Триумфальная площадь. Часть 6.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
В 1920 году по приглашению наркома просвещения А. С. Луначарского в Москву приехал
Всеволод Эмильевич Мейерхольд, где с сентября 1920 г. по февраль 1921 г. заведовал Театральным отделом Наркомпроса. Правда, характер у Мейерхольда был неуживчивый и хамовитый и администратором он был никудышним и вскоре он с этой должности был снят.
Его ученик Сергей Эйзенштейн писал: "Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра. Горе тому, кто зависел от него, как от человека".
В том же 1920 году Мейерхольду предложили возглавить "Театр РСФСР-I", так он тогда назывался. Позже, с 1922 г., назывался "Театр Актёра" и Театр ГИТИСа, с 1923 - Театр имени Мейерхольда (ТиМ), в 1926-м театру был присвоен статус государственного.
Триумфальная площадь. Фото 1925 - 1927 г.
К этому времени Мейерхольд уже известный режиссер, успевший поучиться у Немировича-Данченко, поработать в МХТ со Станиславским в качестве актера, покинуть МХТ, поработать в разных городах России в качестве режиссера, в т. ч. в Петербурге он работал с Комиссаржевской В.Ф. в ее собственном театре, с которой расстался со скандалом, а также в Императорских театрах, где поставил множество спектаклей. Кроме драматических спектаклей в Петербурге он ставил и оперные постановки, многие из которых имели огромный успех. Стоит отметить, что в Петербурге, в Императорских театрах он был одновременно режиссером сразу трех театров: Мариинского, Александринского и Михайловского. Успел он поработать и с Шаляпиным, но и с ним разругался. Декорации к его спектаклям в Петербурге оформляли такие разные художники как Головин, Сапунов, Судейкин, Малевич.
Писать подробно о Мейерхольде я не буду, во-первых потому, что рассказ об этой глыбе не уместится ни в какой пост, во-вторых коротко о нем
я уже рассказала тут, а в третьих я согласна с высказыванием поэта В. А. Пяста, друга Блока, который сказал очень точно: "Понять Мейерхольда трудно только потому, что его трудно вместить".
Перед написанием этого поста я снова прочла и просмотрела о нем множество различных и очень противоречивых материалов. Личность Мейерхольда в истории искусства огромна, независимо от того близок он Вам или нет, недаром и в современном театре у него так много подражателей. Поэтому считаю, каждый для себя сам должен сделать вывод, что для Вас Мейерхольд как режиссер и как человек. Я свои сделала. А здесь я затрону только тот период его творчества, который связан с театром на Триумфальной площади.
Мейерхольд В.Э.
И вот Москва. Мейерхольд руководит театром на Триумфальной площади.
Точные годы переезда в это здание разнятся, Анисимов в своей книге "Театры Москвы" писал, что тут он обосновался с 1922 г. Революцию Мейерхольд принял безоговорочно и еще в 1918 г. вступил в РКП(б). Москвина Т. пишет в своей статье - "Превращение режиссера Императорских театров в красноармейцв и большевика ... выглядело ошеломляюще... Соблазн стать автором стиля был велик - ведь речь шла о стиле этохи... и Мейерхольд использовал все возможности, которые предоставляла действительность для торжества своеволия...".
Здесь он ставил свои знаменитые новаторские спектакли: "Земля дыбом", "Лес", "Великодушный рогоносец", "Мандат", "Ревизор", "Даешь Европу!", "Рычи, Китай!" и др.
Театр Мейерхольда. Фото 1926 - 1930 гг.
С 1918 года Мейерхольд заведовал Курсами мастерства сценических постановок - он преподавал режиссуру и сценоведение. Начинал он еще в Петрограде, а продолжил в Москве. Режиссер создал систему упражнений под названием "биомеханика". Они должны были развивать актеров физически и готовить их к быстрому выполнению заданий на сценической площадке. Благодаря биомеханике каждый из актеров мог постоянно улучшать и совершенствовать багаж своих выразительных средств.
Среди учеников Мейерхольда были такие в будущем блистательные режиссеры и актеры как - С. Эйзенштейн, И. Ильинский, Н. Охлопков, И. Пырьев, С. Юткевич, М. Штраух, Коваль-Самборский, Н. Экк, Г. Рошаль и другие, а позднее Э. Гарин, Н. Боголюбов, Л. Свердлин, Е. Самойлов, В. Плучек и др.
В коллективе ГосТИМа в разные годы работали: Ильинский, Гарин, Свердлин, Охлопков, Коваль-Самборский, Яхонтов, Зайчиков, Боголюбов, Жаров, Мартинсон, Бабанова, Райх, Тяпкина и другие. Труппа менялась. Уходили и приходили вновь Гарин и Ильинский. Ушли Охлопков и Жаров, и пришли Царев и Самойлов. Ушла Бабанова.
Почти все главные роли в театре Мейерхольда исполняла его жена и соратница Зинаида Райх. С Мейерхольдом она познакомилась, работая в Наркомпросе. Осенью 1921 года она стала студенткой Высших театральных мастерских, которыми руководил Мейерхольд. Училась она не на актерском отделении, а на режиссерском, вместе с С. М. Эйзенштейном и С. И. Юткевичем.
В 1922 г. З. Райх и В. Мейерхольд поженились, при этом ради Райх Всеволод Эмильевич бросил свою первую семью, где у него было трое дочерей.
Отношение к Райх как к актрисе было противоречивое, одни считали ее талантливой актрисой, другие полной бездарностью, но так или иначе для Мейерхольда она была музой и любимой женой до последних дней его жизни.
Зинаида Райх в роли Анны Андреевны и Эраст Гарин в роли Хлестакова в спектакле "Ревизор".
Слава Мейерхольда была в ту пору, действительно, легендарной. Имя его звучало повсюду - и в среде деятелей искусства, и в гуще его любителей, и даже в устах людей, далеко стоящих от интересов художественной культуры. В Москве двадцатых годов имя его повторялось беспрерывно. И произносилось оно большей частью запальчиво и страстно, но с самыми противоположными чувствами - то с восторгом, то с возмущением, то любовно, почти благоговейно, то негодующе. Мейерхольд смущал умы стремительностью своего творческого движения и внезапными поворотами в этом движении, неожиданным смещением замыслов, сменой контрастных приемов режиссуры, принципов оформления, методов актерской игры - словом, всей спецификой своей театральной эстетики.
Сцена из спектакля "Клоп" в постановке Мейерхольда.
Понятное дело, что бунтарю и новатору Мейерхольду с его авангардными спектаклями, это здание мало соответствовало и он мечтал о своем выстраданном и вымечтанном театре.
В начале 1930 годов Мейерхольд вместе с молодыми тогда архитекторами Бархиным И.Г. и Вахтанговым С.Е., помогавшими ему в декорациях, разработал в течение четырех лет три варианта проекта своего будущего театра на месте старого зала Зон.
Один из первоначальных нереализованных проектов театра Мейерхольда 1932 г.
Анисимов пишет -"Здесь все было необычно. Мейерхольд пытался материализовать в этом сооружении находки многих постановок. Сцена и зал образовывали единое пространство, вписанное в гигантский эллипс. Не было портала, оркестровой ямы и рампы. Сцена вытянутым "языком" вливалась в середину зала. На ней - два подъемно-опускных круга: малый, на месте которого сейчас партер Концертного зала им. П. И. Чайковского, и большой - на месте существующей сцены. Эти вращающиеся и подвижные по вертикали барабаны могли образовывать гибкие постановочные площадки. Артистические имели выход прямо на сцену через проемы, повторяя известную декорацию к постановке Мейерхольда "Ревизор". Над ними на балконе за сценической площадкой неожиданно было найдено место для оркестра. Зрительские места крутым амфитеатром поднимались от центра к границам эллипса. Мейерхольд мечтал о раздвигающемся потолке в зале, но в те годы было трудно осуществить столь сложную механику, и в натуре был сделан лишь весьма интересный стеклянный потолок, обеспечивавший верхнее дневное освещение".
Архитекторами А. В. Щусевым, И, А. Голосовым, Г. П. Гольцем разрабатывались многочисленные варианты фасадов будущего здания. Рассказывают, что Мейерхольд хотел, чтобы на фронтоне нового здания театра были высечены слова Пушкина: "Дух века требует важных перемен и на сцене драматической". А М. Садовский вспоминал - "Предполагалось, что фасад здания будут украшать большие картины, выполненные мозаикой, изображающие отдельные сцены из спектаклей ГосТИМа".
Нереализованные проекты Театра Мейерхольда.
Угол улицы Горького и площади предполагалось акцентировать так называемой «творческой башней», в которой разместились бы лаборатории для работы создателей спектакля: режиссеров, художников, конструкторов, композиторов.
К. Рудницкий в статье "Крушение театра" пишет - "После трагической гибели Маяковского многие его друзья хотели, чтобы урна с прахом поэта была замурована в стену нового театра Мейерхольда. А архитектор Щусев А.В. уже в 1934 г. создал проект фасада нового здания ГОСТИМа, согласно которому башню "стеклянного небоскреба" должна была увенчать статуя "агитатора, горлана, главаря...".
Проект театра А.В. Щусева, 1934 г.
К 1932 году было сломано старое здание ГосТИМа и мейерхольдовский коллектив начал жизнь кочевников. Сначала он играл в помещении Театра юных зрителей в Мамонтовском переулке, потом блуждал по районным клубам и домам культуры, затем переехал на улицу Горького в свое последнее пристанище в нынешнее здание Театра им. М. Н. Ермоловой, а на площади Маяковского с частичным использованием- старых стен начали строительство театра нового типа с небывалой сценой.
Стоит отметить, что к концу 1920-х - началу 1930-х годов время изменилось. Первый наезд на Мейерхольда произошел еще в 1928 г., когда театр пытались закрыть. Произошло это в то время, когда сам Мейерхольд был за границей на лечении и после того, как годом раньше, в 1927 г., Сталин единственный раз был в этом театре на Триумфальной площади и смотрел один из самых неудачных спектаклей "Окно в деревню". Сталину спектакль не понравился. Однако, тогда общественности театр удалось отстоять.
Сцена из спектакля ГосТиМа "Окно в деревню".
В 1930 г. театр был за границей на гастролях. Там Мейерхольд имел разговор с Михаилом Чеховым, который предлагал ему не вохвращаться на родину, предсказывая ему страшный конец, но Всеволод Эмильевич, понимая правоту говорившего, все же вернулся. Против не возвращения была и Зинаида Райх, она была ярая сторонница режима, кроме того, у нее в Москве остались дети и родители.
Дальнейшая судьба Мейерхольда уже не связана с этим местом, поэтому об этом, хорошо известном периоде его жизни и творчества, коротко. В новом здании на Тверской ул. театр Мейерхольда просуществовал до 1938 г. и был закрыт. Та же Т. Москвина писала - "Довольно быстро гений сцены исчерпал театральный смысл идеалогического пафоса первых лет революции, взорванная почва была Мейерхольдом эстетизирована в новом стиле, который скоро приелся. Хаос вообще скучен...".
А автор книги о Всеволоде Эмильевиче А. Гладков писал - "Влюбившись в ранней юности в Мейерхольда-трибуна, Мейерхольда середины двадцатых годов, я близко узнал уже другого Мейерхольда. Первый казался недосягаемым, второй был прост и пленителен; первый вызывал восторг и стремление к подражанию, второго часто бывало мучительно и горько жалко".
Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх.
В 1939 г. Мейерхольда арестовали, а вскоре (15 июля того же года) была зверски убита неустановленными лицами его жена Зинаида Райх, Убийство произошло в их квартире в Брюсовском переулке, а в начале февраля 1940 г. Мейерхольда осудили по 58 статье УК и расстреляли. В 1955 г. посмертно реабилитирован.
Вернемся на Триумфальную площадь. К 1938 году новый театр в кирпиче и бетоне вчерне был выстроен. Однако после закрытия ГосТИМа он был передан Московской филармонии как концертный зал. В том же году в угловой части здания открылась станция метро "Маяковская". Авторы проектов станции - архитектор А. Н. Душкин, инженер-конструктор Р. А. Шейнфайн, вестибюля - архитекторы Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев.
Реконструируемое здание Государственного театра им. Вс. Мейерхольда. Фото 1938 - 1939 гг.
К 1940 году уже на иной эстетической основе под руководством архитекторов Д. Н. Чечулина и К. К. Орлова была завершена внутренняя и наружная отделка этого интересного здания (датировка фото дана как
сайте ПастВу, но она не верна, т.к. ниже будет представлено фото 1941 г., где над метрополитеном уже выстроена угловая часть здания).
Концертный зал имени Чайковского. Фото 1948 - 1952 гг.
Но и в новой декоративной форме в сильной мере просматриваются первоначальные идеи проекта. Место предполагавшихся артистических и оркестра занял мощный орган. Бетонный колодец для механизма вращающихся кругов занял зрительский буфет, служебная световая галерея превратилась в узкий балкон. Новый фасад мощным портиком и ковровой стеной развернулся на площадь, заставив забыть старые измельченные формы театра Зон.
Концертный зал имени Чайковского. Детали.
Сохранился овал основного пространства зала, затеянного первыми авторами во главе с Мейерхольдом. Десять рядов до странности небольшого партера, а дальше, один за другим, поднимаются три крутых амфитеатра с общей вместимостью 1500 мест.
Концертный зал имени Чайковского. Фото 1940 - 1942 гг.
Вместо проектировавшегося для ГосТИМа простого оформления зал получил парадную окраску. Нижняя часть стен покрыта фактурной штукатуркой. На последнем этапе строительства в отделке появилось множество чисто орнаментальных деталей, служащих как бы украшением зала. В таком виде он был открыт 12 октября 1940 года. В 1959 году здесь был установлен орган чехословацкой фирмы "Ригер- Клосс", имеющий самый большой диапазон звучания изо всех московских органов.
Большая сцена концертного зала вмещает полный симфонический оркестр с хором и солистами. Отличительная особенность - единое пространство сцены и зала, подчеркнутое структурным просвечивающим потолком.
Концертный зал имени Чайковского. Фото 1975 - 1979 гг.
Зал окружает небольшое фойе, в котором постоянно экспонируются выставки. Интересен своеобразный зимний сад с фонтаном.
Концертный зал имени Чайковского. Фойе.
Концертный зал имени П. И. Чайковского связан с известными именами советских и зарубежных исполнителей, музыкантов и дирижеров, балетных и хоровых ансамблей. Здесь выступали: ансамбль народного танца Союза ССР под руководством Игоря Моисеева, хореографический ансамбль "Березка", большинство лучших симфонических оркестров страны и другие прославленные коллективы.
Вот еще загадка, не ясно - когда появилась надстройка над станцией метрополитена на углу с Триумфальной площадью (тогда пл. Маяковского) и ул. Тверской (тогда Горького). На фото ниже, датированном 1941 г., она уже есть, а на фото, представленном выше, датированном 1948 - 1952 годами, ее еще нет. Вся датировка с сайта ПастВу. Напишите, кто знает.
Улица Горького. 1941 г.
Современный вид здания.
Вид на здание концертного зала со стороты Тверской ул.
Напоследок забавная фотография, верблюды в центре Москвы у м. "Маяковская".
Московские верблюды. Фото 1990-х годов.
Триумфальная площадь. Часть 7.
Другие достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: П.В. Сытин "Из истории московских улиц", А.В. Анисимов "Театры Москвы", Мячин, Федосюк и др.