Вдохновившись поездкой к
Белокузьминовской скале, мы решили не сбавлять темп. И на следующие же выходные продолжить меловую «эпопею»: пойти в поход на волчанские меловые горы вместе с туристическим сообществом «ВоВсеЧетыре».
У «вовсехчетырян» есть традиция: каждый год в сентябре ездить в Волчанск. В этом городе, кстати, я побывал
за полгода до этого, ну а на меловых горах возле него не был ни разу. Что ж, тогда вперёд. В автобусе Харьков - Пятницкое в этот день ажиотаж. Компанию в этой небольшой поездке мне с удовольствием составляет Злата.
Автобус международный, кстати. Пятницкое - это село возле пгт. Волоконовка в Белгородской области. Вовсе не факт, что едущим в Россию пассажирам и водителю очень нравилась наша шумная толпа: шутки, хохот, игра в шарады. Но часа через 2 с половиной мы гурьбой выскочили около села Волоховка, что в 12 километрах за Волчанском. Совсем рядом уже граница.
Неподалёку уже виднелись белоснежные нагромождения. Прямой наводкой мы направились туда.
Это оказалась вовсе не меловая скала. Больше походило на брошенный меловой карьер. Карабкаясь по сыпучим крошкам мела, многие ринулись вверх.
Хотя вполне можно было обойти пологим путём. По сравнению с Белокузьминовкой этот утёс казался не очень серьёзным.
Разве что густо произрастающие елки создавали этому месту приятный шарм и наполняли воздух насыщенным запахом.
В многолюдных групповых походах почти как в армии: командир дал приказ двигаться дальше, и все, схватив рюкзаки, зашагали вперёд.
Бочком спускаясь в овраг, попутно фотографируясь, мы чуточку отстали, а процессия тем временем растянулась на несколько сот метров.
Куда мы шли - не было известно. Об этом вряд ли кто-то думал. До чего ж приятно было просто идти, смотреть по сторонам, наслаждаться природой, не заботясь о маршруте передвижения; не быть в этот раз организатором. Все полностью полагались на предводителя.
Пришлось ползком пробираться через лесок,
потом пересекать очередной овраг.
Под ногами белел мел.
В этом мелу то и дело попадались чьи-то норы.
Мы шли по гребням меловых холмов и получали эстетическое наслаждение от этих просторов, балдели от удивительно жаркой сентябрьской погоды.
На самом краю мелового утёса решено было устроить привал.
Весьма очаровательное местечко.
Ни капельки не заботясь о чистоте обуви, мы шагали дальше.
Случайно наткнувшись на дикую яблоню, я надолго застрял у неё. До краёв наполнил рюкзак сочными, терпкими яблоками. Такие в магазине не купишь! Потом пришлось очень торопиться, чтоб догнать ребят.
Склоны меловых холмов поросли душистой пижмой, в которой было приятно поваляться.
Незаметно меловые холмы уступили место низине, и мы вошли в село Волчанские хутора. Налетели толпой на колодец-журавль, принялись утолять жажду. Даже вода в этих краях оказалась вкусная!
Потом мы свернули куда-то не туда и поняли, что шагаем по чьим-то огородам. Хозяйка одной из делянок начала негодовать, какого лысого мы тут шаримся, мол. Пытаясь выйти, забрели в какое-то болото.
Пришлось возвращаться. Зато наткнулись по пути на кучу спелых тыкв, каждая килограммов 20.
Наконец, вышли к одиноко стоящей меловой горе. Пока кто-то из ребят с завидным упорством пытался на неё залезть, все остальные полдничали.
Ещё одно меловое отложение мы обнаружили на подходе к Волчанску.
У его подножия расположен источник.
Шагая по пыльной улице, мы наткнулись на волчанскую фабрику медицинского текстиля.
Но бинты и марлевые повязки тут уже никогда не изготовят.
То, что осталось за кадром во время предыдущего визита в Волчанск: памятник землякам, погибшим в Великой Отечественной войне;
дворец детского и юношеского творчества;
городской лицей №2;
ну и просто неопознанный заброшенный дом.
На автостанции нам пришлось разделиться - наша толпа никак бы не поместилась в небольшие автобусы, которые курсируют на маршруте Волчанск -Харьков.
Мы со Златой даже не пытались втиснуться в первый бусик. Решили скушать по мороженому и немного погулять по окрестностям ж/д станции. В прошлом железная дорога Белгород - Купянск имела транзитное значение, и с тех далёких пор ещё сохранилась водонапорная башня, пакгауз...
Всё это было заброшено, чего не скажешь о волчанском маслоэкстракционном заводе. Этот как раз работал на полную мощность, насыщал воздух прелым запахом.
На подъездных путях завода трудился ТГМ-4.
Мы вышли за горловину станции, на перегон Волчанск - Нежеголь. До Белгорода осталось ровно 46 километров.
Но туда мы в съездим в другой раз. Пока что просто констатируем, что трансграничный перегон в хорошем состоянии, накат хороший. Маловероятно, что это следствие маневровых работ, а значит, грузовые поезда таки ездят отсюда в Россию.
Трижды просигналив, маневровый поехал назад, да и нам уже пора возвращаться.
Переполненный автобус увёз нас навстречу ярко-оранжевому зареву заката, что и стало завершением нашей поездки. Я открыл для себя ещё один удивительный уголок Харьковской области.
До новых встреч!
См. также:
"В поисках мела". Меловые горы Двуречанского района