Триумфальная площадь. Часть 5.

Sep 10, 2019 11:19


                        Триумфальная площадь. Часть 5.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.
      В конце XIX - начале XX века на углу Тверской и Б. Садовой улиц находился участок (178\562\483), на котором стояло несколько домов, он принадлежал Брауну Густаву Ивановичу, затем им владел французский антрепренер Шарль Омон, а перед революцией участок этот перешел к Моск. городскому кредитному обществу.
    Тверская, угол Садовой. Фото 1907 г.


Густав Иванович Браун (1827 - 1897 гг.), действительный статский советник, офтальмолог немецкого происхождения, заслуженный профессор Московского университета. С 1864 г. он был директором знаменитой глазной больницы, расположенной поблизости, на Тверской (см. здесь).
                                                                    

Часть помещений на этом участке сдавались а наем, в т. ч. какое-то время в угловом двухэтажном доме располагался магазин некоего В.М.Болдакова и трактир купца Гладышева, до приобретения им собственного здания на Триумфальной площади и открывшего позже уже в собственном доме ресторан "Альказар".
    После смерти Брауна это владение приобретает Шарль Омон и перестраивает стоявший здесь трехэтажный дом под театр "Буфф" по проекту архитектора Модеста Дурнова. В первоначальном варианте архитектор планировал соорудить лестницы из стекла, отделать фасад белым фарфором, а вход изобразить в виде пасти огромного дракона, пожирающего публику, но говорят, московский губернатор не позволил.
    Театр Омона стал на площади доминирующим центром. Это было крупное, четырехэтажное краснокирпичное здание с очень прихотливым фасадом и с башенками, построенное в псевдорусском стиле, способный вместить более 1000 зрителей.
    Свой первый сезон в новом помещении театр открыл в 1902 г., до этого Омон арендовал помещение в Камергерском пер.,3.
    Новый театр Омон. Фото 1902 г.


Мрачный снаружи, он вызывал восхищение великолепной внутренней отделкой. Зрителей при входе встречала "грандиозная лестница мраморной облицовки", ведущая из вестибюля в зал и фойе. Для выполнения тонких мраморных работ были приглашены итальянские резчики. Нарядные бронзовые люстры, изящные плафоны зрительного зала с оригинальными панно создавали особый праздничный фон. Зеркальные стены фойе с украшенными фресками карнизами, бронзовые украшения и массивные бра были сделаны по специальным рисункам в Париже. Художественная отделка, роскошь во всем сразу привлекли сюда состоятельную публику. Цены на все были предельно высокими. Газеты много писали о "храме шантана", воздвигнутом в центре столицы, обязательно упоминали о переполненном зале, взахлеб повествовали о роскошном буфете с кабинетами.
    Вспоминая об Омоне и о порядках, царивших в его театре Наталья Владимировна Труханова, будущая жена графа А.А. Игнатьева в своей книге "На сцене и за кулисами" писала о том, что Омон был типичным, что называется, средним французом, крикливо одетым в клетчатую пару, с красным галстуком, красной гвоздикой в петлице, с моноклем в глазу и в белых гетрах. Крашеные, закрученные колечками усики придавали банальный вид его юркому лицу с необычайно зорким и вместе с тем рассеянным взглядом… на ломаном русском языке он объяснил труппе, что он от неё требует. "Мадам и месье, - говорил он, - искусством я не интересуюсь. Первое для меня дисциплина и система, то есть повиновение и порядок Тут я беспощаден… Вы начинаете работу в семь часов вечера. Спектакль кончается в одиннадцать с четвертью вечера. Мой ресторан и кабинеты работают до четырёх часов утра… согласно условиям контракта, дамы не имеют права уходить домой до четырёх часов утра, хотя бы их никто не беспокоил. Они обязаны подниматься в ресторан, если они приглашаются моими посетителями, часто приезжающими очень поздно". Тонко было задумано, а потому и приносило немалые доходы. Собственно говоря, за этим Омон в Москву и приехал.
    "Театръ Омонъ". Фото  1904 - 1905 гг.


Расклеенные по городу афиши зазывали прохожих в Зимний театр "Буфф", как назывался тогда театр Омона. Они обещали помпезный гала-концерт под названием "Вечер удовольствий" и роскошную программу.
     Андриевский в своей книге пишет - "Но зазывать публику в театр Омона было не нужно: она и так валила сюда валом и не только в будни, но и по воскресеньям, когда благочестивые москвичи шли в церковь. Не случайно, многие этот театр иначе как вертепом не называли. Ну и зритель в этот театр ходил не совсем обычный... Приехав сюда, на Триумфальную, публика эта впадала в особый весёлый тон, царивший здесь, и, так сказать, "обомонивалась". Мужчины не просто разгуливали в фойе и по залам, а как-то даже подпрыгивали, прищёлкивали языком, подмигивали, делали "козу" проходящим мимо певичкам и постоянно заглядывали в буфет. Впереди их ждали весьма фривольная программа и ужин в обществе хорошеньких актрис... Но главное, у Омона можно было увидеть настоящий канкан и знаменитых шансонеток Парижа, например Иветту Жильбер - "кафешантанного пророка", "вершину кафешантанного искусства", как её называли".
    После бегства Шарля Омона в 1907 г. из России (об этом я писала здесь) новым владельцем участка стало Моск. городское кредитное общество, а сам театр, также как и сад "Аквариум", на короткое время принадлежал шведской подданной Лидваль, родственнице знаменитого архитектора Федора Лидваля. При ней сначала тут откроют синематограф "Гомон", позднее переименованный в электротеатр "Буфф". В момент открытия он был крупнейшим  по размерам (800 мест). Одна из его афиш гласила - "Ровно в 10 ½  часов вечера только для взрослых при переполненных сборах - "Парижский Жанр".  Сегодня получены из Парижа - собственность театра "Буфф" - только на три дня : "Драма Гризетки" (реалистическое изображение жизни жуирующего Парижа), "Держи свечу" (похождение парижского  ловеласа с натуры), "После бала-маскарада Парижской оперы.  Высокий парижский  жанр Кадриль Мулен-Руж" (знаменитые Ля- Гулю, Рэйон-дˇОрн, Мом-Кревет, Касс-дˇОр).  Места нумерованные, цены возвышенные".
    В 1908 году московское градоначальство начинает борьбу с показом в синематографах картин "парижского жанра", что определялось в циркулярах как "демонстрация обнаженного тела без трико", вероятно из-за этого синематограф Лидваль и прогорел.
    Затем это здание в афишах числилось за театром "Буфф" А.Э. Блюменталь-Тамарина, ему же в это время принадлежал и сад "Аквариум".
    А примерно с начала 1910 годов (данные разнятся) директором-распорядителем театра стал театральный деятель, антрепренёр, владелец театров, ставивших в основном оперетты Игнатий Сергеевич Зон, а сам театр стал называться "Зон", но своего назначения он не изменил, это по-прежнему была труппа легкого жанра. Художественной частью в нем заведовал А. А. Брянский, режиссировал С. П. Калинин.
     Площадь Старых Триумфальных ворот. Фото 1910 - 1915 г.


Афишу театра "Зон" можно увидеть здесь. Нина Молева в своей книге презрительно именует Зона  "буфетчиком", а между тем Игнатий Сергеевич Зон, потомственный почетный гражданинин, уроженец Царского села. С 1905 г. он антрепренер, являлся арендатором сразу нескольких театров в России, в т.ч. в Петербурге он арендовал театр "Пассаж", в Риге театр Миниатюр, в Москве театр "Зон" и др.
                                                                Зон Игнатий Сергеевич.
                                                 

Интересно, что в книге "Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых", в статье, посвященной Зону И.С. написано - "Для Москвы И.С. Зон сделал очень многое, т.к. создал из театра "Буфф", явно  нелюбимого публикой (предположительно, речь идет о театре Блюменталь-Тамарина), веселый и интересный театр обозрений...".
     После 1917 года  Игнатий Сергеевич эмигрировал во Францию, где вместе с Воскресенским В.Г. (он же полковник де Базиль) и князем Церетели А.А. организовал в Париже театральное агентство "Цербазон" (сокращение от Церетели, Базиль, Зон), которое стало учредителем антрепризы "Русской оперы Елисейских полей" в Париже.
    В революционные годы перед театром устраивались концерты и митинги.
    Уличная эстрада перед театром "Зон". Фото 1917 г.

   После революции, с 1918 г., в здании театра разместился Театр-студия художественно-просветительного союза рабочих организаций (Театр-студия ХПСРО), практиковавший теорию "синтетического театра". А в начале 1920-х годов здание передали театру В.Э. Мейерхольда. Об этом периоде в истории театра стоит рассказать более подробно, что я и сделаю в следующей части, а тут продолжу рассказ об участке в целом.
   После революции на этом участке в двухэтажном доме на углу Тверской ул. и Триумфальной пл. открыли кафе-столовую.
    Триумфальная площадь. Фото 1920 - 1925 гг.


Она просуществовала какое-то время. Место было бойкое и наверняка столовая пользовалась спросом.
    Площадь Старых Триумфальных Ворот. Фото 1924 г.



Ниже представлена, видимо, последняя фотография, где бывший дом Брауна еще не снесен. В середине 1930-х годов началась реконструкция Садового кольца и в т.ч. Триумфальной площади.
    Триумфальная площадь. Фото 1933 г.                

Жертвой этой реконструкции и пал дом Брауна, кроме того вскоре началось строительство второй ветки метро и тут планировалось открыть вестибюль станции метро "Маяковская", что впоследствии и осуществилось.
     Улица Горького у площади Маяковского. Фото 1937 - 1938 гг.


Триумфальная площадь. Часть 6.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: справочники "Вся Москва" за разные годы; Википедия; Андриевский "Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX - XX ..." и др.

старая Москва, Садовое кольцо, портрет, старые фото, Маяковская, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up