В поисках мела

Oct 03, 2017 23:43


Незаметно, как кадры, мелькают дни. Вот уж и сентябрь вышел на финишную прямую. И почему-то в этот день мне не сидится дома. Я бы мог уютно устроиться на диване и смотреть сериал, но вместо этого еду с рюкзаком на вокзал, словно в попытке задержать лето, до краёв насытить впечатлениями уходящее тёплое время года. Изначально я не планировал участвовать в этом походе, но решился на него в последний день. Ведь меловые горы Харьковской области - то место, которое я давно хотел посетить.
Пригородный поезд Харьков - Купянск подали к 1-й платформе. Вход на неё производится через турникетные системы в павильонах пригородных касс, но это недоразумение легко обойти через 2-ю платформу; надо только обладать запасом времени. Многие, собственно, так и делают.


Несколько минут я постоял возле поезда в надежде увидеть ребят, с которыми еду в поход. Но, наверное, они пришли раньше и уже сидели внутри. Когда я вошёл в вагон, проводница отвлеклась и не спросила мой билет. Людей было настолько много, что я сразу понял: сесть не получится. И это несмотря на то, что по пятницам к поезду цепляют дополнительные вагоны. Народ сидел по 4 человека на нижних полках, лежал на верхних, даже боковые столики были сложены. Всё это усугублялось большим количеством габаритных сумок.

Когда поезд отправился, я нашёл своих товарищей во 2-м вагоне. Большие походные рюкзаки выдали эту компанию "с потрохами". Но и там не было местечка, чтоб уронить седалище. Стоять посреди прохода - вариант не лучший. Обнаружив открытое окно возле нерабочего тамбура, я стал там. Прохладный свежий воздух сполна скомпенсировал запахи курева и туалета. Проводница ходила мимо меня, но не обращала внимания. Похоже, проверки билетов не было вовсе, а может я удачно избежал её, пока искал ребят по вагонам. Таким образом я нанёс железной дороге материальный ущерб в размере 12 гривен 80 копеек.

Поезд шёл быстро, в режиме скорого, останавливаясь только на некоторых станциях.

Так простоял я 2 часа, до самого Шевченково. На этой станции много людей вышло, и я пошёл в вагон на освободившееся место.

Станцию Купянск-узловой мы проехали. Руководитель похода дал отмашку на выход, когда поезд остановился на платформе Оливино. И 17 рюкзакастых людей шагнули во тьму ночную.


Поиском места для ночёвки особо не утруждались, поставили палатки и развели костёр в 100 метрах от платформы, в близлежащем лесочке.




Но оказалось, что мы разбили лагерь прям посреди станции Купянск-сортировочный. Со всех сторон нас окружали железнодорожные пути. Грохот грузовых поездов, визг сортировочной горки не прекращался ни на минуту. Но апофеозом сего действа стали бесконечные переговоры по громкой связи. Слева, с западного парка отправления доносился мужской голос, а справа - женский. И всю ночь они будто переговаривались друг с другом. Короче, несмотря на горячий чай и глинтвейн, приготовленный на костре, наш сон вряд ли можно назвать крепким.

Под утро лёгкий морозец вынудил всех покинуть спальные мешки и вновь развести костёр. Последний день сентября явно не баловал нас тёплой погодой. Как-то не верилось даже, что 2 недели назад я загорал и купался в речке, а в этот раз пришлось напялить шапку.


Наш лагерь хорошо просматривался со всех сторон, машинисты неоднократно видели наш костёр и палатки, но никому не было никакого дела до таких вещей. Прямо возле нас возвышалась смотровая будка, которая, по предположению одного из участников похода, предназначена для борьбы с зацеперами и трейнхопперами.


Вовремя собравшись, мы пошли на платформу. Идти недалеко, благо, но как раз прибыл пригородный Купянск - Волчанск, и нам пришлось его обходить.


Поезд стоял почему-то очень долго. Двигатель тепловоза замолчал. По расписанию уже должна прибыть наша электричка, только путь оставался занятым. После этого снимка из кабины локомотива высунулся помощник машиниста и закричал, чтоб я не смел фотографировать и удалил все фото. Когда я отказался это делать, он даже начал угрожать. Какой-то нервный попался.


Вскоре стала понятна причина: в тепловозе лопнула топливная труба, двигатель не заводится. Машинист с помощником принялись что-то "колдовать". Это могло продолжаться сколь угодно долго, пока из депо не придёт резервный локомотив. Но внезапно с помощью синей изоленты и какой-то матери у бригады получилось запустить дизель. И поезд стыдливо укатил прочь.


Пока суть да дело, я решил подняться на "антизацеперскую" будку и осмотреть с неё окрестности. Судя по ржавчине, эта "избушка на курьих ножках" давно не используется по назначению. Зато с неё отличный вид на место, где ещё час назад пылал наш костёр.


Где-то там, вдали, перед красным светофором ждала своего часа наша электричка сообщением Купянск - Тополи.


Когда я спустился с вышки, она как раз примчалась.


Погрузились в неё и поехали. Не откалиброванный фазорасщепитель помогал взбодриться, заставляя вибрировать даже черепную коробку. Но ехать нам недалеко, всего лишь 50 минут.


Я сидел возле пожилой женщины. Она спросила:
- А куда это вы, ребята, едете-то с рюкзаками?
- Да у нас поход выходного дня, - говорю. - Вдоль Оскола экспедиция. По меловым горам.
- А что вы там искать-то будете?
- Ну, мел будем искать. А почему Вы решили, что мы что-то ищем?
- Так Вы же сказали, "поисковая экспедиция".
Не удивительно, что из-за оглушительного шума женщина меня не расслышала, но получилось забавно.

Мы проехали Двуречную, и отроги меловых гор стали видны из электрички. 8 лет назад я уже ходил тут пешком, и эти места мне, можно сказать, знакомы. Гораздо позже, 2 года назад, я почти приблизился к меловым холмам вдоль реки Оскол, когда опоздал на электричку возвращаясь из Краснодарского края. Теперь же получится не просто посмотреть на меловые откосы, но и подняться на них.

Одну остановку не доезжая до конечной, на платформе Лиманская, мы покинули электричку. Пусть едет себе дальше.






У нас другой маршрут.




Мы вышли к мосту и пересекли Оскол.




Сразу показались первые меловые откосы.




И дураку теперь понятно, где искать мел. "Поисковая экспедиция" оказалась успешной.


Всей толпой мы вскарабкались наверх. Кто-то даже набрал себе мела в качестве сувенира и попробовал его на вкус.


С высоченного холма простирается живописный вид на долину реки Оскол.






Спустившись вниз, мы отправились на поиски родника.


Но не нашли его. Местные сказали, что река разлилась, и родники оказались затоплены.


Что ж, отправились вдоль реки дальше.


Внезапно путь нам преградила канава с водой. Пришлось демонстрировать чудеса эквилибристики, перебираясь на другой берег по ветхому мостику.




Продолжили свой маршрут вдоль длинной гряды меловых холмов.






По пути лакомились плодами дикорастущих слив.


Холмы перемежались с многочисленными оврагами, откосами, следами эрозии. Эти норы, очевидно, появились из-за вымывания водой.




Но когда наша группа остановилась на обеденный привал, я был вынужден со всеми распрощаться и продолжить путь в одиночку. Так получилось потому, что поход был рассчитан на 2 дня, а мне же необходимо было вернуться домой к ночи - на следующий день у меня были другие планы. Пока соратники обедали, я поднялся на холм, чтоб окинуть взглядом окрестности.








Идти ещё далеко; не пройдено даже одной трети пути. Вдали, на горизонте возвышались два элеватора. Значит, мне туда. Именно там находится станция Двуречная.


До моей электрички ещё 4 часа, но и пройти надо не меньше 20 км. Поэтому, особо не рассиживаясь, ускоренным шагом я направился дальше. Колея из примятой травы, чуть петляя из стороны в сторону, вела меня всё дальше. Расстояние совершенно не ощущалось. Я не знал, сколько я уже прошел.


Впереди - лишь холмы и частокол из опор линии электропередач. Идти одному пусть не так весело, как с компанией, но зато появляется редкая возможность слушать тишину и сполна наслаждаться удивительной природой.


По пути попадались необычные растения и даже некоторая живность.






Я находился на территории национального природного парка "Двуречанский". Заповедник, по сути.


Подобные геологические комплексы сохранились лишь на ограниченной территории. В Украине только на северо-востоке, в России - на территории Белгородской и Воронежской областей, а в остальных странах Европы почти не представлены вовсе.




А меловые холмы порой обретали причудливые формы, напоминали карьеры.




Словно змея, у подножия гряды извивался Оскол.


Пройдя немалое количество километров, я не встретил ни одного человека. Абсолютная тишина лишь изредка нарушалась порывами ветра. Но внезапно безмолвие рассёк приглушённый электрический гул. Он доносился издалека. И через пару минут показался его источник: следующий резервом электровоз. Рёв его мотор-вентиляторов раздавался за много километров...


Через некоторое время я обнаружил на своём пути живописную меловую скалу с вырубленной в ней пещерой.




А под скалой стройным рядом расположились неприметные домики. Из труб вился дымок, где-то даже лаяла собака. Живут же люди в такой глуши!


Осень уж вступила в свои права, разукрасив листву в контрастные цвета.


Чтоб не идти через село, решил пройтись по отрогам меловых холмов. Приходилось то карабкаться вверх, то скользить вниз. Неплохой терренкур.


И случайно наткнулся на пасеку.


Дальнейшая находка заставила меня застыть от удивления. Видать, до такой глуши борцы с памятниками ещё не добрались.


Он словно шепчет, "пссс, парень, не хочешь немного коммунизма?"


За селом холмы постепенно становились всё ниже.


А затем и вовсе исчезли из виду. Мой путь дальше лежал через поле. Увы, я не внимательно посмотрел на скриншот спутниковой карты и не свернул в нужном месте. В итоге, сделал крюк, прошел пару лишних километров. Но всё-таки добрался до райцентра, посёлка Двуречная.


В Двуречной всё очень скромненько: советский дом культуры, неброский бюст Тараса Шевченко рядом с ним...


Неухоженная автостанция...


Заброшенный мост через Оскол...


И, наконец, станция Двуречная.


Ноги буквально гудели от усталости. Взяв в привокзальном магазинчике чая, я плюхнулся на скамейку. До чего ж приятно расслабиться после продолжительного похода. Дома измерив пройденную дистанцию, я обнаружил, что преодолел за день не меньше 30 км.


Особенно порадовала дежурная по станции. Может быть, станционный громкоговоритель вышел из строя, но проворная молодая женщина все поезда объявляла без него. Просто выходила на платформу и кричала: "Осторожно, следует грузовой!". Станция небольшая, и её отлично было слышно.

А грузовых, действительно, проезжало много. За то время, пока ждал электричку, насчитал их 5 штук.

Электричка прибыла чётко по расписанию и за полчаса доставила меня в Купянск-узловой.




Погуляв немного возле вокзала, я дождался другую электричку,


которая домчала меня до Граково.


На захолустной станции стыкования затишье. Лишь несколько пассажиров, как я и, пересаживающихся в сторону Харькова.


Наконец-то прояснилось небо. Ах, если б это произошло днём, фото меловых гор получились бы гораздо ярче. Облака проносились столь стремительно, что смазывались на фото.


Вскоре прибыла харьковская электричка. Машинисты спешно сменили кабину и повели состав в обратный рейс. Почти пустая электричка летела так, что прибыла на Лосево на 10 минут раньше графика.


Все пассажиры на Лосево выходят, но я-то знаю, что электричка едет дальше. Спросив у машинистов разрешения, я доехал почти до самого дома, до станции Харьков-Балашовский.


Таким образом, в полпервого ночи я уже был дома, пил горячий чай и переваривал впечатления от простого, но всё же увлекательного похода.
До новых встреч!
3.10.2017

Купянск, Граково, Тополи, Двуречная

Previous post Next post
Up