Революционный ХХ век. Капитализм в Российской империи

May 29, 2021 09:30



Вон Петр Иваныч снеток белозерский хочет возить… а сооружения-то, батюшка, затевает какие! Через Чегодощу мост в две версты - раз; через Тихвинку мост в три версты (тут грузы захватит) - два! Через Волхов мост - три! По горам, по долам, по болотам, по лесам! В болотах морошку захватит, в лесу - рябчика! Зато в Питере настоящий снеток будет! Не псковский какой-нибудь, я настоящий белозерский!
М.Салтыков-Щедрин. Дневник провинциала

Индустриализм vs капитализм
Марксизм считает производительные силы главной движущей силой развития. Когда устаревшие производственные отношения начинают тормозить развитие этих сил - якобы происходит революционная смена отношений.
А по моему, все наоборот.
Промышленность, особенно оборонная, может быть просто создана властью, и даже индустриализация может быть проведена той же властью, но само по себе это может и не привести к возникновению капиталистических отношений, см. Индустриализация в РИ
Зато появление рыночного спроса иногда очень способствует специализации и прогрессу в разных отраслях, см. Капитализм - это рынок

Справедливости ради: до 19-го века по объективным (историко-географическим) условиям в России не могло быть серьезного внутреннего рынка, а значит и перехода к капитализму.
Но со времен Николая-1 отставание России - прямая заслуга царских правительств.

Торговые пути
Вдоль торговых путей издавна возникали города, ремесла. Выделялось торговое сословие, происходила региональная специализация.
Великий шелковый путь, дорога специй, поиски путей в Индию вокруг Африки, трансатлантические маршруты.
Путь из варяг в греки по Днепру → развитие Киевской Руси, по Волге → Московской. Когда Русь оказалась в стороне от торговых путей, рыночные отношения тормозились объективно. Оставалась лишь торговля через Архангельск, куда заходили европейские суда.
Уже до Петра-1 понимали, что стране нужны торговые пути. Поэтому и воевали за выход к Балтике. Вторая Камчатская экспедиция, инструкции для которой начал разрабатывать Петр, должна была найти северный путь в Америку. Идея соединения Балтийского и Каспийского морей через Волгу, осуществленная только в 20 веке - тоже принадлежит Петру.
Петр был первым русским правителем, мыслящим по-капиталистически! И долгое время оставался единственным.
Правда, именно Петр ввел крепостное право - но откуда в его время было взяться рынку рабочей силы? Поначалу он предполагал, что хозяева мануфактур будут нанимать работников, как в Европах, но резерв свободного населения быстро исчерпался, и Петр разрешил мануфактурам покупать крепостных. Кстати, и во вполне капиталистической Америке, где среди белых не было желающих наниматься на плантации, быстренько организовали работорговлю.

Только в правление Николая-1 железные дороги связали две столицы, а при Александре-3 - европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. И железнодорожная связь между отдаленными районами страны создала условия для появления единого российского рынка.
Но его расширение тормозила нищета населения, и развивались в основном экспортные отрасли: бакинская нефть, уголь Донбасса, зерно + железные дороги и металлургия (производство рельсов, паровозов).

Внутренний рынок
Мелкие крестьянские хозяйства, пребывающие в хронической бедности, не могли создать спрос на промышленную продукцию. В аграрной России не возникло даже массового дешевого производства сельхозтехники, и для немногочисленных ее потребителей, крупных землевладельцев, импортировали западную.
Если на западе власти уже понимали, что должны защищать не только собственные, но и национальные интересы - то русские цари все еще оставались непугаными.
На западе уже мыслили категориями национального богатства. Поначалу речь шла только об общем богатстве страны, одним из источников которого считалось многочисленное население.
Но уже скоро экономисты и практики допетрили, что размер внутреннего рынка зависит не только от количества покупателей, но и их платежеспособности. В конце концов, Маркс свой «Капитал» начал писать раньше, чем в России отменили крепостное право; уже в конце 19-го века Бисмарк начал первые социальные реформы, а в 1914 году Форд повысил зарплату своим рабочим вдвое, объяснив это тем, что его рабочим должны быть доступны автомобили, которые они производят.
В России же нищета мешала развитию своего потребительского рынка и промышленности, с одной стороны, а слабость и малочисленность промышленности мешала росту благосостояния, с другой - получался замкнутый круг.

Зависимость от внешних рынков
Если при Александре-3 появлению внутреннего рынка мешала нищета населения, то после введения золотого рубля Витте нельзя серьезно говорить и о протекционизме. Правление Николая началось с кризиса, и вплоть до мировой войны темпы развития так и оставались низкими.
См. О влиянии крепкой национальной валюты, три примера

Итог: развитие, конечно, было, но ориентированное на внешние рынки. Внутри страна так и оставалась отсталой, аграрной, а сельское хозяйство велось примитивными методами.
Для сравнения: в Североамериканских Штатах рабство было отменено в те же годы, что и крепостное право в РИ (гражданская война 1861-1865). После войны введены протекционистские тарифы - и уже к началу 20 века Штаты стали крупнейшей индустриальной державой, обогнав по объему промышленного производства Британию. Вот что протекционизм живительный делает!

капитализм, экономическая история

Previous post Next post
Up