Художник Фаворский В. А. и его работы на улицах Москвы.
Отдельный пост о художнике Фаворском В.А. появился случайно. Рассказывая о "Городке художников на Масловке" и его жителях, я прочла о том, что Фаворский В.А. жил в городке в д. №2 по Петровско-Разумовской аллее, об этом упоминается в Википедии
здесь, и
на сайте тут, поэтому я и решила там о нем написать. Позже я выяснила, что в "Городке художников" он никогда не жил, а где он жил в Москве (об этом ниже). Однако, к этому времени большая часть поста о Фаворском была уже написана, поэтому рассказ о нем я перенесла в этот отдельный пост.
Фаворский выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна, ксилограф, искусствовед, сценограф, педагог. Академик АХ СССР с 1962 г; Народный художник СССР с 1963 г. Лауреат Ленинской премии (1962).
Фаворский Владимир Андреевич.
Первоначальное образование Владимир Андреевич получил у своей матери - художницы О.В. Шервуд. Фаворский родился в удивительной семье. Его дед был священником, отец - юристом, впоследствии ставший депутатом Государственной Думы. Его мама - дочь архитектора, искусствоведа
Владимира Иосифовича Шервуда. Дядюшки по материнской линии - известные архитекторы: представитель историзма
Сергей Шервуд и модернист
Владимир Шервуд. Третий его дядюшка -
скульптор Леонид Шервуд (все они потомки английского механика Шервуда, который в 1800 году по повелению Павла I был приглашен на службу в Россию)... Его прадед был женат на художнице-акварелистке Елизавете Кошелевской... А дед Фаворского, Владимир Шервуд, по приглашению Чарльза Диккенса прожил 5 лет на "исторической родине" и написал семейный портрет великого писателя.
Затем Фаворский учился в школе Юона К.Ф. и Дудина И.О. Скульптуре обучался на вечерних курсах в
Строгановке. В 1905 г. обучался живописи и рисунку в Мюнхене в школе Ш. Холлоши. В те годы он много путешествовал на велосипеде по Италии. В 1907 г вернулся в Москву и поступил в Московсий университет на историко-филологический факультет, в 1913 г окончил искусствоведческое отделение этого факультета. На последнем курсе университета, в 1912 г. женился на дочери художника - Марии Дервиз, которая по материнской линии была в родстве с Валентином Серовым...
Свадьба М.В. Дервиз и В.А. Фаворского. Домотканово. Фото 1912 г.
В 1915 г. Фаворский был призван в армиию, воевал на фронтах Первой мировой, артиллерист на переднем фланге. За храбрость был удостоен Георгиевского креста 4-й степени и получил звание прапорщика.
На фото ниже, привезенном художником Ефимовым И.С. с фронта, изображен и Фаворский (дружба с художником Ефимовым И.С. продлится у Фаворского всю жизнь и впоследствии они долгие годы будут жить в одном доме).
Снимок с фронта. Первый слева - командир 3-й батареи Д.М. Сааков, второй - И.С. Ефимов; второй справа - В.А. Фаворский.Фото 1917 г.
Потом революция. Красная Армия. После Вхутемас.Туда он попал в феврале 1920 года, благодаря запросу И. Э. Грабаря, Фаворский был возвращён с Донского фронта и получил должность преподавателя на Графическом факультете. Под руководством Фаворского были разработаны новаторские методы преподавания и учебные программы. Помимо практического обучения студентов, Владимир Андреевич читал созданные им беспрецедентные теоретические курсы: общий - "Теория композиции", "Теория графики" и "Теория книги". В 1923 году Владимир Андреевич был избран ректором ВХУТЕМАСа и оставался им в течение трёх лет. Затем, начиная с 1920-х годов он преподавал еще в разные годы и в других художественных институтах г. Москвы. Он оказался не только выдающимся художником, но и блестящим педагогом, его учениками были А.А. Дейнека, А.Д. Гончаров, Ю.И. Пименов, Вакидин В.Н. и мн. другие.
Первоначально, переехав в Москву, Фаворский жил с семьей в Сергиеве-Посаде (Загорске), а потом получил комнату на Мясницкой.
Его любимый ученик Андрей Гончаров в своих мемуарах писал - "В течение всей работы во Вхутемасе, Вхутеине, Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств В. А. Фаворский жил в квартире №69 на восьмом этаже дома № 21 (восьмиэтажными были стр.8 и стр. 5 и 6) по Мясницкой. Комната, которую он занимал в общей квартире... была маленькая и узкая... С подоконника свисали на бечевках пустые консервные банки, куда стекала вода, когда обледеневшие окна оттаивали. Было бедно, узко, жестко".
Дом на заднем плане (красный), Мясницкая 21с8. Видимо, в нем и жил Фаворский В.А.
В 1925 году на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже успешно демонстрировались студенческие работы, сам институт удостоился почётного диплома за оригинальную и эффективную систему преподавания, а Фаворский за свои гравюры на дереве получил там медаль "Гран-при", еще раз той же чести он удостоился за работы по оформлению советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
Владимир Андреевич больше известен как художник-график, он иллюстрировал "Слово о полку Игореве", произведения А.С. Пушкина, книгу Н. Кончаловской "Наша древняя столица" и мн. другие. Он умел соединить в пространстве рисунка разные эпохи и пространства, так что они не противоречили, а дополняли друг друга, создавая объем и многозначность. Это была целая система художественных приемов, разработанных Фаворским.
Фаворский В.А. Илл. к "Слову о полку Игореве"
Кроме того, он был автором огромного количества искусствоведческих теоретических статей, много работал как сценограф.
Однако мало кто знает, но с его работами москвичи неоднократно встречались и встречаются в разных уголках Москвы. Уже в 1920-х годах Владимир Андреевич принимает участие в создании Выставки-музея по охране материнства и младенчества (находилась в Москве, Сретенка, 12), Она работала с 1923 по 1928 гг. Ниже фото дома, где она располагалась.
Ул. Сретенка, д.12. Фото 1973 - 1976 гг.
Худ. В. А. Фаворский. Роспись главного входа Музея охраны материнства и младенчества. 1923 г.
Матисс, познакомившийся по фотографии с этой работой Фаворского, написал в письме советскому искусствоведу Г. Роому: "Фреска г-на Владимира Фаворского очень меня заинтересовала. Я считаю, что она выполнена в соответствии с основными принципами архитектурной живописи" (так сам Манисс называл этот жанр).
Также Владимир Андреевич был одним из проектировщиков поселка "Сокол", иногда также именуемого "поселок художников" (подробнее о поселке "Сокол"
я писала здесь). Так, например при проектировании ул. Сурикова использовалась теория динамического восприятия линии художника
Фаворского В.А.,
Поселок "Сокол" Ул. Сурикова.
Улица Сурикова появилась в начале 20-х годов и одной из первых начала застраиваться. Она поделена на три различные по ширине части (самая широкая идёт от улицы Алабяна до пересечения с улицей Поленова; вторая, более узкая, - от улицы Поленова до улицы Брюллова; третья, самая узкая, - от улицы Брюллова до улицы Кипренского). Благодаря этому, с одного конца улица кажется очень длинной, а с другого - наоборот, небольшой и компактной.
Поучаствовал Фаворский в украшении и еще одного здания на Сретенке. Речь идет о доме №22. Когда-то в нём находились лавки церкви Спаса Преображения в Пушкарях. А в 1934 году здание отошло к тресту "Мосбельё" и он решил разместить в нём Дом моделей.
Ателье "Дом моделей" на Сретенке.Роспись на доме худ. Фаворского В.А. Фото 1933 г.
Сграффито Фаворского В.А. "Молодость" - Малый Головин переулок, №1/22 Фото 1933 г.
В середине 30-х годов в стране началась компания по
борьбе с формализмом в искусстве. Под эту компанию попал и Фаворский вместе со своими единомышлинниками. В это время институтом, тогда уже переименованном в Московский государственный художественный инстититут, руководил Грабарь И.Э. В конце мая 1938 г. им было принято решение закрыть графический факультет и уволить всех его преподавателей. Больше всего Фаворский переживал за студентов, из семнадцати лишь девять человек Грабарь допустил к защите диплома. Владимир Андреевич покинул стены института.
Видимо, тогда же он покинул и свою комнату на Мясницкой и переехал в т.н.
Красный дом в Новогиреево. Мемориальная доска, установленная на доме сообщает, что он жил тут с 1938 г. по 1964 г., т.е. до последних своих дней. Отмечу дом был достроен только в 1939 г., а это значит, что Владимир Андрееевич перехал в еще недостроенный дом.
Новогиреевская улица, дом 7. Фото 1967 г.
Еще в 1936 г. группа художников: Фаворский, Ефимов и Кардашов обратились в Моссовет, с просьбой выделить им участок под строительство жилья и мастерских. Провсьбу удовлетворили и выделили на окраине г. Перово участок. Художники сами сделали проект трехэтажного кирпичного дома и закончили строительство к 1939 г. Дом встал среди деревянной застройки, бараков и картофельных полей, рядом была грунтовая дорога, ведущая к Измайловскому парку. На первом этаже - мастерские. Жилые квартиры - во втором и мансардном этажах. На заднем дворе - летняя мастерская для скульптурных работ.
Красный дом. Фото 1938 г. из архива Ивана Голицына.
Новогиреевская улица, 7. Мастерская В. А. Фаворского. Фото 1994 г.
В предвоенные годы Фаворский, обвиненный в формализме, остался без преподавательской работы и практически не получая заказов от издатетельств на иллюстрации книг. Однако и в эти годы он много работает.
Вместе с другими художниками он работает на Всесоюзной с\х выставке.С одной его работой до недавнего времени можно было встретиться в павильоне "Ветеринария", позднее переименованного в павильон "Ветеринария и зоотехника" (
о нем здесь).
ВСХВ. Павильон "Ветеринария и зоотехника". Фото 1955 г.
Роспись плафона потолка с изображениями различных пород домашних животных и тонким узором из переплетающихся растений и цветов была выполнена под руководством художника Фаворского В.А.
К сожалению, в 2011 г. этот павильон сгорел.
В эти же годы Фаворский вместе с лучшими художниками-монументалистами страны принимает участие в художественном оформлением театра Красной армии. Так занавес-портал театра был сделан по эскизам Фаворского В.А. его сыновьями Никитой и Иваном. Ширина портала - 29 метров, высота - 14 с половиной метров. Назначение его в том, чтобы увеличивать и уменьшать или, как здесь говорят, "диафрагмировать" зеркало сцены в соответствии с задачами спектакля. Портал украшен росписью работы академика Фаворского, изобразившего эпизоды гражданской войны на фоне панорамы необъятного Советского Союза. На колоннах-пилястрах, несколько выступающих вперед, мы видим портреты величайших драматургов всех времен и народов, начиная от Софокла и кончая Горьким.
14 сентября 1940 года в Большом зале нового здания театра впервые прошёл спектакль "Полководец Суворов".
Не только москвичи, но и многие гости столицы знают знаменитый "ажурный" дом, стоящий на Ленинградском проспекте (дом №27). Он был построен в 1940 г. по проекту архитекторов Бурова А.К. и Блохина Б.Н.
Ленинградское проспект, дом 27. Фото 1950 - 1955 гг.
Так вот, красивые растительные мотивы хозяйственных лоджий кухонь были выполнены по эскизам художника Фаворского В.А.
В годы ВОВ войны Фаворский с семьей уезжает в эвакувацию в Самарканд, а его сыновья уходят на фронт, оба там погибли - Никита (1915-1941), уже состоявшийся художник, и Иван (1924-1945).
Конец сороковых годов стал одним из самых трудных периодов в жизни художника. В это время только благодаря авторитету С. Я. Маршака у Фаворского оставалась возможность работать в книге. Клеймо нераскаявшегося "формалиста" отпало лишь с началом "оттепели".
В послевоенные годы жизни художника на улицах Москвы появилась еще одна работа, выполненная по эскизам Владимира Андреевича.
Многие москвичи помнят бассей спортивного комплекса ЦСКА. Постройка закрытого плавательного бассейна для воинов-спортсменов была завершена только в 1954 году. Он был возведен по проекту Б.И. Аверинцева, Н.И.Гайгарова и инженера-конструктора П. Аксёнова.
Стадин ЦСКА, бассейн. Ленинградский пр., 39к9.
На фронтоне фасада был размещен скульптурный мозаичный картуш - украшение в виде полуразвернутого свитка, работы выдающегося художника В.А. Фаворского и его помощников, скульпторов А. Зеленского и Д. Шаховского. Кстати, картуша могло и не быть. Почему -
читайте тут.
Стадин ЦСКА, бассейн. Ленинградский пр., 39к9. Картуш.
Этого бассейна тоже теперь не существует, он снесен 15 апреля 2022 года. Правда, картуш работы Фаворского обществу "Архнадзор" удалось отстоять, его сохранили, но где он хранится и как может быть использован в дальнейшем, неизвестно.
Живя искусством и ради искусства Фаворский никогда не жаловался и стойко переносил удары судьбы.
Михаил Пришвин, чьи книги Фаворский иллюстрировал, писал - "Я из интеллигенции единственно уважаю В. А. Фаворского, которого на "чистке" спрашивали: - Что вы делаете для антирелигиозной пропаганды? И он на это ответил: - Как я могу что-нибудь делать, если я в Бога верую?".
Творчество народного художника СССР Владимира Андреевича Фаворского не только одна из вершин искусства XX века. Его искусство оказывается замечательным образцом того, что значит для художника умение оставаться всегда самим собой в творчестве и к какому упорному и добросовестному труду в течение десятилетий обязывает художника его талант.
Скончался Владимир Андрееви Фаворский в 1964 г.
Теперь я вновь вернусь к рассказу о Городке художников на Масловке и расскажу о жителях дома №2 по Петровско-Разумовской аллее.
Городок художников. Петровско-Раз. аллея, д. №2. Жители. Часть 6.
Другие достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы:
https://www.theartnewspaper.ru/posts/8595/?ysclid=letrxh5ok312216771 ;
https://polit.ru/news/2015/03/15/favorskiy/?ysclid=leo4m6r8dd618339941;
Википедия и др.