Crime Wave / Преступная волна (1954)
dir. André de Toth
Редко когда свойства малобюджетных картин, с их компактным актерским составом, преимущественно натурными съемками и отсутствием жесткого студийного диктата, были использованы с большей эффективностью, чем в фильмах Андре де Тота. По изначальным параметрам, эта лента не выходит за рамки категории «Б», но тем не менее, «Преступная волна» (которой больше подходит второе название The City Is Dark) оказывается вполне увлекательным фильмом, сохраняющим визуальный динамизм в течение всех 74 минут экранного времени, благодаря знанию нуарной стилистики, уверенному владению камерой, а также оригинальным штрихам в обрисовке персонажей. Хотя де Тот поставил всего два нуара - этот и
«Ловушку», похожую атмосферу можно проследить и в его вестернах: «Бригадир», "Незнакомец с пистолетом" и
«День беззакония» (The Day of the Outlaw). Сюжет строится вокруг скользкой ситуации, в которую попадает Стив Лейси (Джин Нелсон), выпущенный на поруки бывший преступник, искренне пытающийся наладить нормальную жизнь с помощью преданной жены (Филлис Керк). Но от криминального прошлого не так просто отмахнуться: сначала в его квартире объявлется смертельно раненный во время неудачного ограбления бывший подельщик, а затем и два других участника этого налета (Тед Де Корсиа и Чарльз Бронсон, в ту пору еще Бучински). Лейси оказывается между двух огней - своими бывшими дружками, требующими его участия в готовящемся ограблении банка, и обладающим бульдожьей хваткой полицейским детективом Симсом (Стерлинг Хейден), не верящим в возможность морального перерождения человека, однажды преступившего закон. Хотя де Тот использует преимущественно известные исходные ингредиенты, его подход отличается формальной изобретательностью. Он явно предпочитает движения камеры монтажным приемам, прибегая к целому ряду виртуозных панорамных планов и сложных глубокофокусных композиций. Использование настоящих лос-анджелесских улиц и зданий придает элемент осязаемости опасному ночному миру, рисуемому де Тотом. Некоторые упрекают режиссера в том, что относительно оптимистическая концовка диссонирует с общим жестким тоном картины, но нельзя не заметить оттенок горькой иронии, присутствующий в финальной сцене.