молитвенный дом окружнической общины, перестроенный в 1906. Второй престол Спаса Нерукотворного. Закрыт в 1939, позже сломан.




Яковлевская - Место бывшей старообрядческой церкви Воздвижения Честного Креста Господня
Деревянный молитвенный дом окружнической общины, сооруженный в нач. ХХ в. на средства Ф. Е. Морозовой (по другим данным сооружен на основе здания XIX в.). Представлял собой клетское здание с крупной главкой на кровле. Закрыт в 1939, сломан в нач. 1970-х.




Заполицы - На месте этого дома была окружническая молельня




Заполицы - На месте этого дома была неокружническая молельня




Как и в части, посвященной московским старообрядческим храмам, расскажу немного и о единоверческих подмосковных храмах. Хотя, в буквальном смысле их и не принято считать старообрядческими по известным причинам.
Не только подмосковным, но и общероссийским единоверческим духовным центром является Михайловская слобода в Раменском районе.

Михайловская Слобода - Единоверческая церковь Михаила Архангела
Каменная церковь была выстроена в 1689 году на средства московского Георгиевского монастыря. В 1822 году обращена в единоверческую и в течении 1830-х реконструирована в стиле классицизма - на храме поставлена ротонда, пристроены новая трапезная с Никольским и Георгиевским приделами и высокая колокольня. В сер. 2000-х ротонда 1830-х сломана и основной объём реконструирован в формах XVII в. Церковь была закрыта в 1930-х. Вновь открыта в 1943 году и вновь закрыта в 1961. В 1989 году открыта.







Осташово - Единоверческая Церковь Иконы Божией Матери Владимирская
в Воскресенском районе. Церковь типа восьмерик на четверике в стиле барокко. Построена в 1763 году на средства князя Г. И. Шаховского. Закрыта в 1933 году и к 1980-м заброшена. Открыта в 1991 как единоверческая. Отремонтирована.







Далее о двух единоверческих храмах в центре Гуслицы, в городе Куровское.
До 90-х годов прошлого века в Куровское не было единоверческой общины. НИКОГДА не было. До революции были две старообрядческие моленные. И местное население было и оставалось быть преимущественно старообрядческим. Еще в XIX веке здесь был построен Преображенский Гуслицкий монастырь новообрядцев, основной целью которого было искоренение старообрядчества.



Преображенский Гуслицкий монастырь

Но заметных подвижек в этом направлении практически не произошло, ни до революции, ни после. Миссия оказалась невыполнимой. И когда в начале 1990-х изменилось отношение государственной власти к религии и встал вопрос о необходимости иметь свой храм Куровским верующим (преимущественно старообрядцам), вдруг «НАШЛАСЬ» община единоверцев. И им сначала отдали старое здание, а потом выделили землю для строительства нового храма. Полагаю, в чем-то это продолжение миссионерской монастырской деятельности. Ведь местному населению тогда строительство и открытие единоверческого храма преподносилось как открытие СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Со временем многие разобрались что по чём и покинули этот приход. И в настоящее время прихожан у Куровского единоверческого храма крайне мало. А старообрядческого храма в городе так и нет…

Куровское - Единоверческая церковь Преображения Господня
Церковь единоверческой общины, устроенная в 1994 в двухэтажном каменно-деревянном доме конца XIX в., в прошлом принадлежавшем купцу Кудрявцеву. Позже в здании находился городской отдел милиции, а до этого ОГПУ. К зданию в 1995 году пристроен алтарь, поставлена главка. После освящения нового храма Иоанна Лествичника церковь закрыта, здание ветшает.







Куровское - Единоверческая церковь Иоанна Лествичника
Сооружена в 1996-2000 рядом с деревянным зданием Преображенского храма.




Мальково - Единоверческая церковь Рождества Христова
Небольшая кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1893-1895 при помощи А. В. Смирнова как единоверческая, хотя население деревни было преимущественно старообрядческим. Неслучайно храм неоднократно поджигали. С 1916 года в ней отсутствовал священник и поэтому после революции она была занята старообрядческой окружнической общиной. В 1930-х закрыта. В 2000-х годах передана общине Московского Патриархата.







деревня Авсюнино - Бывшая единоверческая церковь Петра, митрополита Московского
Каменная церковь, пристроенная в 1903-1905 годах к зданию миссионерской церковно-приходской школы братства митрополита Петра, выстроенного в 1893. Одноглавая церковная пристройка примыкает к зданию с востока. В 1930 году закрыта. В настоящее время школа занята библиотекой и сельским клубом, храмовая часть пустует, своды рухнули.










В следующей части я расскажу о Московских дониконианских храмах, т.е. о древнейших храмах Москвы

Предыдущие части:
Часть 1. Старообрядчество: Москва - Рогожская слобода
Часть 2. Старообрядчество: Московские храмы (белокриницкие)
Часть 3. Старообрядчество: Московские храмы (Преображенка и другие)
Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 1)
Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 2)
























подмосковье, рпсц, раскол, гуслица, старовер, РПСЦ, белокриничская, московская область, единоверческая, старообрядчество, единоверчество

Previous post Next post
Up