Карта смысла: комментарий

May 05, 2023 15:11


Ув. evan_gcrm в одном недлинном обсуждении сформулировал важную идею имеющую значимое отношение к Карте Смысла, которая обсуждалась в предыдущем посте:

Read more... )

карты смысла

Leave a comment

Comments 50

evgeniirudnyi May 5 2023, 15:06:48 UTC

Это как раз хороший пример антропоморфизма в биологии - желание сказать, что смысл есть не только у человека, но что у других животных есть свои смыслы.

Reply

staerum May 5 2023, 17:03:57 UTC

Это очень сильно зависит от того, как определить смысл.

Если смотреть на смысл как на отношение к цели (целесообразность), то, конечно есть. Животные целесообразны и их действия осмыслены. Не обдуманы, но осмыслены.

Если думать о смысле как о выражаемом и передаваемом - тоже можно найти передаваемые сигналы, меняющие поведение окружающих. Коллективная целесообразность тоже встречается.

Если думать о смысле как о передаваемом мышлении, то нет - такого смысла у животных нет. Но это довольно узкое понимание.

Reply

evgeniirudnyi May 5 2023, 17:11:20 UTC

Я согласен, что все зависит от того, что такое "смысл".

Обычно это связывается с позицией от первого лица, то есть, я понимаю что-то, я вижу в этом смысл, я задумываюсь на смыслом происходящего. Крайне сомнительно, чтобы "смысл" в таком значении можно было найти у животных. Может быть он и есть, кто знает. Проблема в том, что для нас невозможно представить себе животное с точки зрения от первого лица.

Мы может рассуждать про смысл поведения животных с точки зрения от третьего лица, то есть, со стороны. Но вряд ли это соответствует исходному значению "смысл". Это будет приписывание смысле с человеческой точки зрения.

Reply

staerum May 5 2023, 17:18:35 UTC

> с позицией от первого лица, то есть, я понимаю что-то, я вижу в этом смысл,
Тут вы всё ещё ограничиваетесь одним, привычным, определением. Если определить смысл не как "рефлексию смысла" - мышление о смысле, а как на выделение значимого, связанное с ориентированием и действием, то это очевидно происходит на глубоко доречевом уровне и абсолютно не всегда выводится на уровень "проговаривания". Смысл печати букв течёт через желание высказать мысль, но само по себе действие при осмысленности не осмысливается поштучно "я нажимаю символ кавычка".

>  Проблема в том, что для нас невозможно представить себе животное с точки зрения от первого лица.
Очевидно, что человек придумавший идею Umwelt не сталкивался с таким ограничением.

Если заострить проблему невозможно представить себе и другого человека с точки зрения от первого лица. Между тем мы обычно справляемся или хотя бы эффективно имитируем. И ничего, гипотеза, что "другие кожаные мешки не так уж сильно отличаются" в значительном количестве ситуаций срабатывает более или менее эффективно. ( ... )

Reply


egornebo May 5 2023, 15:31:17 UTC

мама.

Reply

staerum May 5 2023, 17:04:56 UTC

Это хорошо, что вы читаете. Я надеюсь за несколько итераций мысль станет удобоваримой даже для неподготовленного читателя.

Reply

egornebo May 6 2023, 05:29:13 UTC

так я не то чтобы читаю. Я начинаю читать, потом утрачиваю мысль и пробегаю остальное в ужасе!

Reply

staerum May 6 2023, 08:28:24 UTC

Да, я уловил нерв происходящего )

Reply


ivanov_petrov May 5 2023, 19:23:25 UTC
Укскюль, казалось мне, сказал нечто иное. Умвельт = мой мир - о значимых стимулах. Животное выделяет съедобное, опасное, убежища. А не важное не выделяет. Это можно метафорически назвать смыслами, но там идет подмена - создав метафору смыслов у животного, потом сам высказывающийся начинает играть так, будто это и в самом деле смыслы. И потом идут уже валы самих на себя опертых метафор - про жизнь как когнитивную систему... Ну зачем врать-то? Ведь хорошая мысль у Укскюля, зачем же гадить? Не очень это понимаю.

Reply

staerum May 5 2023, 19:32:56 UTC

А мне это кажется очень продуктивным. Мы же выстраиваем ровно такую же структуру в сознании, но расширенную поклонением божествам разного рода речевыми абстракциями.

И мы её выражаем действием, деваться некуда иерархия приоритетов выделения и интерпретации сигналов у нас тоже есть и действие мы тоже выбираем. Где же тут обман?

Вопрос важный, на этом рассуждении Питерсон построил свою Карту Смыслов, а я ему поверил потому что внутри себя это тоже вижу.

В ветке выше (и еще в нескольких обсуждениях) я встречал претензию, что это-де не смысл. Хорошо, может это не смысл. (Надо понять что такое смысл тогда, если не это, но это отдельный вопрос) Давайте называть иначе. Предлагайте как. Значимость? Приоритетность?

Reply

ivanov_petrov May 5 2023, 20:16:47 UTC
1) Смысл - это содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом; цель, разумное обоснование чего-нибудь.

Тогда говоря, что смысл, сразу подразумеваете, что - для разума.
2) Смысл - сущность феномена в широком контексте реальности, неисчерпанная совокупность (в отличие от значения, которое исчерпаемо) всех психических (сознательных) когнитивных процессов, связанных со словом. (из вики) - опять добавляются когнитивные процессы.

Это и кажется мне обманом - слово добавляет когнитивность, которой нет в исходных данных. Укскюль говорил о значимых для данного живого существа стимулах, ресурсах и т.п. Слово придумывать не надо.

Reply

staerum May 5 2023, 20:26:19 UTC

Ок, выглядит как содержательное возражение. Но как вы определяете когнитивность?

Пишут "способность к умственному восприятию и переработке внешней информации". Есть ли у животных ум? Сложно. Задачи они решают, целенаправленность есть. Это не ум? Не знаю. Ворона - умная птица. Это метафора. Я даже готов сказать - ну нет ума, когнитивности нет, пусть.

Здесь главная мысль всё равно этим возражением против слова "смысл" не обнуляется.

У животных есть "иерархия приоритетов выделения и интерпретации сигналов". Карта важности. И у нас есть, она прорастает из той, животной и обогащается речевым, символическим, метафорическим и рациональным. Но она не исчезает. Мы всё равно выражаем эту карту действием, только у нас ещё есть смутная возможность её не просто выражать, а отрефлексировать. Понять речевой смысл выражаемого действием смысла приоритета.

Reply


staerum May 6 2023, 08:27:55 UTC

Ох, как я вам за эту ссылочку благодарен!

Reply

evgeniirudnyi May 6 2023, 09:12:10 UTC
Я бы охарактеризовал стиль Князевой как наукообразное философствование. Например, она плетет свое повествование, как будто биосемиотика действительно существует, как будто несопоставимые взгляды Лоренца, Икскюля и Варелы можно согласовать между собой.

Однако большинство биосемиотиков бы с ней не согласились. Более того, согласие между биосемиотиками между собой полностью отсутствует. Одни из них работают в метафизике Пирса, где значения понятий существенно другие, поскольку это другая метафизика. Другие семиотики пытаются натурализовать метафизику Пирса (как и Князева), а далее идут бесконечные споры, поскольку значения понятий оказываются завязанными на метафизику. Науки как таковой там уже нет, каждый использует один и тот же термин по-своему и согласовать значения между собой невозможно.

В данном случае надо было бы начать с того, что такое "объяснение" и соответствует ли стиль Князевой "научному объяснению". Или это так, поговорить и разойтись.

Reply

staerum May 6 2023, 11:23:07 UTC

Я тут только отмечу, что прояснение того, что является "объяснением" неизбежно тоже будет наукобразным философствованием. Потому, что пользуясь объяснением для объяснения объяснения мы встаём на шаткую почву рекурсии, а для науки это не вполне удобно.

А если так, то аргумент с какого именно наукообразного философствования начать для прояснения оснований уже не столь основателен. Что может быть важно, так это придумать язык трансляции с каждой философской рамки на другую (с указанием на то какие феномены в каждой из рамок вырождены, какие спроецированы друг на друга, а какие совпадают).

За Пирса и его синехизм спасибо, я его полностью выпустил из внимания, а он тут кажется будет в тему.

Reply


evgeniirudnyi May 7 2023, 07:49:11 UTC

Кстати, вот хороший пример гармонии с природой:

https://wampus-999.livejournal.com/208584.html

Reply

staerum May 7 2023, 08:39:49 UTC

Вы вложили какой-то иллюстративный смысл в эту ссылку, а я его не уловил. Можно разбирать поведение наблюдая или регулируя биохимический уровень модели. Получим что-то такое. А можно электрический - вводим электроды, смотрим потенциалы, регулируем. А можем, например, работать с входными сигналами. Картинки показывать и прочее. В умвельт попасть всё равно не получится, но можно косвенно многое узнать о той самой карте смыслов. Она же не про химию, не про электричество и не про зрение. Она про единство апперцепции и поведение.

Если проще, то это немного выглядит как известный анекдот "мы оторвали тараканам лапки и они перестали реагировать на хлопки из чего ясно, что тараканы слышат ногами".

Reply

evgeniirudnyi May 7 2023, 09:45:05 UTC

Она неплохо показывает, что найти смысл жизни в природе вряд ли удастся.

Reply

staerum May 7 2023, 14:28:56 UTC

В биохимии тела и вообще в любой конкретной подсистеме целого смысл целого найти не удастся.

Если перерезать синий проводок - не включаются поворотники, если перерезать синий - не запускается двигатель. Какой из этого можно сделать вывод о смысле автомобиля?

Reply


Leave a comment

Up