Городок художников. Петровско-Разум. аллея, д. №2. Жители. Часть 6.
Часть1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
В прошлой части я рассказывала о доме №2 на Петровско-Разумовской аллее, в этой мы подробнее поговорим о некоторых его знаменитых жителях..
Петровско-Разумовская аллея, дом №2.
Напомню, в этом доме жили: И. Э. Грабарь, В. А. Ватагин, С. В. Герасимов , Ю. И. Пименов, А. А. Пластов, Ф. П. Решетников, В. Валев, А. Б. Иогансон, В. Е. Татлин, В. А. Сидур, Э. И. Неизвестный, Г. Н. Горелов, Г. М. Шегаль, Ф.С. Богородский и другие.
Прочитав в Википедии
здесь, и
на сайте тут, что в этом доме жип художник Фаворский В.А., я решила начать свой рассказ о жителях этого дома с него. При этом я хотела написать о нем не только как о художнике-графике, о чем уже много написано, но и показать его работы, с которыми прежде и сейчас можно встретиться на улицах Москвы. Позже я выяснила, что он в Городке художников никогда не жил. Однако, к этому времени большая часть поста о Фаворском была уже написана, поэтому я решила перенести собранный материал в отдельный пост. О художнике Фаворском В.А.
читайте здесь.
Раз выяснилось, что Фаворский тут не жил, то рассказ о жителях этого дома начну с его ученика - художника Пименова Юрия Ивановича (1903 - 1977 гг.), живописца, графика, плакатиста, сценографа, педагога. академика АХ, народного художника, лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий.
Худ. Пименов Юрий Иванович.
Юрий Иванович родился в Москве 13 (26) ноября 1903 г. Его отец был адвокатом, а мать дочерью московского купца Бабакина. Учился во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920-1925) у С.В.Малютина, В.А.Фаворского и В.Д.Фалилеева. Вспоминая это время, он писал - "... большее вхутемасовское время я проучился у Фаворского и - может быть, без права - хочу считать себя его учеником...".
Пименов был одним из членов учредителей общество художников-станковистов (ОСТ). В ранний период испытал большое влияние немецкого экспрессионизма. В эти годы он захвачен в первую очередь спортивно-индустриальными мотивами, среди его работ этого времени "
Футбол" 1926 г.; "
Инвалиды войны", 1926; "
Даешь тяжелую индустрию!", 1927; "Солдаты переходят на сторону революции", 1932. и др.
Пименов Ю.И. Солдаты переходят на сторону революции, 1932 г.
Пименов Ю. И. Пианист. 1926 г.
С 1928 по 1932 год Пименов трижды (с другими художниками) представлял советское искусство на Венецианской биеннале, его картины участвовали во многих зарубежных выставках, но на родине его все чаще упрекали в формализме - ему доставалось за искажение облика человека, за то, что "Инвалиды войны" взяты не из жизни, за буржуазность. Вспоминая эти годы, он писал - "…Мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена"
В результате Пименов не только отказывается от своего раннего творчества, создавшего ему славу одного из выдающихся советских художников, но и уничтожает часть своих работ, получивших нагоняй за формализм.
Переосмыслив свое раннее творчество, Пименов решил обратиться к импрессионистам как к образцам для подражания, исповедуя творческий принцип "прекрасного мгновения", легкого и артистичного образа-впечатления. С начала тридцатых годов четкие контуры и темные краски практически исчезают из картин Пименова
Пименов Ю.И. Натюрморт с соломенной шляпкой. 1936 г.
Уже в работах 1930-х годов у Пименова появляется образ города как главного лирического героя. В этот период он начинает разрабатывать одну из своих главных тем - "писать жизнь... любимой Москвы... в вечном росте, в движении". В 1937 г. он напишет свою самую знаменитую картину. То, что у иного его коллеги могло стать помпезным - выездом жены наркома, у Пименова превратилось в Новую Москву. В образе прекрасной незнакомки Юрий Иванович изобразил свою жену.
Пименов Ю.И. Новая Москва 1937 г.
Использовать еще этот удачный сюжет Пименов будет дважды. В годы ВОВ он напишет картину "
Фронтовая дорога" 1944 г., а в 1960 г. - "
Новая Москва".
Пименов Ю.И. Вид из окна. 1954 г.
Пименов Ю.И. Проливной дождь. 1957 г.
Пименов Ю.И. Улица Сан Доменик. 1958 г.
Рассказывая о творчестве Пименова, нельзя не упомянуть о нем как о театральном художнике. Сам он писал о своем первом походе в оперу - "Помню, как еще мальчишкой первый раз попал в оперу. Помню синие сугробы у белых колонн Большого театра. Оранжевый свет узорных фонарей. Скрип полозьев саней у парадной лестницы. Снег московский пушистый, ласковый. Огромные двери. Сверкающие, слепящие огни фойе. Аромат духов. Неясный говор, приглушенный смех. Атмосфера ожидания чего-то необычного, волнующего. Мое отражение в зеркале вместе с нарядными дамами, поправляющими свои прически, оглядывающими туалеты соседок. Как замирало сердце, когда медленно гас свет в зале, мерцание золота и трепетное сияние люстр сливались с первыми звуками оркестра, и поднимался занавес, эта волшебная стена, отделяющая тебя и других зрителей от таинственного мира сцены...".
Пименов Ю И. Эскиз занавеса к пьесе А.Н.Островского "Бесприданница". МХАТ. 1950-1960-е годы.
Театр кормил Юрия Пименова в самые безденежные времена, а также именно за свои театральные работы Пименов получил две Сталинские премии (в 1947-м и 1950-м гг.).
Пименов Ю.И. Лондонские балетные портнихи. 1971 г.
Еще одним титулованным жителем этого дома был художник Герасимов Сергей Васильевич (1885 - 1964 гг.), живописец, педагог, директор МГХИ им. В. И. Сурикова в 1943-1948 годах, доктор искусствоведения, профессор. Академик АХ СССР, народный художник СССР. Председатель Московского Союза Советских Художников. Лауреат Ленинской премии (1966 - посмертно).
Худ. Герасимов Сергей Васильевич. Автопортрет. 1923 г.
Сергей Васильевич родился в г. Можайске в крестьянской семье. О годах своей учебы вспоминал так - "Учился я в сельской школе и городском училище. Пятнадцати лет приехал в Москву и поступил в Строгановское училице... Я увлекался Васнецовым, Нестеровым. Очень хорошо вспоминаю Строгановское училище. Там преподавали С.В.Иванов, К.А.Коови, А.М.Корин и другие". Там он учился с 1901 по 1907 г. Окончив декоративное отделение Строгановки. в 1907 г. поступил в в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится до 1911 года. Здесь его учителями были прекрасные живописцы К.А. Коровин, , В.А. Серов и А.Е. Архипов.
Одновременно с учебой, начиная с 1904 г., Герасимов работал в типографии И.Д. Сытина, а в 1912 - 1914 годах он преподавал на курсах для литографов в художественной школе при той же типографии. (впоследствии Герасимов на протяжение всей своей жизни преподавал в различных художественных вузах Москвы).
В 1911 году окончив МУЖВЗ и получив звание художника I-й степени, Сергей Герасимов с упоением отдался любимому занятию.
"Первое время и довольно долго потом, - вспоминал далее художник, - я работал главным образом акварелью... Масляная живопись мне далась не сразу, а в результате больших усилий".
Герасимов С.В.
Герасимов С.В. Рыбаки Волхова. 1920-е годы
В 1914 году Сергея Герасимова призвали в армию, где он в 1914 - 1917 годы служил писарем во Втором эвакуационном распределительном пункте на Покровке в Москве. Послабления в военной службе, жизнь вечерами дома, позволяли иногда заниматься искусством.
Герасимов С.В. Колокольчики. 1915 г.
После революции Герасимов был членом объединений "Маковец", "Общество московских художников" и АХРР. Жил в Москве и Можайске, где еще в 1915 году построил себе дом-мастерскую. Художник Вера Васильевна Фаворская (однофамилица художника
Фаворского В.А.) вспоминала - "Там у него был одноэтажный дом. Он надстроил второй этаж - мастерскую, очень симпатичная, не очень большая, с окнами прямо на Москву-реку. Участок, на котором стоит его дом, у них уже около трехсот лет, принадлежит именно Герасимовым... У него отец был кожевник, у него кожевенное заведение было. У родителей его жены, по-моему, торговля была какая-то. Во всяком случае, вот сейчас Леонид (сын Герасимова) - это шестое поколение". В этой мастерской Герасимовым написан целый ряд картин.
Герасимов С.В. Можайск. Оссенний вечер. !954 г.
Герасимов С.В. Зимний пейзаж. Частная коллекция.
Среди работ художника есть целый ряд эталонных соцреалистических картин, таких как "
Клятва сибирских партизан", 1933 г,; "
В.И.Ленин на втором съезде Советов среди делегатов-крестьян", 1936 г.; "Колхозный праздник", 1937 г. "
Мать партизана", 1943 г. и др. В то время без таких картин художнику трудно было существовать и получать заказы. Каждый делал свой выбор, кто-то соглашался, кто-нет.
Герасимов С.В. Колхозный праздник. 1937 г.
По воспоминаниям той же В.В. Фаворской, когда Сергей Васильевич писал эту картину у него еще не было своей мастерской, он ее писал у Фаворской дома (напомню, в этом доме на Петровско-Разумовской аллее мастерских не было, а дом №1 на В.Масловке с мастерскими тогда еще не был достроен). На переднем плане Герасимов изобразил своего сына с велосипедом, это Лёня Герасимов.
Однако, лично мне близок Герасимов, как художник лирик, как один из представителей русского импрессионизма. Художник Нюренберг вспоминая о Сергее Васильевиче, писал - "Как-то в беседе с Кончаловским, когда он был в ударе и о художниках говорил ярко и остро, я спросил его: - Петр Петрович, как вы относитесь к Сергею Герасимову? Он сказал: - Хорош. Художник талантливый. Но, по-моему, часто подпадает под влияние других.... Как и Кончаловский, Сергей Герасимов в молодые годы испытал большое влияние своего учителя Коровина и мечтал освободиться от этого влияния. В десятые годы нашего века слава Коровина была очень велика. Он был первым художником, познакомившим русского зрителя с техникой импрессионизма.... Сергей Герасимов мечтал о строгой станковой живописи и новых средствах выражения. Знакомство его со Щукинской коллекцией, где находились полотна знаменитых импрессионистов, произвело на него сильное впечатление. Особенно нравился ему Сислей с его лирическими пейзажами. В этом офранцуженном англичанине Сергей Герасимов почувствовал много близкого и родственного. Ту же склонность к поэзии и к мягким гармоничным цветовым отношениям можно наблюдать и в его собственных работах. Акварельность колорита в картинах Сислея особенно привлекала Сергея Герасимова. Он и сам всю жизнь работал в акварели. Любил ее и, как никто у нас, умел ею владеть. Изучив импрессионистскую технику, Сергей Герасимов много работал над ее освоением и созданием своего собственного стиля... В его работах 30-х годов появляются черты зрелого мастерства. Исчезают коровинские ловкие мазки, упрощенные цветовые отношения, повышается вкус. И самое ценное, что в этих вещах мы уже видим его личную, им выношенную поэзию..."
Герасимов С.В. Кисловодск. 1939 г.
Отмечу, в то время художник нередко порицался за порой излишнее увлечение "сиянием светозарных пленэрных красок", доставшееся ему от любимых учителей - Константина Коровина и Абрама Архипова. В свете подобных упреков Сергей Васильевич долгое время, включая 1930-1940-е годы, оценивался как еще формирующийся, ищущий себя художник, не всегда способный выявить всю глубину соцреалистического искусства.
В 1941 - 1943 годах Сергей Васильевич находился в эвакуации в Самарканде, где были им написаны пейзажи "Ветреный вечер. Самарканд", "Улица в Самарканде. Весна" и другие.
Вернувшись из эвакуации, он, в 1944 г., пишет картину "Разрушение стены Ярославова дворища", где расказывает о разрушении архитектурных памятников Великого Новгорода в годы ВОВ.
Герасимов С.В. "Разрушение стены Ярославова дворища". 1944 г.
В послевоенный период Герасимов также нередко попадал и в списки, уличаемых в формализме художников и специально выделялся в ряду тех, кто был "повинен в грехах импрессионизма"
Сергей Васильевич был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли.
Герасимов С.В. Ранняя весна на озере.
Герасимов С.В. Снова весна. 1954 г.
Однако ему удавались не только пейжажи, но и портреты, и натюрморты.
Герасимов С.В. Девушка на солнце. 1938 г.
Кроме того, Герасимов С.В. известен и как художник-иллюстратор. Среди его работ иллюстрации к "Капитанской дочке" А.С. Пушкина, к "Делу Артамоновых" А.М. Горького, к драме Островского "Гроза" и др.. За некоторые из них в 1958 году Сергей Васильевич Герасимов получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
В 1950-е - 1960-е годы Сергей Васильевич много путешествовал, он совершил поездки по Греции, Италии, Франции, Голландии, Швеции и другим странам. В этот период были написаны картины "Улица в Венеции", "Венеция. Последние лучи", "Улица в Париже" (все в 1956 г.), "Англия. Оксфорд" (1959), "Париж. Киоск" (1960), "Парфенон" (1961) и другие.
Герасимов С.В. Италия. Неаполитанский залив. 1955 г.
Скончался Сергей Васильевич Герасимов 20 апреля 1964 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
В этом посте мне удалось рассказать только о двух художниках, живших в этом доме на Петровско-Разумовской аллее. Еще об одном художнике, когда-то жившем в этом доме, я написала отдельный пост в двух частях. Речь идет о художнике Татлине В.Е.
В дальнейшем я планирую написать еще о некоторых творцах, проживавших тут,. Вполне вероятно, что тогда появятся части 6А, 6Б и т.д., когда напишу, тут дам ссылку. А пока, в следующей части, мы поговорим о доме художников №1 на Верхней Масловке.
Татлин В.Е. - художник с оборванными крыльями. Часть 1.
Татлин В.Е. - художник с оборванными крыльями. Часть 2.
Городок художников. Верхняя Масловка, дом №1. Часть 7. (пишу)
Другие достопримечательности. Оглавление.