В мусульманском мире символ двуглавого орла встречается ничуть ни реже, чем в византийском. Наиболее ранние его изображения встречаются на
испанских тканях арабского производства, которые датируются XI веком. Но широкое его распространение связано с появлением на Ближнем Востоке и в Малой Азии тюрков. Двуглавого орла мы встречаем на дирхамах Имада ад-дина Зенги II, атабека тюрко-огузского происхождения, правившего в Северном Ираке (1170-1196).
Дархам Иамад ад-дина Зенги.
Другой пример нумизматического использования этого символа - монеты Али Малика ас-Салиха Нисира ас-Дина Махмуда, правившего в сирийском городе Кифасе (в настоящий момент территория Турции) около 1200-1222 годов.
В Малой Азии двуглавый орел встречается особенно часто на монументальных архитектурных сооружениях сельджукского периода.
Двуглавый орел в цитадели крепости Диярбекир 1208/1209 гг. Оригинал фото
здесь. Двуглавый орел на портале мечети Divriği Ulu Camii в Анатолии (1228/1229). Мечеть построена Ахмад Шахом, вассалом сельджукского султана Ала ад-дина Кайкубада I.
Барельеф с изображением двуглавого орла из главной башни Икония, построенной в 1220 году при султане Кайкубаде I. Рельеф хранится в музее Минарели Медресе. Оригинал фото
здесь. Двуглавый орел и «древо жизни». Мечеть в Эрзеруме (около 1250).
Все эти изображения наглядно показывают, что двуглавый орел у сельджуков является не геральдическим знаком, а имеет символическое значение. Существует мнение, что в тюркской мифологии двуглавый орел рассматривался в качестве стража врат пятого из семи небес. A.U. Peker в статье The Origins of the Seljukid Double-Headed Eagle as a Cosmological Symbol, “10th International Congress of Turkish Art”, Geneva 1999, pp. 559-566 утверждает, что двуглавый орел у сельджуков представлял собой не эмблему конкретного правителя или династии, а символ земной власти, дарованной Богом. Согласно еще одной версии в мусульманском искусстве двуглавый орел - символ удачи и благорасположения.
Обращает не себя внимание, что использование символа двуглавого орла в сельджукском Руме хронологически предшествует его
широкому распространению в Византии во время первых Палеологов. Кроме монет и монументального искусства двуглавые орлы часто изображались на керамических изделиях. Прекрасный пример дает сосуд с изображением двуглавых орлов из парижского Лувра. Он происходит Аюбидской Сирии (конец XII- начало XIII веков), и его также связывают с сельджукским влиянием.
Первое появление двуглавого орла в Таврике, возможно, также связано с сельджукским влиянием. В Херсонесе была обнаружена чаша, украшенная изображением двуглавого орла и датированная XIII веком. По мнению А.Л. Якобсона изображение это - «нарочито сложное и изысканное, придающее чаше парадный об лик, что может найти себе объяснение в самой теме двуглавого орла, носящего здесь явно геральдический характер. Возможно, что на херсонской чаше представлен княжеский герб. Надо сказать, что герб в виде двуглавого орла был широко распространен среди родовой знати Месопотамии и у сельджуков Малой Азии, памятники которой дают наиболее близкие аналоги изображению на херсонской чаше».
Двуглавый орел на полихромном сосуде из Херсонеса по А.Л. Якобсону (Средневековый Херсонес. Москва-Ленинград, 1950).
Сходство орла из Херсонеса с сельджукским искусством наглядно демонстрирует изображение двуглавых орлов на сельджукских изразцах XIII века из Малой Азии.