как играют на арфе в Ирландии - 2

Nov 23, 2015 12:32


Продолжаю публиковать перевод статьи
Хелен Лоулор Перспективы искусства игры на арфе в Ирландии, 2012. - часть 2
первая часть доступна по ссылке http://sj-hayworth.livejournal.com/299045.html

Статья переводится и публикуется с прямого разрешения Хелен и издательства SONUS (SONUS gives permission to publish it). Замечания и комментарии приветствуются, при цитировании и перепечатки статьи ссылки на Хелен (Lawlor, Helen (2012) Perspectives on Irish Harping, 2012. Sonus, 33 (1). pp. 33-50), меня и на этот журнал обязательны.

Пол*



Вопросы пола музыкантов  достаточно долго находились в фокусе обсуждения. Несмотря на то, что в 20-м веке сложилась практически нерушимая связь между понятиями “женщина” и  “арфа”,  в предыдущие века ситуация была прямо противоположной. При этом известнейшие ирландские арфисты и композиторы Турла О’Каролан (1670-1738) и Денис Хэмпсон (1695-1807) учились у женщин. Бантинг писал, что в возрасте двадцати лет он (Хэмпсон) начал учиться играть на арфе под руководством  Бриджит О’Кэхан, “поскольку”, цитируя Бантинга, “ в те старинные времена женщины из хороших семей, так же как и мужчины обучались игре на арфе, и арфы имелись в изобилии в каждой ирландской семье”[6].  Несмотря на это,в современном арфовом  репертуаре сохранилось крайне мало композиций, написанных женщинами. Из этого можно сделать вывод о том что либо произведения женщин-композиторов не передавались в устной традиции и поэтому не сохранились, или, более вероятно, что несмотря на то, что женщины обучались игре на арфе, в семнадцатом-восемнадцатом веках  у них не было тех же карьерных и исполнительских возможностей, что и у  мужчин-арфистов.



на изображении - арфа Роуз Муни

Существуют упоминания участия женщин-арфистов в Гранардских Балах в 1781, 1782 и  1783 года, а также в состязаниях арфового фестиваля в Белфасте в 1972, где Роуз Муни заняла третье место[7].


На протяжении 19-го века претерпели изменения и стиль и контекст музыки. Рост популярности европейской педальной арфы и салонной музыки в сочетании с исчезновением социального строя, способствовавшего ориентированной на мужчин карьере  странствующего музыканта, привело к широкомасштабным изменениям в традиции игры на арфе.  Появление  переносной арфы Игана**, оснащенной полутоновыми  рычагами позволило вносить элементы хроматизации  в ирландскую музыку для арфы. Кроме того, изысканный дизайн и маленькие размеры этих арф превратили их в идеальный инструмент дамкой салонной музыки 19-го века. Леди Морган, маркиза Аберкорна и Леди Абердин также приобрели игановские арфы, что весьма поспособствовало их дальнейшему распространению.


Метод передачи музыки так же меняется с устного на письменный и в 1829 году Иган переиздает свою книгу 1822-го года  “Основы игры на арфе” (Harp Primer)[8].  “Феминизация”  арфы продолжилась в 20-м веке,  когда преподавать арфу стали монахини в католических младших и средних школах для девочек, таких как Аббатство Лорето в Рафарнхэме и доминиканский колледж “Гора Сион”.


История арфы в  двадцатом веке практически полностью состоит из женщин. Отметим, что самая ранняя в двадцатом веке работа (об аранжировке)  на тему ирландской арфы также была написана женщиной, Аттрактой Коффи, настоятельницей аббатства Лоретто в Рафарнхэме, Мать-настоятельница была широко известна как преподаватель и аранжировщик музыки для арфы, так же как и наследовавшая ей матушка Альфонса О’Коннор[9]. Рослин, Морин и Ниасса Ни Шей, семейство из Дублина, были широко известны как преподаватели и исполнители в период, предшествовавший Ирландскому Возрождению (до 1950-х годов).  Во время Возрождения Мэри О’Хара, Кейтлин Уоткинс и Дейдре Ни Лин  вывели ирландскую арфу на международную сцену, обеспечив ей небывалую ранее популярность.



арфистка Мэри О'Хара

В 1960 году  Гроньей Йейтс, Шилой Ларкет Катберт и Мерседес Гарви  (и другими)  было основано сообщество Cairde na Cruite, целью которого стало распространение искусства игры на ирландской арфе. Несмотря на то, что организация не была создана исключительно арфистками, ее основным организационным и деятельностным центром стали именно женщины-арфисты. Даже с появлением в 1980-х годах музицирования в народном стиле, женщины по-прежнему составляли большинство самых популярных арфистов, несмотря на то, что Дерек Белл и Майкл Руни сделали многое для выравнивания дисбаланса.  И хотя, на сегодняшний день в народной музыке мужчин стало больше, игра на арфе в Ирландии по-прежнему женское занятие. Результаты Опроса показали соотношение 94% женщин  к 6% мужчин, что весьма наглядно демонстрирует, что музыкальная традиция  осуществляется и передается, в подавляющем большинстве, женщинами.

продолжение следует

Примечания
6. Edward Bunting, The Ancient Music of Ireland (Dublin: Hodges and Smith, 1840), p. 74.
7. Гранардские Балы 1781-83 организовывались с целью возродить угасающую традицию игры на арфе. Они привлекли большое количество зрителей, но число участников-арфистов было небольшим. Подробнее см.: Bunting, The Ancient Music of Ireland, 1840.
8. William Henry Grattan Flood, A History of Irish Music (Dublin: Browne and Nolan Limited 1906)., p. 322.
9. Mother Attracta Coffey, Irish Airs (London, Vincent Music Co., 1902).

Примечания переводчика
* В оригинальной статье используется термин "гендер", обозначающий, в большей степени,  социальную функцию пола. Тем не менее, поскольку в русском языке "гендер" по-прежнему является узкоспециальным термином, было решено остановиться на варианте "пол"
** Подробнее про арфу Игана на русском языке можно посмотреть вот тут  http://sj-hayworth.livejournal.com/245139.html

арфа - теория и практика

Previous post Next post
Up